Что ответили агрегаторы на обвинения в накрутке цен во время ЧП в метро

Таксисты, взвинтившие цены на проезд в утро, когда некоторое время не работала подземка, возмутили городской Комитет по транспорту

«Данная ценовая политика лишает многих пассажиров доступных поездок. Прошу незамедлительно принять исчерпывающие меры для недопущения подобных ситуаций», – заявил председатель Комитета по транспорту Кирилл Поляков в письме, которое было направлено агрегаторам.

13 минут без метро

Напомним, что 11 марта из-за дыма было кратковременно закрыто движение поездов на 3-й линии. Задымление, вызванное нарушенной изоляцией кабельной муфты, ликвидировали почти сразу, но ключевой участок – от станции «Василеостровская» до станции «Площадь Александра Невского» – работал с перебоями, по одному пути. С 9:21 до 9:34 линия была закрыта полностью.

В этот момент, сообщает Комитет по транспорту, ситуацией воспользовались многие такси, резко подняв прейскуранты на свои услуги. У некоторых агрегаторов, по рассказам жителей, цены выросли сразу в три раза. Наживаться на нештатной ситуации Смольный считает недопустимым делом и просит в кратчайшие сроки принять меры по недопущению повышения цен на свои услуги.

Редакция «Петербургского дневника» поинтересовалась у агрегаторов, какие меры к жадным водителям будут приняты, но оказалось, что сначала этих водителей потребуется найти, а заниматься этим никто не будет.

«Мы пока не получали запросов из Комитета по транспорту или администрации Санкт-Петербурга, – отметила пресс-секретарь ГК «Везет» Мария Фойхт. – Тарифы на услуги такси устанавливаются перевозчиками, и 11 марта они не менялись. На конечную стоимость поездки влияет множество факторов, такие как затрудненность движения в определенном районе или количество активных водителей на линии. Тысячи горожан, лишенных возможности передвигаться на метро, ищут альтернативный способ добраться в место назначения, и часто им становится такси. И если машин на всех не хватает, а их и не будет хватать, рядом со станциями метро включается статус «высокого спроса», и цена растет».

При этом представитель «Яндекс Gо» Алексей Бирюков заявил, что компания «тесно взаимодействует с городской администрацией во время сложных и чрезвычайных транспортных ситуаций, в частности – ориентирует приехать в трудное место как можно больше «экипажей».

Агрегаторов – узаконить

О том, что цену на услугу назначает робот, а он газет не читает и про закрытия не ведает, рассказал и глава Некоммерческого Партнерства «Петербургское такси», член Общественной палаты Александр Холодов. Робот реагирует даже на вполне штатные ситуации, например, прибытие «Сапсана». До прибытия стоимость поездки от вокзала до дома составляет 500 рублей, а через 5 минут – уже тысячу. Спрос в одной точке многократно возрос – и вот результат.

Но это не значит, что проблему агрегаторного ценообразования не надо решать.

«Самый крупный агрегатор, «Яндекс.Такси», поначалу утверждал, что он просто поисковик, который сводит вместе людей, желающих подработать таксистами, и будущих пассажиров, – говорит Холодов. – Но сейчас они стали, по сути, монополистами и находятся вне правового поля. Агрегатор отменил для своих водителей обязательный медосмотр в начале смены и вообще стал диктовать условия. Представьте, что вы будете заказывать через поисковик билеты в театр, и агрегатор скажет: «На этот спектакль мы сделаем наценку, потому что его все любят, а другой спектакль будет стоить подешевле».

Теракт – это совсем другое дело

Напомним, что 4 года назад, в день теракта в метро, петербуржцы в едином порыве помогали друг другу добраться до дома, потому что закрыт был весь метрополитен, а не только одна линия. И все дружно ополчились на таксистов, взвинтивших цены на услуги. Таких было немного, а крупные агрегаторы, наоборот, заставили своих водителей работать бесплатно, позже компенсировав им расходы.
Другое дело, что на всех машин, конечно, не хватало.

«Задирание цены, – продолжает Александр Холодов, – делает потерпевшими сразу двух пользователей. Один – это тот, кто согласился ехать за 5000 рублей там, где цена поездки – 500. Второй – тот, кто отказался и пошел пешком. Первому потом могут компенсировать затраты, некоторые агрегаторы это проделывали, а про второго никто не узнает. Хотя он больше пострадал».

В 2017 году, когда произошел теракт, такси через приложение было еще не так популярно, и многие пользовались официальными таксомоторами, обговаривая цену с самим таксистом. Сейчас все изменилось, но и среди таксистов стало больше непрофессионалов, которые к тому же никому ничем не обязаны.

Председатель некоммерческого партнерства таксомоторных предприятий Петербурга Юрий Вейков напомнил, что в нашей стране государство не устанавливает цены на таксомоторные перевозки. Это делают агрегаторы, которые, естественно, стремятся заработать на высоком спросе. Они не могут обязать конкретного водителя взять конкретные заказы (хотя и созывают всех в район ЧП – прим. «ПД») и вынуждены увеличивать на них цены с целью заинтересовать водителей.

«Возможно, цены взвинчивали нелегальные таксисты. По любой жалобе пассажира надо проводить конкретное расследование, а в расследовании локального повышения цен я особого смысла не вижу. С одной стороны, у нас нет госрегулирования цен и тарифов в такси. С другой стороны, агрегаторы, как коммерческие организации, стремятся через рыночные механизмы регулирования цен увеличить свои доходы», – объяснил эксперт.

Источник

Похожие новости