В Петербурге пытаются найти управу на таксистов без комплексов

Жалобы на таксистов в Петербурге подкреплены мрачными и мерзкими фактами

Известие об «этическом кодексе таксиста», который будто бы собираются принять в Петербурге, изрядно повеселили всех — кроме самих таксистов. Сервис такси в его нынешнем состоянии — один из самых неприглядных (и неотрегулированных) в городе. Жалобы пассажиров только фиксируют проблему, но кто и как будет ее решать — неясно до сих пор.

Сделаем оговорку: таксисты «прежних времен» тоже были не идеальны, к тому же их услуги были недешевы. Относительно низкая цена и широкая доступность нынешнего такси от «агрегатора» прямо пропорциональна качеству услуг. Но это еще не повод выпускать на улицы города неуправляемых и неадекватных персонажей, опасных как для пассажиров, так и для всех окружающих.

Сегодня мы не будем говорить о своеобразном понимании «новыми таксистами» пунктов ПДД (неадекватов на дорогах и без них достаточно). Мы расскажем о других «особенностях сервиса». Вот несколько происшествий, получивших широкую огласку (и очевидную судебную перспективу, причем по уголовным статьям).

ПОВОРОТ НЕ ТУДА

15 января «МК» в Питере» писал об инциденте с неуправляемыми водителями такси: на этот раз 23-летний уроженец Узбекистана пытался изнасиловать 17-летнего пассажира.

По словам отца юноши, тот вызвал такси через мобильное приложение, чтобы «поехать по своим делам». Однако водитель-мигрант заблокировал двери и отвез пассажира вовсе не туда, куда требовалось. Затем, как скупо сообщается в релизе, он попытался с применением насилия заставить мальчика «удовлетворить собственные желания».

К счастью, молодому человеку вовремя удалось открыть дверь и покинуть машину. Полицейские нашли водителя, а Следственный комитет возбудил уголовное дело о покушении на совершение насильственных действий сексуального характера.

Другой таксист (также родом из Средней Азии) в январе 2021 года устроил на глазах своей пассажирки «сеанс одиночного интима».

По словам 23-летней Марии Д., которые цитировал «МК», первым делом таксист уточнил, сильно ли она торопится. Получив же отрицательный ответ, понял это как приглашение к приятной беседе. Для начала он зачем-то поведал, каким бывает «первый раз» у узбекских девушек — и поинтересовался тем, как «это» происходило у его пассажирки. Сидевшая сзади Мария отвечала лаконично, тогда водитель пожаловался, что ему холодно и предложил ей пересесть вперед. А когда пассажирка отказалась, остановил машину, включил видео «для взрослых» и попросил пассажирку немного подождать — ведь она все равно не торопится?

«Он притормозил, расстегнул ремень безопасности и начал мастурбировать», — так описывает происходящее Мария.

Девушка не побрезговала снять процесс на видео и выложить в соцсети. Здесь мы имеем более изысканный случай: собственно, пассажирку руками никто не трогал, а все остальные события могут иметь разную трактовку.

Питерские таксисты нашли любвеобильного коллегу даже раньше правоохранительных органов (которым его все рано пришлось передать). Выяснилось, кстати, что герой видео — онанист-рецидивист: в соцсетях его опознали и другие пассажирки.

«Я хочу, чтобы в такси появилась хоть какая-то безопасность для женщин, и буду за это бороться, — говорила позже Мария Д. в интервью «МК». — Чтобы компании строже относились к приему на работу, и чтобы агрегаторы их услуг тоже несли ответственность. Всем девочкам я советую добавить в телефон экстренные вызовы важных контактов — и чтобы, по возможности, возили с собой средства самообороны. Кстати, у меня их не было, так как я ехала в аэропорт и там бы у меня их изъяли».

(Заметим, что именно по этой причине рейсы в аэропорт и обратно порой становятся опаснее, чем предполагалось).

«Я не оправдываю его, дурак он. Хотя и понимаю, почему [он так делал], — честно говорит пострадавшая. — Вот и посадят дурака теперь, как насильника. Хотя он и пальцем никого не трогал».

К слову, Московский районный суд не стал зверствовать, признал водителя виновным в мелком хулиганстве и назначил ему пять суток административного ареста. Для депортации из страны этого недостаточно, но у героя все впереди.

«МК» ЦИФРЫ

Проект «этического кодекса» для таксистов был вынесен на «общественное обсуждение». 62 % опрошенных горожан высказались «за», 16 % нашли идею бессмысленной. При этом больше всего пассажиров (27 %) отметили в качестве вопиющих недостатков нарушение правил дорожного движения со стороны таксистов; 18 % осудили «постоянные разговоры водителей по телефону»; в 10 % машин заметили грязь. 6 % пассажиров столкнулись с грубостью водителей, 16 % — с несвоевременной подачей машины. 22 % не назвали вообще никаких проблем.

НАВЯЗЧИВЫЙ СЕРВИС

Иногда горожане и особенно горожанки мирятся с безобразием, тем самым «легитимизируя» происходящее. Так, уже в марте 2021 года 37-летняя петербурженка обратилась в полицию по поводу довольно продолжительного и, по ее словам, не вполне добровольного «обслуживания» 24-летним таксистом — уроженцем Таджикистана.

Предполагаемая жертва рассказала и обстоятельства «знакомства»: в августе 2020 года она вызвала такси, чтобы доехать домой из аэропорта. На выходе из терминала к ней подошел незнакомый мужчина и предложил свои услуги (вероятнее всего, речь идет о привычных «бомбилах»). В ходе поездки водитель и пассажирка обменялись номерами телефонов (что, конечно, тоже вызывает ряд вопросов). Но то, что произошло потом, явно вышло за пределы «морального кодекса».

Водитель (со слов женщины — «Мухаммад») начал каждое утро приезжать к дому женщины и возить ее до работы. Но (опять же, по ее словам) дорога получалась непростой. Водитель якобы силой заталкивал женщину в машину, отвозил в гаражи и насиловал там в извращенной форме. По ее уверениям, мужчина «запугал» ее, поэтому она не решалась обратиться за помощью раньше.

Этот конкретный случай еще подлежит внимательному разбору. Но для всех подобных инцидентов существуют и общие рекомендации: ни в коем случае не спускать дело «на тормозах». И это даже несмотря на то, что ответственных найти порой бывает очень трудно: с водителя (непосредственного виновника) взять нечего, а между ним и реальным бенефициаром бизнеса имеется как минимум несколько посредников (диспетчер, компания-агрегатор, номинальный владелец автомобиля…).

«Надо подавать на возмещение морального вреда в районный суд по месту регистрации компании, а также можно попытаться возбудить уголовное дело по ст. 213 УК РФ «Хулиганство», — рекомендовала в публикации «МК» адвокат Майя Шевцова. — Причем уголовное дело именно потому, что он делал это в общественном транспорте. Такси тоже общественный транспорт, и публичные действия сексуального характера в нем — хулиганство. В то же время право на компенсацию морального вреда прописано в статье 15 Закона о защите прав потребителя, причем размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда».

ТАКСИСТ — ДРУГ ЧЕЛОВЕКА

Комитет по транспорту Петербурга признает, что за последнее время число жалоб горожан на поведение таксистов возросло. Если верить властям, для петербургского такси уже разрабатывают специальный свод правил, содержащий обобщенный «собирательный портрет» квалифицированного водителя (тот самый «этический кодекс»), а также минимальные требования к качеству услуги.

Кстати, компания-агрегатор, на которую в поте лица трудился водитель-узбек из нашего второго примера, как раз одной из первых поддержала работу над «этическим кодексом».

«У нас есть собственные стандарты сервиса, — рассказали представители компании. — Но после недавних инцидентов мы работаем над их обновлением: внедряем этические стандарты по работе с пассажирами и пассажирками для подключенных к нам водителей-партнеров».

В этом смысле можно с грустной улыбкой вспомнить советскую памятку «О культуре обслуживания пассажиров». Она была первоначально принята таксопарками еще в 1972 году и содержит, например, такие трогательные строки: «пассажиры хотят видеть не просто водителя, но и товарища, друга, к которому можно обратиться с просьбой в полной уверенности, что он поможет».

«Товарищи» остались в прошлом: основной контингент таксистов ведет себя в чужом городе совсем по другим этическим нормам. И никакой «кодекс», кроме жесткого контроля, здесь не сработает.

Так или иначе, соглашение об «информационном взаимодействии», которое предусматривает в том числе «подготовку предложений к внесению изменений в городское и федеральное законодательство», в Петербурге уже действует и подписано всеми агрегаторами.

Источник

Похожие новости