Госдума приняла в третьем чтении законопроект, позволяющий лишать водителя прав в случае, если у него обнаружатся серьезные заболевания. Их список правительство определит позже, как и процедуру реализации. Рядовым водителям этот закон не страшен: для них почти ничего не изменится. Он коснется главным образом профессиональных шоферов, которые должны проходить медосмотры перед и после каждого рейса. Также нас не должна пугать прописанная в документе обязанность возить с собой медицинскую справку: Минздрав заявил, что это не обязательно.
«Законопроект направлен на упорядочение медицинских аспектов повышения безопасности дорожного движения за счет недопущения лиц, имеющих медицинские противопоказания, к управлению транспортными средствами. <…> Законопроектом предлагается дополнить статью 28 Федерального закона новым основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами, связанным с наличием, выявленных в результате обязательного медицинского освидетельствования, медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначений и конструктивных характеристик», – отмечается в пояснительной записке.
Инициатива разрабатывалась в правительстве с 2010 года, когда были выявлены десятки тысяч водителей, состоящих на учете в наркологических и прочих диспансерах (последствиями такой «находки» стало лишение прав более 40 тысяч автовладельцев через суд). В пояснительной записке указаны две отправные точки: поручения президента РФ Дмитрия Медведева от 28 августа 2009 года по итогам совещания по вопросам повышения безопасности дорожного движения 6 августа 2009 года, а также «заседание президиума Совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 23 апреля 2010 года об ужесточении медицинских показаний по допуску лиц к управлению автотранспортными средствами с учетом международного опыта». В Госдуму документ направили в августе 2012 года. Во время пребывания там он лишился конкретного списка заболеваний, не совместимых с вождением. Минздрав хотел зафиксировать в законе следующий перечень: «заболевания, сопровождающиеся расстройством сознания», «психические заболевания», «хронические заболевания сердца», «активные формы туберкулеза», серьезные нарушения зрения. Однако этот вопрос отложили на потом. Для него теперь предусмотрено отдельное постановление правительства, в котором пропишут и порядок лишения прав.
Предположительно после выявления серьезной болезни медицинская справка у водителя будет аннулироваться, а информация о заболевании – направляться в единую базу Госавтоинспекции, которой полицейские пользуются при проверке документов. При прохождении медицинского освидетельствования осмотр врачом-психиатром и врачом-психиатром-наркологом будет проводиться только в государственных или муниципальных медорганизациях по месту жительства. «Это необходимо для получения верифицированного заключения о наличии или отсутствии у водителя психического расстройства или расстройства поведения, в том числе связанного с употреблением психоактивных веществ», — разъясняет Минздрав.
За нарушения при проведении обязательного медосвидетельствования кандидатов в водители предусмотрены санкции. А за нарушение порядка проведения обязательных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медосмотров граждан решено штрафовать на сумму 1-1,5 тыс. рублей, должностные лица — от 2 до 3 тыс. рублей, юридические лица и индивидуальных предпринимателей — от 30 до 50 тыс. рублей.
Авторы законопроекта предложили обязать водителей возить с собой медицинские справки. «Для решения вопроса о механизме контроля за прохождением обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств предлагается внести изменения в действующие Правила дорожного движения, обязывающие водителей транспортных средств иметь при себе и по требованию сотрудников полиции предъявлять для проверки медицинское заключение о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами», – говорится в пояснительной записке к законопроекту. Однако Минздрав позже заявил, что постояно иметь при себе медицинское заключение водителям не придется.
Вообще, поправки в первую очередь коснутся профессиональных водителей. «Новым документом устанавливается кратность прохождения обязательных периодических медицинских осмотров – раз в два года. Их будут проходить, только лица, управляющие транспортным средством в качестве работника или индивидуального предпринимателя. Медицинское освидетельствование нужно будет проходить лишь при получении, замене или возврате водительского удостоверения», – поясняла пресс-служба Минздрава. Возникает, впрочем, еще один любопытный аспект: законопроект может серьезно испортить жизнь уклонистам от армии.
Пока автомобилисты и так обязаны предъявлять медсправку только при замене или выдаче водительского удостоверения (национального и международного) и при возврате его после лишения. Аккуратному водителю же достаточно проходить медкомиссию раз в десять лет, до окончания срока действия прав. При этом граждан, страдающих хроническими заболеваниями, можно лишить прав и сейчас, как уже упоминалось, через суд. Для этого Генпрокуратура должна запросить информацию о состоянии здоровья в медучреждении.
Член совета МООА «Свобода Выбора» Александр Холодов в целом одобряет принятие законопроекта: «Основная идея законопроекта – следить за здоровьем тех, кто профессионально занимается транспортными перевозками. Принципиальный момент: если человек не прошел медосмотр, можно будет инициировать процедуру лишения прав. Теперь это законодательно прописано, и следующим этапом станет ужесточение контроля за организациями», – отметил эксперт. Вопросы возникнут позднее, когда будет установлена процедура контроля. «Это рамочный закон, а конкретику, то есть то, как он будет реализован, можно будет обсуждать только после принятия постановления правительства», – подчеркнул Холодов.