Петербургский аэропорт Пулково до 17 марта принимает заявки от компаний, желающих стать главным такси для пассажиров аэропорта. Шансы на победу может повысить готовность участников расставаться с деньгами.
Управляющая аэропортом компания «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС) выбирает официального оператора для приема заказов такси на территории аэропорта. Сейчас эти услуги предоставляет УК «Такси Пулково», доходы которого из-за пандемии сократились на 70–80%. Задумавшись об оптимизации, заказчик запросил предложения других игроков рынка. «Фонтанка» узнала, кто вступил в борьбу и каким аэропорт хочет видеть придворного таксиста.
«Аэропорт Пулково на постоянной основе ведет работу по оптимизации неавиационной коммерческой деятельности и развитию сервисов, — рассказали «Фонтанке» в ВВСС. — Конкурс проводится для отслеживания тенденций и трендов на рынке перевозок пассажиров и багажа легковыми такси, а также для оценки текущего оператора в сравнении с конкурентами. «УК «Такси Пулково» является давним партнером ВВСС, договор с которым продлевался на новый срок в соответствии с результатами конкурса». Предложения от участников будут принимать до 17 марта включительно.
Условия конкурса являются закрытыми даже для претендентов, пока те не отправят заполненную по форме заявку на участие. Однако в распоряжении «Фонтанки» оказались материалы с требованиями к претендентам и критериями оценки. В ВВСС не стали комментировать их подлинность.
Согласно этим сведениям, компании поборются за право на 11 месяцев установить в залах аэропорта три круглосуточные стойки приема заказов такси и получить в управление две парковки — на въезде и под эстакадой. Для этого они должны предоставить основные учредительные документы, информацию о ценах, количестве персонала, компаний-партнеров, суммарном количестве и типах машин. Но наибольшее внимание при оценивании заявок будет уделяться объему минимальных инвестиций, стоимости аренды и сумме отчислений с каждого заказа, которые предлагает аэропорту претендент.
Бороться, безусловно, есть за что. По данным СПАРК, выручка ООО «УК «Такси Пулково» в 2019 году выросла с 77,5 до 90 млн рублей. От такого дополнительного дохода не отказались бы даже гиганты отрасли, однако пандемия серьезно подпортила результаты. В 2019 году пассажиропоток Пулково вырос с 18 до 19,6 млн человек, в 2020 — упал на 44%, до 10,9 млн. Даже если в этом году пассажиропоток увеличится на пару-тройку миллионов, это вряд ли сильно поможет оператору такси. Его доход в большей степени зависит от международного авиасообщения, о полном восстановлении которого пока мечтать не приходится.
Как рассказал «Фонтанке» владелец и гендиректор УК «Такси Пулково» Игорь Федоров, в 2020 году количество заказов компании и, соответственно, ее выручка упали на 70–80%. По его словам, пару лет назад с ним сотрудничали 40 фирм-партнеров, совокупный автопарк которых достигал 800 машин. Сейчас для ежедневного выполнения заказов достаточно 300–400 автомобилей.
На рынке такси огромная конкуренция и статус официального оператора позволяет занять определенную нишу. Его основными клиентами становятся иностранцы, пожилые люди и жители регионов, в которых агрегаторы не так сильно развиты. «Цены у нас, конечно, повыше. Есть много факторов, почему мы не можем ее снизить для своего пассажира: у нас все машины чистые, им не более 5 лет, водители проверенные. Еще мы платим ВВСС за аренду», — перечисляет Федоров. Он добавляет, что компания всегда старается встать на сторону клиента, например, при поиске забытого багажа или в каких-либо конфликтных ситуациях.
Помимо УК «Такси Пулково» об участии в конкурсе заявили еще несколько опытных игроков рынка. Директор по развитию компании «Петербургское такси 068», председатель правления некоммерческого партнерства «Петербургское такси» Виктор Соловьев рассказал «Фонтанке», что за статус оператора поборются обе организации, чтобы заказчик мог выбрать более предпочтительного партнера. По его словам, при подаче заявки они опирались на количество ежедневных заказов, которое даже с учетом пандемии позволяет получить прибыль.
Конкуренцию им составит «Таксовичкофф». В компании не наблюдают критического сокращения количества поездок в воздушную гавань Петербурга, видят в получении статуса официального оператора дополнительные возможности и высоко оценивают свои шансы на победу. «По имеющимся у нас данным, организатор конкурса выдвинул обоснованные критерии для участия в тендере. Детальную информацию мы получим после официального запроса, который на данный момент готовится нашими специалистами», — сообщил «Фонтанке» директор по развитию компании Анатолий Малышев.
По сведениям одного из игроков рынка, в конкурсе участвует сервис «Яндекс. Такси», с его готовностью к вливанию инвестиций он является фаворитом конкурса. В компании не ответили на запрос «Фонтанки». В «Ситимобил» воздержались от комментария, в Gett не смогли оперативно его предоставить.
Виктор Соловьев отказался разглашать или обсуждать условия конкурса, сославшись на конфиденциальность сведений. При этом он отметил, что крупные агрегаторы такси, хоть и обладают большим инвестиционным ресурсом, не отвечают за безопасность поездок, возлагая ответственность на своих партнеров. Известны случаи, когда аккаунты сервисов покупались людьми без прав, а водители оказывались в центре скандалов. «Сообщество обеспокоено тем, что безопасность пассажиров под угрозой», — сказал Соловьев.
Тем не менее на официальном сайте московского аэропорта Шереметьево в разделе транспортных услуг пользователю предлагают выбрать между покупкой авиа- и железнодорожных билетов, арендой автомобиля или услугами «Яндекс. Такси». Компания запустила совместный проект с аэропортом с фиксированными ценами на поездки в 2017 году. Аналогичный раздел на сайте Домодедово отсылает к расположенным на территории аэропорта стойкам Gett и компании «Домтранс», а сайт Внуково переводит на официального оператора — компании «Такси-Внуково».
Одним из предшественников нынешнего оператора такси в петербургской воздушной гавани было ЗАО «УК «Такси Пулково». Интересно, что в СПАРК электронный адрес компании содержит доменное имя pulkovo-airport.com. Судя по отчету о финансовых результатах, общество вело деятельность до 2015 года включительно. В этом же году предприниматель Андрей Данилов создал одноименное ООО, которое вскоре возглавил Игорь Федоров. В марте 2016 года компания заключила с ВВСС контракт на получение исключительных прав на ПО информационной системы «Заказ такси». Сумма закупки составила 755 тыс. рублей. В 2017 году Данилов регистрирует новое ООО с тем же названием. Старую организацию Федоров ликвидирует в августе следующего года и в ноябре становится владельцем новой, которая и является действующим оператором.