Защита или фикция? Верховный суд против безответственности агрегаторов такси

Службы заказа такси, которые ни за что не отвечают перед пассажирами, наконец урезонены Верховным судом, радуются СМИ. Как выяснил 78.ru, причина для радости преждевременна.

Верховный суд опубликовал документ, который долго ждали как профессионалы рынка такси, так и простые пассажиры, которым не посчастливилось попасть в ДТП или иную неприятную историю во время поездки. Это Постановление Пленума Верховного суда, описывающее, кто и в каких случаях несет ответственность при перевозках таксомоторным транспортом.

Сначала был опубликован проект постановления, в котором прямо говорилось, что ответственность за ущерб, причиненный пассажиру во время поездки, несут агрегаторы такси, указывало РАПСИ. В итоговом же документе от прямолинейных выводов отказались. Что, однако, не помешало многим СМИ объявить о том, что теперь права пассажиров защищены намного лучше.

— Специальные разъяснения по сути вводят повышенную ответственность и для водителей такси, и для компаний, под чьими брендами работают таксисты — сообщила, например, «Российская газета».

Транспорт повышенной опасности

Напомним, при каких обстоятельствах появилось постановление пленума ВС. В 2014 году пассажирка такси погибла в ДТП в Москве. Ее муж и дети подали в суд на компенсационные выплаты. Агрегатор, через который было заказано такси, как водится в таких случаях, снял с себя всю ответственность, заявив, что он является лишь информационной службой, помогающей таксистам и клиентам находить друг друга. Ответственность же за перевозку несет сам таксист или таксопарк, в котором он числится, заявил ответчик.

Суды соглашались с такой позицией, пока дело не дошло до Верховного суда. А он указал, что, согласно Гражданскому кодексу, агент несет ответственность по сделке, заключенной от своего имени. Именно такой была сделка по оказанию услуг такси погибшей пассажирке, решил Верховный суд. Дело направлено на новое рассмотрение. В случае положительного решения, истцы смогут взыскать с агрегатора по 1,5 млн рублей компенсации морального вреда.

И это далеко не единственный процесс такого рода. Женщина, получившая тяжелые травмы в ДТП в Петербурге, судится с агрегатором «Яндекс.Такси», пассажиркой которого она была в тот момент. Все, что она получила — 75 тыс. рублей по ОСАГО. Агрегатор своей ответственности не признает.

Стоит отметить, что происшествия с участием такси и таксистов происходят чуть ли не каждый день, но далеко не все пострадавшие готовы отстаивать свои интересы в изнурительных судебных процессах.

Юридические шахматы

Обилие ДТП с участием такси и исков, поданных пассажирами, видимо, побудили Верховный суд расставить все точки над «и». Судьи заявили, что перевозчик не имеет права прописывать в условиях предоставления услуг пункты об ограничении своей ответственности. Кроме того, указали, что ответственность несет то лицо, к которому обращается клиент при заказе такси.

— Лицо, к которому обращается клиент для заключения договора перевозки пассажиров и багажа, отвечает перед пассажиром за причиненный в процессе перевозки вред, если оно заключило договор перевозки от своего имени либо из обстоятельств заключения договора (например, рекламные вывески, информация на сайте в сети «Интернет», переписка сторон при заключении договора и т. п.) у добросовестного гражданина-потребителя могло сложиться мнение, что договор перевозки заключается непосредственно с этим лицом, а фактический перевозчик является его работником либо третьим лицом, привлеченным к исполнению обязательств по перевозке, — говорится в постановлении пленума.

Но агрегаторы четко прописывают в договорах, что заказы передаются их партнерам, являющимся другими юрлицами. И, заказывая такси, клиент подтверждает, что он ознакомился и согласен с этими условиями, указывает директор некоммерческого партнерства «Петербургское такси» Александр Холодов.

— На мой взгляд, Верховный суд точку не поставил. В каждом случае гражданин будет доказывать в суде с непонятной перспективой, что он был введен в заблуждение, заказывая такси, — говорит он.

Решением проблемы могли бы стать изменения в законодательстве, которые дадут агрегаторам некий юридический статус, считает Александр Холодов.

— На сегодняшний момент у нас агрегаторов такси с точки зрения закона не существует. Это некий вымышленный персонаж, — указывает эксперт.

Такие законы вносились в Госдуму, но до сих пор ни один из них не было принят.

Источник

Похожие новости