Почти треть автомобилей такси главных московских агрегаторов не соответствуют правилам перевозок, бьют тревогу в дептрансе. Машины не оклеены по правилам, часто их номера не соответствуют указанным в приложении. Чем это грозит пассажирам и как бороться с фейковыми такси, разбирались «Известия».
Фейк-такси
После проверки 445 автомобилей агрегаторов «Яндекс. Такси», GETT, «Ситимобил», InDriver, «Везет» и «Максим» выяснилось, что 28% из них не соответствуют основным правилам перевозок. Об этом сообщила пресс-служба столичного дептранса в официальном Telegram-канале.
«Номера автомобиля не совпадают с теми, что вам написали в приложении, а некоторые нарушают правила внешнего вида — не оклеены, как такси, отсутствовали в реестре такси. Как выяснилось, такси агрегаторов «Максим» и «Везет» вообще сложно вызвать через приложение — заказы часто отменяют, а время ожидания слишком долгое», — отметили в дептрансе.
«Оператор уже не несет никакой ответственности»
Несовпадение номеров машины с теми, что указаны в приложении, — одно из самых распространенных нарушений. Еще в августе специалисты департамента транспорта вынесли это в разряд отдельных проблем.
«Некоторые агрегаторы такси подключают к перевозке нелегальные машины. По результатам нашей проверки с 4 июня по 30 июля из 586 такси различных операторов 47 раз на заказы приезжал совершенно другой автомобиль, не указанный в приложении. У таких машин часто нет разрешения на осуществление деятельности такси. Номер может отличаться только на одну цифру или букву, но оператор уже не несет никакой ответственности, если с пассажиром в дороге что-то произойдет. А в случае ДТП практически невозможно возместить ущерб, так как у нелегального автомобиля нет специальной страховки», — рассказали в дептрансе.
Больше всего «подложных» автомобилей оказалось у компаний InDriver, GETT и «Ситимобил». Такое нарушение серьезное, поэтому все полученные сведения были отправлены в прокуратуру для дальнейшей проверки. Также в департаменте транспорта обещали передать результаты недавней проверки агрегаторам, чтобы компании исправили недостатки.
Сами агрегаторы тоже стараются держать нарушителей под контролем. В «Ситимобил» рассказали, что уже запустили процесс проверки разрешений перевозчиков с последующим отключением машин, которые не имеют действующих разрешений в Москве.
«Ситимобил» продолжает совершенствовать механизмы выявления машин с подложными номерами — с недобросовестными перевозчиками проводятся разъяснительные беседы, их информируют о недопустимости подлога информации о регистрационных знаках машин, а также блокируются машины, у которых выявлены подложные номера или поддельные документы», — рассказали «Известиям» в пресс-службе компании. Там также пояснили, что специалисты «Ситимобил» помогут партнеру привести машину в надлежащий вид, если выявлены нарушения в части оклейки. При отсутствии разрешения на перевозку машину компания блокирует вне зависимости от того, брендированная она или нет.
«Никто не знает, что за рулем тот водитель»
Еще одна проблема столичного такси — за рулем может оказаться совсем другой водитель.
«Сейчас максимум, что может сделать пассажир, — сверить номера. Но даже если всё совпадает, это еще не означает, что за рулем тот водитель, который выехал утром из парка, или может быть его родственник или преступник, который выкинул водителя и приехал к вам», — рассказал «Известиям» координатор межрегионального общественного движения «Стоп Нелегал» Евгений Грэк. Чтобы такого не происходило, считает он, необходимо выдавать разрешения не на автомобиль, а на человека.
До пандемии активисты движения «Стоп Нелегал» дважды в неделю проводили рейды, в ходе которых выяснилось, что семь из 10 водителей такси едут с серьезными нарушениями: без документов, в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.«Поездки на автомобилях, которые не прошли проверку, небезопасны. Агрегаторы должны следить за тем, с кем и как работают. Кто находится за рулем и как долго. В новом законе о такси, который сейчас находится на рассмотрении в Госдуме, необходимо предусмотреть ответственность агрегаторов. Очень важно, чтобы права водителя и пассажира были защищены, а поездки были безопасными и комфортными», — отметили в пресс-службе МАДИ.
Закон и бизнес
Законопроект о масштабном реформировании отрасли такси, напомним, в 2015 году в Госдуму внесли депутаты Вячеслав Лысаков, Евгений Москвичев, Виталий Ефимов и Виктор Дзюба. Авторы документа планировали зафиксировать ответственность агрегаторов заказов, ужесточить правила для таксистов и прочее. Сейчас законопроект обсуждают уже в пятой редакции и он встречает всё большее сопротивление со стороны бизнеса.Недавно руководители более 300 таксопарков из 38 регионов России направили в Госдуму РФ на имя Вячеслава Володина обращение с критикой законопроекта «О такси». Основная причина — огромные траты, которые потребуют новые нормы перевозок. В частности, тахографы.«К сожалению, все версии проекта в основном проходят без обсуждения с бизнес-сообществом, что в итоге негативно повлияет на разрабатываемые положения ФЗ и бизнес при их реализации. Мы уже сейчас видим обеспокоенность наших партнеров и таксопарков по некоторым положениям нового закона, которые повлияют на их работу и могут сделать ее нерентабельной», — заметили в пресс-службе «Ситимобил».
Тахографы — предмет спекуляций, не более того, считает председатель общественного движения «TAXI 2018» Станислав Швагерус.
«В итоговой версии закона нет тахографов. Что касается цифры из 300 организаций, в России, исходя из доклада МЕФТа в 2019 году, существует 22 тыс. предпринимателей, которые занимаются перевозкой», — разъяснил Швагерус. Тем не менее в законопроекте есть много полезного, считает он. Например, более детально прописана ответственность агрегаторов, что они являются участниками транспортного процесса, а не просто информационной службой.«Еще важный момент: прописано обязательство агрегаторов открывать свои представительства в тех регионах, где они работают. Но это лишние расходы, поэтому владельцы бизнеса против, ссылаясь на цифровую экономику. В регионах 90% автомобилей такси не соответствуют нормам перевозки. И к кому обращаться пассажирам из Мурманска? В московский офис?» — рассказал «Известиям» Швагерус.
Агрегаторов сделают фрахтовщиками
Помимо готовящегося законопроекта о такси, будет изменен и устав автомобильного транспорта.
«С 1 января будут действовать новые правила перевозки, которые определяют, что агрегаторы являются не просто информационной службой, а фрахтовщиками: когда принимается заказ, они будут обязаны всю информацию хранить и предоставлять», — рассказал Швагерус. Он также отметил важность цифровых инструментов, которые бы позволили эффективно регулировать соответствие правилам перевозки.
«К примеру, реестр в электронном виде. Пока что разрешение выдается в бумажном виде, а реестр ведется отдельно в каждом субъекте РФ. Часть субъектов уже перешла на электронные разрешения — Московская, Белгородская, Свердловская области и другие. А когда реестр — в виде амбарной книги, подлинность разрешения на деятельность в такси агрегаторы не могут проверять», — пояснил Станислав Швагерус.
Как ездить на такси безопасно
«От закона «О такси» мы ждем следующего: права свободно пользоваться любым такси с шашечками, как в Европе. Стоит ли оно на улице или приезжает по звонку. Любое такси должно быть безопасно и застраховано на хорошие суммы. В случае тяжких последствий все права пассажира-потребителя должны реализовываться быстро и по умолчанию», — рассказала «Известиям» правозащитница Елена Гращенкова.
Пока закон проходит обсуждение, автомобильные эксперты советуют пользоваться более дорогими тарифами, на работу с которыми водителей дополнительно проверяют, или же обратить внимание на старые добрые таксопарки.«В большинстве городов еще чудом сохранились старые таксопарки, где автомобиль проходит предрейсовый технический осмотр, а водитель — предрейсовый медосмотр. Что немаловажно, при заключении договора данные людей проверяются, как и сами документы», — рассказал Евгений Грэк.
Источник