Интернет-агрегаторы такси пользуются у жителей России заслуженной популярностью, ведь они удобны, функциональны и предоставляют услуги за очень небольшие деньги. Однако, как оказалось после резонансной аварии в Москве, сервисы не несут никакой юридической ответственности ни за состояние своих водителей, ни за сохранность клиентов. Некоторые общественники и вовсе предложили запретить агрегаторы, но депутат Государственной думы Михаил Романов решил пойти менее радикальным путем и законодательно урегулировать эти вопросы.
Напомним, что 16 июня, во время чемпионата мира по футболу, киргизский водитель на машине с символикой «Яндекс. Такси» заснул за рулем, перепутал педали газа и тормоза и сбил восемь человек, в том числе иностранных болельщиков. Сам водитель признался, что не спал последние 20 часов, отчего и потерял управление.
Депутат Михаил Романов уверен, что к ответственности в подобных случаях должны привлекаться не только водители и их непосредственные наниматели, но и онлайн-сервисы заказа такси, которые не проверяют своих контрагентов и вслепую рекомендуют их услуги клиентам.
К такому выводу парламентарий пришел после ознакомления с результатами инициированной им же прокурорской проверки. В надзорном ведомстве установили, что в таксопарке, которому принадлежала машина водителя, не следили должным образом за техническим состоянием автомобилей, а предрейсовые осмотры шоферов проводились и вовсе фиктивно. Также оказалось, что предприятие было связано с самим сервисом лишь опосредованно – через другую фирму, с которой ООО «Яндекс. Такси» прекратило сотрудничество.
В результате получилось, что водителя арестовали, директору предприятия, которое сдало шоферу машину, вынесли предупреждение об устранении нарушений, а «Яндекс. Такси» осталось безнаказанным.
Между тем в конце июня СМИ опубликовали информацию, что пленум Верховного суда подтвердил ответственность «Яндекс. Такси» перед пассажирами. В тексте соответствующего постановления говорится: «Лицо, к которому обращается клиент для заключения договора перевозки пассажиров и багажа, отвечает перед пассажиром за причиненный в процессе перевозки вред, если оно заключило договор перевозки от своего имени, либо из обстоятельств заключения договора».
Также ВС разъяснил, что перевозчик отвечает за действия других лиц, к услугам которых он прибегает для перевозки, как за свои собственные.
«Перевозчик отвечает за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу пассажира, независимо от того, осуществлялась ли перевозка с использованием принадлежащего ему транспортного средства или с использованием транспортного средства, находящегося в его владении по иным, допускаемым законом, основаниям, в том числе по договору аренды транспортного средства с экипажем», – написано в документе.
По словам Михаила Романова, сегодня онлайн-сервисы не контролируют режим работы и физическое состояние водителей, эта обязанность возложена на юридическое лицо, которому выдано разрешение на перевозку пассажиров.
«В российском праве в принципе нет понятия «агрегатор», в пользовательских соглашениях крупнейших компаний оно также не содержится. Авария в Москве – пример того, насколько длинной может быть цепочка «онлайн-сервис – водитель». Я убежден, что именно предлагающий клиентам машины агрегатор должен нести ответственность за состояние как доступных через их сервисы автомобилей, так и водителей. К чести «Яндекс. Такси», после этого ДТП они добровольно предложили коллегам – представителям других сервисов делиться информацией о том, сколько конкретный водитель провел времени за рулем, по их приложениям и, суммируя эти данные, определять физическое состояние таксистов. Я думаю, что можно и законом установить обязанность агрегаторов следить за этим», – полагает Михаил Романов.
Кроме того, парламентарий хочет обязать интернет-сервисы указывать, сколько часов конкретный водитель провел за рулем, а также где именно он получил права.
«Необходимы и другие меры, накладывающие на агрегатора ответственность за состояние автомобилей и водителей. В ближайшее время мы проведем в Государственной думе консультации по внесению необходимых корректировок в действующее законодательство», – добавляет Романов.
Многолетняя борьба без намека на победу
По словам директора по развитию ГК «Петербургское такси 068» Виктора Соловьева, несмотря на существование постановления пленума ВС, вопрос с ответственностью агрегаторов, к сожалению, ни у кого не получается решить последние 5 лет.
Соловьев отметил, что ВС определил равную меру ответственности у таксомоторных предприятий и онлайн-сервисов. Однако первых почти не осталось, они превратились в компании по сдаче автомобилей в аренду через обратные договоры, тем самым разрушив отрасль, сказал директор по развитию.
«Когда водитель берет автомобиль в аренду и работает через интернет-сервис, то вся ответственность лежит только на нем. А если водитель иностранец из Средней Азии, то он может буквально пропасть в любой момент и никакой ответственности не понести. Если водитель гражданин России, то его в некоторых случаях могут привлечь в рамках ОСАГО. Сегодня очень тяжело доказать ответственность автотранспортных предприятий, а тем более агрегаторов», – сказал Виктор Соловьев.
По его мнению, чтобы навести порядок в этой сфере, необходимо запретить давать автомобили для перевозок в аренду через обратные договоры. 4 года назад законодательство изменили таким образом, что возить пассажиров можно было только на собственных автомобилях или на транспорте в лизинге. Но через полгода это ограничение убрали и города снова заполонили интернет-бомбилы на арендованных автомобилях.
«Кроме этого нужно закрепить за агрегаторами точно такую же ответственность с точки зрения передачи заказов не в автотранспортные предприятия, а в компании по сдаче автомобилей в аренду», – сказал Соловьев.
Устанут штрафы платить
Генеральный директор «Такси 6000000» (шесть миллионов) Алексей Эвентов всячески поддерживает инициативу депутата и готов даже «скинуться на нее». По его словам, сейчас на рынке такси царит «вакханалия», а сервис Uber и вовсе следует считать иностранным агентом, который «отмывает деньги» и не платит налоги в России.
Однако Эвентов считает, что агрегаторы так просто не обуздать.
«Эти онлаин-сервисы хорошо пролоббируют вещи, которые помешают их нормально контролировать, – 100%! Иначе они совсем потеряют этот рынок, – сказал Эвентов. – Если прямую ответственность действительно все-таки введут, то, учитывая количество заказов, «Яндекс» будет платить штрафов по 500 тысяч рублей в день, а это примерная стоимость машины».
Отметим: сегодня «Яндекс. Такси» работает в 126 городах России и стран СНГ. Более 200 тысяч водителей используют этот сервис. Будут ли они пересматривать принципы работы, в пресс-службе компании оперативно ответить не смогли.
Долой невыспавшихся
Руководитель региональной общественной организации автомобилистов «СПБ.АВТО» Святослав Даниилов в разговоре с «Петербургским дневником» отметил, что ситуацию с недосыпом водителей, которая становится причиной аварий, могут решить сами сервисы.
«Нужно строить систему работы таким образом, чтобы тщательно отслеживался режим труда и отдыха водителей. Ведь случай в Москве и ему подобные происходят от переработки и желания заработать больше. Логично было бы, если бы водителей, которые слишком долго находятся в системе, отключали от нее», – сказал Даниилов.
Но, как признался руководитель общества автомобилистов, он слабо представляет, как на практике можно обязать сервисы отвечать за автомобили и шоферов, учитывая их технологическую специфику.