В Петербурге и Москве встречается все больше машин с иностранными номерами. В Москве этой ситуацией уже обеспокоены. В Петербурге власти о проблеме еще не высказывались. Online812 разбирался, кому хорошо, а кому плохо от машин под чужими номерами.
Московская полиция отмечает, что автомобили с прибалтийскими номерами используют многие нелегальные такси. В Петербурге такое тоже есть. Рейд по отлову нелегальных таксистов, проведенный автомобильным правозащитником Александром Холодовым, этот тренд выявил: все чаще на машинах с эстонскими и литовскими номерами можно встретить выходца с Кавказа или жителя Средней Азии.
«Мы за время рейда выявили троих неграждан России на нероссийских машинах, — сообщил Холодов. – Один, например, был гражданин Таджикистана на машине из Литвы. Все это были не частники, пойманные на улице, а якобы реальные таксисты, вызванные по телефону. Теперь с «такси» на нероссийских номерах будут разбираться таможенники. Сначала они установят, кому в реальности принадлежит машина: точно ли ее купил в Литве тот, кто на ней сейчас ездит. Во-вторых, проверят таможенные платежи или сроки временного ввоза. В любом случае, такие машины нельзя использовать в коммерческих целях. Представляете – вы вот приедете на своей машине в Финляндию и начнете там отжимать легальных таксистов… В общем, гастарбайтерам, помимо статьи за предпринимательство без лицензии вменили еще статью за незаконную трудовую деятельность мигранта».
По российским законам, автомобиль с иностранной регистрацией может быть ввезен и российским гражданином, и иностранцем. Если владелец машины иностранец — тогда он может ездить на нем без права передоверия все то время, что находится на территории России. При этом законы РФ не требуют, что страна владельца машины и регистрации авто совпадали.
А граждане РФ могут ввезти иностранное авто на территорию России временно и передвигаться на автомобиле с иностранными номерами не более 6 месяцев в течение 1 года.
Почему именно прибалтийских машин стало на наших дорогах больше – понятно. Потому что это выгодно. В Прибалтике с некоторых пор не нужно платить транспортный налог – там он заменён налогом на использование дорог (он заложен в стоимость топлива) и налогом на загрязнение окружающей среды. А в России владелец такого автомобиля можно не платить штрафы за нарушения, которые автоматически фиксируются камерами — поскольку машина зарегистрирована заграницей, то и постановления о штрафах посылать некуда.
К тому же при временном ввозе машины, ее не надо растаможивать. С другой стороны — при временном ввозе таможня может требовать внесения залога (при вывозе обратно он возвращается, но не скоро). И надо периодически выезжать из России, чтобы потом снова оформить временный ввоз.
К тому же владелец такого авто никому не может передоверить управление автомобилем, при продаже машины в России придется-таки уплатить таможенные пошлины. А в случае, если номерные знаки вдруг украли (что у нас бывает) восстановить их можно будет только в той стране, где автомобиль стоит на учете.
Тем не менее, для все большего числа автомобилистов плюсы перевешивают минусы – иначе таких машин на дорогах не становилось бы больше.
«Купил в Литве десятилетний «Опель» за полторы тысячи евро, — рассказал Илья, ездящий по Петербургу на автомобиле с литовскими номерами. – На границе мне дали две недели, чтобы его растаможил, но можно было оформить и временный въезд. Я оформил на три месяца. Съезжу потом в Эстонию, поскольку в Литву – не обязательно, а Эстония ближе, и буду ездить дальше. Страховку, конечно, пришлось оформлять в России. Кроме того, я могу на этой машине ездить сам, но доверить руль не могу даже брату, даже если буду в этот момент сидеть рядом. И в полис его вписать тоже не могу. Все потому, что таможенная декларация оформлена на меня».
В том, насколько опасно столкнуться с таким иностранным автомобилем в ДТП, мнения экспертов расходятся. Одни считают, что машин с иностранными номерами на дороге лучше сторониться, поскольку потом водителя такой машины будет трудно найти и выплат от страховой компании не допросишься. Другие говорят, что ничего особенно не случится – поскольку полис ОСАГО на границе все должны оформить.
Online812 поинтересовался у инспектора отдела розыска одного из районных управлений ГИБДД, насколько сложно найти водителя машины с иностранным номером. Как выяснилось, в базу «Поток» иностранный номер заносится легко. И после этого, если машина объявится у стационарного поста ДПС, ее остановят.
«Установить имя владельца любой отечественной машины может любой сотрудник ГИБДД. Когда речь идет об иностранной машине, это уже уровень заместителя начальника Главка, — пояснили в райотделе ГИБДД. — Составляется отдельное поручение на имя Бугрова, главк пересылает наш запрос в таможню, и оттуда отвечают: кто и когда въехал в РФ на этой машине. Лично у меня был один случай в практике, когда после ДТП понадобилось искать «Ауди» с литовскими номерами. Мы послали запрос и на таможню, и в дорожное управление Литовской республики. Но это были уже излишние меры, потому что она здесь уже останавливалась за какие-то нарушения, то есть в базе были протоколы: кто ездит на этом автомобиле, нарушает правила и платит штрафы. Но когда административной практики нет, процесс, конечно, не такой быстрый. Месяца на два».
Такую же работу может проделать следователь, если ему приходится разбирать уголовное дело о ДТП. «Думаю, при резонансной аварии, с пострадавшими, ответ на запрос можно получить в течение 2 — 3 дней, — говорит адвокат Владимир Гарнин. – А вот если мы имеем ДТП о «железе», то инспектор по розыску начнет работать, только если его пинать».
Полиция Москвы, обеспокоенная увеличением количества ездящих по городу автомобилей с иностранными номерами, заявила о тщательной проверке всех автомобилей с номерами других государств, в первую очередь, – Прибалтики. Уверяют, что ежедневно в Москве выявляют порядка десяти автомобилей с фиктивными таможенными документами.
Сейчас МВД объявило, что нашло способ борьбы с нарушителями на автомобилях с иностранными номерами.
МВД вместе с Федеральной таможенной службой разрабатывают общую базу данных, куда таможня будет вносить автомобили, пересекающие границу. Доступ к базе получит МВД, благодаря чему штрафы с автоматических камер фиксации будут направляться владельцам автомобилей. Планируется, что при пересечении границы водитель должен будет оплатить штрафы, а в случае отказа, ему закроют въезд на территорию страны. Примерно так делается в Финляндии в отношении российских водителей.