Закон о такси может быть принят в России уже этой осенью. Законопроект передан на рассмотрение в Комитет Госдумы по транспорту и строительству. Об этом сообщил на пресс-конференции в информагентстве «НСН» член комитета, депутат Госдумы Александр Старовойтов.
Москвичи всё чаще стали заказывать такси через мобильные приложения. Такую услугу предлагает множество компаний: «Яндекс.Такси», Gett, Uber и другие. Эти компании называют себя агрегаторами. Это значит, что сами они не перевозят пассажиров, а только передают заказы перевозчику и информируют пассажиров о стоимости поездки, времени прибытия такси. Получается, что и в случае аварии ответственность перед клиентами несут не они, а водители такси. При этом ДТП с участием такси случаются ежедневно, и среди них есть «громкие» аварии.
Москвичка Елена Гращенкова не один месяц судилась с одним известным агрегатором. Она требовала от него компенсации в размере 60 млн рублей.
— Я приехала в Санкт-Петербург и с вокзала вызвала такси через приложение, — рассказала она на пресс-конференции. — Приехала машина с фирменными логотипами компании. Я села и отвлеклась на переписку в телефоне. На 15-й минуте поездки заметила, что водитель резко взял вправо и стал прижиматься к обочине, не снижая скорости. Я спросила: «Вы что, паркуетесь?», а потом посмотрела на него. Он сидел со стеклянными глазами, смотрел вперёд и не реагировал… Очнулась я уже в больнице.
На лечение Елена потратила больше 600 тыс. рублей. Суд признал виновным заснувшего за рулём водителя и обязал его возместить ущерб женщине — 615 тыс. рублей. А агрегатор как ни в чём не бывало заявил, что не несёт никакой ответственности перед человеком, который вызвал такси через его сервис…
По словам Александра Старовойтова, подобных случаев много. Вот отчего так нужен закон, регулирующий деятельность такси.
— Сейчас агрегаторы не могут проследить, сколько часов таксист провёл за рулём, — говорит Старовойтов. — Водитель может закончить работать с одной компанией, а потом переключиться на другую и в результате провести 18 часов за рулём. А реакция у утомлённого водителя такая же, как и у пьяного.
Чтобы решить проблему, законопроект предлагает выдавать лицензии не на машину такси, а на самого таксиста. Так удастся создать единую базу, где будет указана информация о водителе, его стаже и количестве часов за рулём.
Также в него вошло предложение проводить пред- и послерейсовый осмотр водителей через систему телематических данных — то есть передавать информацию о пульсе, давлении и другие данные о здоровье в режиме онлайн через специальные устройства.
Сейчас же эта информация заносится в путевые листы, которые многие таксопарки закупают уже заполненными на несколько месяцев вперёд.
В законопроекте также прописано, что такое агрегаторы и какова их ответственность за передачу заказов нелегальным водителям. За такое нарушение им может грозить штраф до 200 тыс. рублей и даже приостановка деятельности.
Пока же поездка вне правового поля больше похожа на «русскую рулетку».