Использование Uber является морально не приемлемым, заявила министр по делам бизнеса и предпринимательства лейбористского теневого кабинета в преддверии выступления Премьер-министра Великобритании Терезы Мэй (Theresa May) с основным докладом о правах трудящихся.
Теневой министр по делам бизнеса и предпринимательства Ребекка Лонг-Бейли (Rebecca Long-Bailey) обвинила корпорации в «эксплуатации» водителей.
Г-жа Лонг-Бейли заявила в интервью ВВС: «Я лично не использую Uber, потому что я чувствую, что это морально неприемлемо, но это не значит, что они не могут реформировать свою практику».
«Мне не нравится, как они эксплуатируют своих водителей, и я думаю, что недавнее судебное дело доказало, что водители фактически являются сотрудниками компании, и им необходимо получать достаточный объем защиты трудовых и социальных прав, которыми пользуются наемные сотрудники. Я не хочу, чтобы компании выстраивали свою работу на модели Uber. Uber, например, эксплуатирует водителей и использует существующие гибкие схемы. Да это важно иметь гибкость в трудовых отношениях, но это должно быть двухсторонней гибкостью. Это должна быть гибкость, которой пользуются и работник и работодатель».
Выступление министра теневого кабинета связанно с планами правительства консерваторов пересмотреть трудовые и социальные гарантии трудящихся в связи с глобализацией экономики, в которых содержится призыв к созданию лучших рабочих мест. Эти планы были раскритикованы лейбористами как «слабые».
В отчете для правительства, подготовленном под руководством Мэтью Тейлора (Matthew Taylor), бывшего советника Тони Блэра (Tony Blair), рекомендовано ввести новую категорию работников, называемую «зависимым подрядчиком», и предлагается ввести «подлинную двустороннюю гибкость», предоставляющую работникам дополнительную защиту.
В своем предстоящем выступлении в Лондоне, г-жа Премьер-министр, как ожидается, пообещает, что правительство будет действовать «для обеспечения надлежащей защиты интересов сотрудников по традиционным контрактам, самозанятым предпринимателям и тем, кто работает в экономике такси».
Но она собирается настаивать на том, чтобы Британия избегала «чрезмерного регулирования», сохраняла гибкость на рынке труда и оставалась «домом для инноваций, новых идей и новых бизнес моделей».
Профсоюзы и юристы по трудовым отношениям раскритиковали отчет, подготовка которого заняла девять месяцев, за отсутствие предложений по защите растущего числа работающих в доставке и компаниях такси, таким как Deliveroo и Uber.
Генеральный секретарь TUC Фрэнсис О’Грэди (Frances O’Grady) заявил: «Я беспокоюсь, что многие транснациональные корпорации сегодня вздохнут с облегчением. Из содержания отчета мы видим, что он не содержит действенных механизмов, необходимых для прекращения практики снижения трудовых и социальных гарантий, что приводит к эксплуатации людей. Мы будем приветствовать любые положительные новости, но не похоже, что отчет изменит баланс сил на рынках труда».
В альтернативном докладе г-на Тейлора (Taylor), руководителя Королевского общества искусств, говорится, что низкооплачиваемые работники не должны «застревать» на прожиточном минимуме и не должны сталкиваться с отсутствием трудовых и социальных гарантий.
Г-н Тейлор заявляет, что производительность и количество рабочих мест в Великобритании достаточно высокие, добавив, что настало время создавать лучшие рабочие места.
«В докладе содержится призыв к правительству принять амбициозные цели по превращению всей работы в справедливую и достойную».
«Несмотря на достаточно высокий национальный уровень заработной платы и налоговые льготы, всегда найдутся люди, которые работают, но им трудно сводить концы с концами».
«Наш социальный контракт с этими людьми должен включать в себя достоинство на работе и реалистичные возможности для продвижения на рынке труда».
«Плохая работа – небезопасная и эксплуататорская отрицательно сказывается на здоровье и благополучии, порождает затраты не только для уязвимых людей, но и для всех слоев общества».
«Повышение качества работы должно стать важной частью нашей стратегии увеличения производительности труда», — заявляет он.
Г-н Тейлор изложил семь «принципов справедливого и достойного труда». В том числе цели «хорошей работы для всех», дополнительные меры защиты для работников, страдающих от несправедливой, односторонней «гибкости работодателя», более сильные стимулы для работодателей справедливо относиться к своим работникам и более активное отношение к охране здоровья на рабочем месте.
Ожидается, что Премьер-министр озвучит подготовленные для нее тезисы.
«Доклад Тейлора информировал меня об усилиях по обеспечению того, чтобы «высокие стандарты наших лучших работодателей стали эталоном, по которому будут оцениваться все работодатели», и что «по мере изменения рынков труда наши практики и законы обязаны должным образом отражать и учитывать эти изменения», — заявила Тереза Мэй.
«Несмотря на то, что мы избегаем регулирования властных полномочий, мы будем следить за тем, чтобы у людей были социальные и трудовые права и защита, в которых они нуждаются», — добавила она.
«Это означает, что мы строим высокий национальный уровень занятости и низкий уровень безработицы, продолжаем стремиться к полной занятости».
«Это означает сохранение гибкости, которую люди ценят, и признание, что большинство работодателей относятся к своим сотрудникам не только справедливо, но и уважительно».
«Для нас это означает оставаться государством для внедрения инноваций, новых идей и новых бизнес моделей, при этом осознавать риски и трудности, с которыми люди стремятся строить собственное дело не только в самом начале, но и каждый день».
«Но это также означает поиск правильного баланса прав и обязанностей, гибкости бизнеса и его защиты».
Лидер союза таксистов Лен Маккласки (Len McCluskey) заявил, что рекомендации должны приводить к эффективному исполнению законов, добавив: «Все, что изложил г-н Тейлор бесполезно без принуждения к исполнению, а правительство – это собака, которая только лает, но не кусает».
Представитель Uber дал свой комментарий: «Миллионы людей полагаются на Uber, чтобы совершать поездки, и десятки тысяч водителей используют наше приложение, чтобы зарабатывать деньги самостоятельно. Почти все таксисты и частные водители были наняты на работу за десятилетия до того, как наше приложение появилось. А с Uber за ними больше контроля. Водители абсолютно свободны в выборе, когда и где они работают, без графика или обязательного минимума рабочих часов. На самом деле главная причина, по которой люди говорят, что они работают на Uber – это их свобода. Водители, использующие Uber, в среднем за год зарабатывают 15 фунтов стерлингов в час после вычета нашей комиссии, и даже после вычета всех издержек среднестатистический водитель получает чистыми больше, чем установленная национальная заработная плата. Мы также гордимся тем, что все это стало возможным из-за отсутствия наличных денег в этой отрасли, поскольку каждая оплата идет в электронном виде, обеспечивая прозрачность расчетов».
Перевод TaxiLife