Практически все ведущие агрегаторы такси начали новый этап войны тарифов с введением фиксированных ставок на поездки в городах России. Все они уверяют: теперь их услуги стали более удобными и доступными для пассажиров, а водители даже могут больше заработать. Чтобы проверить это, корреспондент «Газеты.Ru» поездила на разных такси и пообщалась с водителями.
Что у «Яндекса»
Первыми о введении фиксированной ставки оплаты сообщили в «Яндекс.Такси». Так, автомобилист уже при заказе автомобиля и указании точки назначения видит стоимость своей поездки, которая не будет меняться, даже если автомобиль застрял в пробке. В Москве минимальная стоимость дневной поездки составит 99 рублей — это 4 минуты и 2 км в пути. Далее оплата будет капать по счетчику — 9 рублей за километр пути и 9 рублей за минуту пути.
Смысл фиксированной поездки в том, что сервис сразу же рассчитывает, за какое время водитель сможет преодолеть это расстояние и сколько придется заплатить за его услуги.
Именно за счет такой прозрачности и определенности, как пояснили «Газете.Ru» в «Яндекс.Такси», сервис надеется привлечь больше клиентов — когда нет страха, что придется слишком много заплатить за поездку, пассажиры чаще будут пользоваться именно такси. А предложенные скидки, как объясняют сами водители, им должен компенсировать сервис напрямую.
Кто платит за пробки и скидки
Если в приложении выбрать по «Яндексу» поездку от Даниловской мануфактуры (Варшавское шоссе) до подмосковных Мытищ, ее стоимость составит 593 рубля со скидкой, без нее — 912 рублей. Время в пути — 1 час 10 минут, расстояние — 33 км. На Новый Арбат сервис предлагает довести за 24 минуты и 216 рублей вместо 332. Примечательно, что если сравнить время такой поездки по «Яндекс.Картам» на компьютере, то оно окажется чуть ли не в два раза больше — 1 час 51 минута до Мытищ и 54 минуты до Нового Арбата.
Но пассажиру все равно — этот простой с него не спишут. Значит, поездки правда становятся выгоднее. Но что скажут на это сами таксисты?
При заказе первый же водитель стал жаловаться на то, что потерянное время в пробке не учитывается, а компенсации, которые сервис выплачивает за предоставленные скидки, на деле оказываются меньше, чем положено. Некоторые водители вовсе до сих не понимают, как и когда им компенсируют скидки.
Увидев стоимость 8,2-километровой поездки на Новый Арбат, таксист и вовсе начал требовать доплатить на месте наличными деньгами, потому что «таких цен не бывает».
В таких ситуациях в «Яндекс.Такси» посоветовали сразу звонить на «горячую линию», где помогут разобраться в ситуации, и, конечно, ни в коем случае не платить.
Есть жалобы от водителей и на то, что в отличие от клиента стоимость заказа им становится известна только при его подтверждении.
«Бери кота в мешке, куда ехать, узнаешь по приезду, а сумма станет известна только после того, как нажмешь «поехали». При куче всяких требований к водителю это просто нереально. Мы выезжаем работать, а не в лотерею играть», — жалуется другой водитель.
«Подал на Алексеевскую, и после посадки высветилась поездка в Королев за 280 рублей — отказался везти такого клиента.
Сваливается «эконом» с коэффициентом 1,6 и детским креслом. Высветилось аж 103 рубля! Ладно, довез, не выбрасывать же с ребенком.
В итоге накапало 154 рубля, и приходит сообщение: вам компенсация до 200 рублей. Но при коэффициенте 1,6 компенсация должна быть 110 рублей и плюс детское кресло 100 рублей», — пишет на форуме еще один таксист.
Однако есть и те автомобилисты, которых работа по новым правилам полностью устраивает, — они смогли разобраться с положенными компенсациями и хорошо зарабатывать. «У ребят конкуренция, рынок такси, как и вся сфера услуг, падает.
Они за пассажиров доплачивают, а вы этого не понимаете, — пишет пользователь Илья. — Плачутся только бомбилы на арендованных VW Polo за 1700 рублей в день.
Причина одна: очень сильно хочется хапнуть, а возможностей все меньше. За рабочий день чистыми заработал более 8 тыс. рублей. За 14 часов на линии простоя практически нет. По мне, так работать не только можно, но и нужно».
«Мы тестировали программу точных цен во время заказов в разных регионах и изменили мотивировочную часть для водителя, — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе «Яндекс.Такси». — Наши водители ничего не теряют. Да, все хотят работать поменьше и получать побольше, но так не бывает».
Gett и Uber
На Gett самый бюджетный вариант дневной поездки — заказать «Эконом+». Посадка обойдется в 97 рублей, далее придется платить по 7 рублей за минуту и за километр пути. За выезд за МКАД более чем на 10 км придется доплатить 190 рублей. В приложении фиксированная цена не высвечивается, но теоретически, зная расстояние, стоимость поездки можно примерно посчитать самому.
Но точнее это можно сделать по более высокому тарифу «Комфорт», там посадка обойдется в 50 рублей, а минута пути стоит 18 рублей — высчитывать километраж не надо. Получается, что аналогичный маршрут от Даниловской мануфактуры до Мытищ будет стоить примерно 644 рубля — примерно столько же, сколько у «Яндекса».
И, наконец, Uber. Приложение сразу же показывает стоимость поездки — 647 рублей за самый экономный вариант. Разница в несколько рублей.
Поездка за 60 рублей в регионах
Приход представителей сервисов по предоставлению услуг такси в регионах стабильно вызывает всплески интереса. К примеру, в Стерлитамаке Республики Башкортостан сервис «Яндекс.Такси» практически уронил рынок пассажироперевозок, сделав поездку на такси дешевле, чем в маршрутке. Первые два километра пути стоят 30 рублей, далее каждый километр по городу — 5 рублей, а вне городской черты — 13 рублей. Получается, что поездка из спального района до цента обойдется в 45 рублей, а если ехать компанией, то в пересчете на одного пассажира будет действительно дешевле, чем на общественном транспорте.
У конкурентов аналогичная поездка будет стоит от 70 до 80 рублей. Как справедливо замечают местные жители, приходя в новый регион, сервисы для привлечения новых пассажиров предлагают более низкие цены. Наработав клиентов, агрегаторы потихоньку подтягивают цены к уровню местных конкурентов. К примеру, так произошло в Уфе — с приходом Uber доехать до аэропорта и назад можно было дешевле, чем у любого местного перевозчика. Однако теперь опять стало выгоднее пользоваться услугами местных служб такси.
В Ростове водитель пожаловались на Uber за то, что теперь подача машины стоит 18 рублей вместо 55.
В своем сообщении Uber постарался убедить водителей, что даже со снижением стоимости подачи автомобилей они смогут заработать больше. Однако местный таксист-блогер, автор канала в соцсетях «Такси Провинция», посчитал, что заработок растет лишь в случае более длинных поездок. А «съездить в магазин компанией будет стоить 45 рублей, — пожаловался он. — Сейчас число таких коротких поездок резко возрастет, и заработать нормальных денег не получится». В Uber же уверены, что за счет сокращения простоев таксисты смогут увеличить свой доход.
Пассажир не внакладе
Для пассажиров новые условия расчета скорее становятся удобнее и понятнее, нежели дешевле. Это завуалированно признают и представители самих сервисов. Что касается водителей, то среди них по-прежнему есть недовольные. Агрегаторы на это отвечают, что будь на самом деле все так плохо, никто с ними бы не работал по таким условиям, а уходил бы к конкурентам.