Весной белорусские парламентарии рассмотрят поправки к закону «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», которые могут нанести сокрушающий удар по мобильным приложениям по вызову автомобилей. В ситуации, когда с работой в стране большие проблемы, а заработки оставляют желать лучшего, водители болезненно воспринимают любое нововведение и отмечают, что с каждым месяцем работать становится все сложнее. ABW.BY получил письмо от группы водителей, сотрудничающих с платформой Uber в Минске, в котором они решились рассказать о реальном положении дел с надеждой быть услышанными не только минским офисом, но и на более высоком уровне.
«До 2 тысяч рублей» — это всего лишь 0+
Не так давно инициативная группа организовала встречу водителей с целью обсудить положение дел и решить, что делать дальше. Последней каплей стало перекладывание НДС, который белорусское государство ввело для Uber как нерезидента, на плечи все тех же водителей. Далее приводим выдержку из письма:
«Приход Uber в Беларусь многие клиенты, которые были знакомы с этим сервисом в других странах, и потенциальные перевозчики-партнеры восприняли как долгожданное событие. Идея Uber предоставить сервис высокого уровня обслуживания за цену, не превышающую тарифы обычного такси, соответствовала ожиданиям и клиентов, и водителей. Вызывал вопросы только тот факт, что в Республике Беларусь Uber объявил более высокий, чем в других странах, процент за свои услуги, а именно 25%. С чем это связано, до сих пор никому из водителей и организаций-перевозчиков, сотрудничающих с Uber, неизвестно.
В марте 2016 года Uber начал снижать тарифы на перевозки, поддерживая водителей гарантийными выплатами в случае, если они в определенные часы суток выполняют необходимое для гарантийных условий количество поездок. Многие водители Uber работают только ради этих гарантированных выплат, так как тарифы не обеспечивают даже себестоимости поездок, не говоря уже о возможности получить какую-либо прибыль. Для организаций-перевозчиков и водителей, сотрудничающих с Uber и использующих сравнительно новые машины (до 5 лет), становится очевидно, что работать на таких условиях просто убыточно. В то же время демпинговая политика Uber вызвала крайне негативную реакцию со стороны других служб такси.
В конце июля проводилось собрание организаций-перевозчиков с руководством белорусского офиса Uber с целью урегулировать отношения по оплате перевозок. Там же обсуждались предложения Министерства по налогам и сборам по введению НДС на деятельность Uber в Республике Беларусь. Руководство Uber тогда не приняло во внимание никаких требований в свой адрес. В итоге с 29 на 30 июля перевозчики объявили забастовку с невыходом на работу своих водителей. Требованием, которое тогда выдвигалось, было повышение тарифов на перевозки и оплата предполагаемого НДС со своего дохода как нерезидента Республики Беларусь. Затем Uber в одностороннем порядке расторгло договор с одним из перевозчиков в Минске, который, по мнению Uber, являлся организатором акции протеста.
В августе многие водители, имеющие автомобили сравнительно высокого класса, начали прекращать сотрудничество с Uber, так как возить людей стало попросту убыточно. И тогда Uber призвал на помощь новую стратегию — снизить требования к автомобилям (до 2001 года выпуска) с целью привлечь новых водителей.
Кроме того, Uber объявил широкомасштабную рекламную кампанию в СМИ, в ходе которой обещает доход «до 2000 рублей», что на самом деле не соответствует действительности, но привлекает сотни новых водителей, желающих заработать, изо всех уголков страны.
19 января сервис Uber согласился выплатить 20 млн долларов, чтобы урегулировать претензии американских водителей.
В период с января по март 2015 года в целях привлечения новых водителей сервис предлагал привлекательные условия оплаты, которые на самом деле не соответствовали действительности. В итоге Uber пришлось раскошелиться, при этом в компании отметили, что это не является признанием вины, так как в ходе рекламной кампании оглашался потенциальный доход для вновь прибывших.
С октября 2016 года Uber начал уменьшать выплаты по гарантийным условиям, а количество поездок для их выполнения увеличивать. Условия работы становились все более невыгодными.
И вот с 1 января вступил в силу закон о введении НДС с доходов Uber как организации-нерезидента Республики Беларусь. Но и этот налог Uber переложил на перевозчиков, а те в свою очередь — на водителей, увеличив свой процент».
«Налоговики заставили нас платить за воздух»
Компании-перевозчики, под крылом которых работает большинство водителей, утверждают, что те не совсем верно понимают ситуацию с НДС.
«Если вдумчиво читать норму, которой был дополнен Налоговый кодекс, то станет понятным, что это не Uber обязали платить НДС, а его белорусских партнеров, то есть перевозчиков, как налоговых агентов, — объясняет учредитель компании «Вектура-Стреласервис» Андрей Вектура. — Иными словами, это мы платим государству НДС с тех самых 25 процентов комиссии Uber. То есть мало того что мы этих денег не видим, так мы еще за них и платим. Для нас это не что иное, как двойное налогообложение.
Совершенно логично, что эти расходы компании-перевозчики с 1 января «заложили» в стоимость своих услуг. Такая ситуация никого не устраивает, но что мы можем сделать? Минский офис Uber оказывает лишь информационную поддержку партнерам, но совершенно ничего не решает. Нам сказали: пишите свои претензии и предложения, а мы отправим их «наверх». Да и, на мой взгляд, Uber здесь ни при чем — «благодарить» за то, что происходит, нужно Министерство по налогам и сборам».
С нового года вступило в силу аналогичное требование об уплате НДС с деятельности Uber в России, там также плательщиками налога стали перевозчики. По информации Общественного совета по развитию такси, за январь Uber лишился трети своих партнеров. В пресс-службе Uber заверили, что компания продолжает сотрудничество с партнерами в «обычном режиме». В разосланном после новогодних каникул письме сообщается, что НДС в 18% облагается только комиссия Uber, при этом компания обязуется возместить водителям эти расходы. Компании-партнеры, опрошенные сайтом fontanka.ru, подтвердили, что начали получать от Uber компенсации. В Беларуси речи о компенсациях пока не идет.
Повышающий коэффициент — ход конем, который не интересен пассажирам
Андрей Вектура отмечает, что из-за происходящего «текучка» водителей в компании большая: «Люди приходят и уходят. Причины разные, многое зависит от автомобиля, расхода топлива и, конечно, заработков. Мне хотелось бы, чтобы люди зарабатывали больше, но ситуация такова, что возить людей приходится по 37 копеек за километр».
Водители, проработавшие с Uber не один месяц, заявляют о том, что на одних пиковых расценках весь день не проработаешь, а обычные не позволяют даже выйти «в ноль». В подтверждение своих слов нам привели расчет доходов и расходов на примере одного из водителей:
«Давайте рассмотрим доходы водителя при условии работы на основном тарифе Uber с 01.01.2017 на примере автомобиля Ford Escape 2010 года выпуска:
- 1,8 рубля — посадочный тариф, включающий пробег до 3,8 километра (итого 0,37 руб./км + 0,05 руб./мин). Пассажир платит 0,47 рубля (в условиях города 1 км за 2 минуты);
- минус 25 процентов комиссия Uber — 0,118 рубля;
- минус 26,5 процента комиссия перевозчика (сюда входят налоги и предрейсовые осмотры) — 0,093 рубля;
- минус 5 процентов (20 процентов НДС от прибыли Uber) — 0,024 рубля.
Итого плата водителю — 0,235 рубля за километр с учетом времени перевозки.
А теперь посчитаем расходы на километр:
- топливо 9 литров на 100 километров — 0,1 рубля;
- масло и фильтры — 0,012 рубля;
- подвеска — 0,006 рубля;
- тормозные колодки — 0,002 рубля;
- ТО — 0,02 рубля;
- шины — 0,032 рубля;
- оплата смартфона — 0,009 рубля;
- услуги мойки — 0,013 рубля;
- амортизация в расчете на 300 километров пробега — 0,107 рубля.
Итого 0,272 рубля на 1 километр побега — это расходы водителя.
А теперь считаем: 0,235-0,272=-0,037 рубля. То есть получается, что водитель, работающий по основному тарифу, отвез человека себе в убыток».
«Из приведенных расчетов становится понятно, что водителю Uber невыгодно работать без повышающих коэффициентов, которые появляются, когда количество заказов превышает наличие автомобилей в том или ином районе. С другой стороны, клиенты не хотят ехать по повышающему коэффициенту, так как они вынуждены платить больше. С этого момента начинается противостояние водителей Uber и клиентов. В итоге теряют обе стороны: водители не получают необходимые им заказы, а клиенты не могут вызвать автомобиль Uber в необходимое им время, если хотят сэкономить на стоимости поездки».
Верните как было
15 января состоялось собрание водителей, работающих через организации-перевозчиков, и индивидуальных предпринимателей, сотрудничающих с Uber. На ней водители сформулировали предложения, реализация которых позволит им продолжать сотрудничество с платформой.
Они требуют:
- снизить комиссию Uber в Беларуси (у нас она составляет 25%, в то время как в других странах 20%);
- взять компании на себя уплату НДС в нашей стране;
- вернуть тарифы на перевозки пассажиров, которые были введены Uber с приходом на территорию Республики Беларусь;
- повысить тариф на перевозку за пределы МКАД;
- вернуть фиксированную стоимость поездки в аэропорт.
Ознакомившись с письмом и выдвинутыми требованиями, представительство Uber в СНГ дало в крайней степени сдержанный комментарий.
«Мы в Uber ориентированы на создание прозрачных и взаимовыгодных условий сотрудничества с нами и постоянно отслеживаем ситуацию на рынке для оперативного реагирования на возникающие изменения, — написала ABW.BY менеджер по коммуникациям Uber в России и СНГ Евгения Шипова. — В данный момент мы ведем работу с нашими партнерами в Беларуси в обычном режиме. В случае возникновения вопросов они могут обратиться в центры поддержки Uber для их оперативного решения в индивидуальном порядке».
Водителей такой ответ не устроил. В ближайшее время они намерены перейти к более решительным действиям, а пока призывают объединяться с помощью соцсетей Facebook и вКонтакте, где созданы открытые общедоступные группы TRADE UNION Drivers of MINSK, в которых клиенты Uber, постоянные партнеры, клиенты других служб могут узнать о реальном положении дел столичных водителей Uber, а также обмениваться информацией, комментировать статьи.