Как не заснуть, не попасть в аварию, когда за спиной — 500 километров пути по московским и подмосковным дорогам, и 24 часа непрерывной работы? Усталость такая, что даже разбиться насмерть не страшно, страшно — оставить семью без кормильца. Кто из водителей московского такси не был в такой ситуации? Да большинство – были.
Автор этой статьи знает об этом не понаслышке, он целый год проработал в одной из крупнейший таксомоторных компаний, сотрудничающих с Яндекс-такси.
Что заставляет таксистов так перерабатывать? Почему никто не контролирует рабочее время водителя, который рискует не только своей, но и жизнью пассажиров, находясь в неадекватном состоянии за рулем?
Ответы на эти вопросы знает человек, которому во многом Москва обязана появлением удобного и комфортного вида общественного транспорта – желтого такси, едущего по выделенной полосе быстрее остальных — Владимир Платонов. Депутат Мосгордумы и председатель Московской торгово-промышленной палаты (МТПП) многие годы работает над тем, чтобы российская столица обрела удобный и безопасный вид транспорта.
«Получается следующее: интернет-агрегаторы согласованно снижают тарифы для пассажиров и поднимают комиссию для водителей. Но демпинг на рынке не всегда уместен! Казалось бы, в этом случае такси становится более дешевым и доступным, но одновременно падает заработок водителей такси, они сталкиваются с необходимостью работать по много часов, чтобы иметь возможность оплатить и стоимость аренды автомобиля, и комиссию интернет-агрегатора. Переработка стандартного рабочего времени приводит к тому, что водитель утомляется, внимание его рассеивается, вырастает вероятность возникновения ДТП.», — говорит сегодня Владимир Платонов.
Тарифы Яндекс-такси – попробуем поговорить об этом с позиции водителя. Конечно, любому человеку поездка, например, от дома до метро за 99 рублей в новой, технически исправной и чистой машине, едущей по выделенке, — одно удовольствие. До маршрутки нужно еще дойти, по не всегда чистым и сухим улицам Москвы, отстоять очередь, и заплатить 50 рублей. А тут – машина у подъезда (в советское время к подъезду подавали служебные машины лишь очень высокопоставленным чиновникам), водителю за 5 минут поездки можно говорить, что угодно, давать советы, в каком ряду и с какой скоростью ехать, не выбирать интонации, прямо намекать на то, что, если он не будет слушаться, то пассажир пожалуется в Яндекс.
И, действительно, — один клик в телефоне, с которого заказывали машину, и у водителя Яндекс моментально понизят рейтинг, а это значит, что водитель будет получать меньше заказов, т.е. меньше зарабатывать.
Теперь о заработке. Чтобы выполнить поездку за 99 рублей, водитель сначала должен заехать за пассажиром, подождать, когда он выйдет, отвезти по адресу. В среднем на это уходит до 30 минут. Вот и посчитаем: 198 рублей в час. Допустим, что водитель такси соблюдает российское законодательство, и работает 10 часов в день. Сколько он заработает? Правильно, за день он заработает около 2 тысяч рублей!
Конечно, в течение дня поступают не только такие заказы, это и выручает, но насколько? Возьмем самый желанный заказ – проводы в аэропорт. В среднем таксист получает за поездку в Шереметьево, например, 1000 рублей. Примерно 200 рублей забирает в виде процентов за получение заказа забирает Яндекс. Вычтем бензин, допустим, 50 рублей. Получается, что водителю достаются всего 750 рублей. А сколько времени на это тратит московский водитель? Не менее двух с половиной часов. Почему? Да потому что заказ на «проводы» в аэропорт дается, обычно, за 1,5 часа до выхода пассажира из дома. К этому времени добавляем еще 1 час (понятно, что за час до аэропорта можно доехать, если очень повезет). Итак – за 2,5 часа добросовестный труженик общественного транспорта зарабатывает 750 рублей. За 10 часов работы – 3 000 рублей.
Но на этом арифметика не заканчивается. В приведенных подсчетах, если вы не заметили, отсутствует многое: аренда машины – 2000 рублей в день, заправка – минимум 1000 рублей, мойка автомашины (раз в два-три дня по 500 рублей), незамерзающая жидкость, и самое главное – проценты Яндекса (в среднем – 1000 рублей в день). Сосчитали – 4-4,5 тысячи рублей в день таксист в Москве должен отдать «чужому дяде». Как и зачем тогда работают таксисты – уместный вопрос. Работают, чтобы семья не умерла с голода, а потому и перерабатывают, рискуя своей и чужой жизнями.
За 12 месяцев работы с Яндекс, у автора этой статьи накопилось много вопросов к так называемому агрегатору. В официальном порядке «НИ» задали Яндексу 12 вопросов, но получили (в нарушение Закона о СМИ) ответы только на 6 из них.
— Какой процент с каждого заказа поступает на счета Яндекс?
— Размер комиссии зависит от конечной стоимости поездки. Например, чем дешевле поездка, тем ниже комиссия и наоборот. Средний показатель комиссии в Москве составляет 11% без НДС.
Уловили? В среднем, и без НДС. Это – все равно, что говорить о средней температуре по больнице – у кого-то 42, у кого-то 35, а в среднем – 36,6. Мягко говоря, Яндекс лукавит. За некоторые заказы эта компания кладет на свои счета более 20%!
Но тут кроется еще одна тайна, которую не могут разгадать ни программист, ни тем более таксист. А на каком основания Яндекс берет разную комиссию за одно и тоже? Ведь затраты на импульс в компьютере у Яндекс, что при заказе на 99 рублей, что – за 1 000 рублей, одни и те же! Вопрос: а насколько такой подход к «обслуживанию» таксопарков вообще соответствует российскому законодательству?
Приведем длинное, но очень важное для понимания ситуации заявление Владимира Платонова, президента МТПП, депутата Мосгордумы: «Мы не можем напрямую вмешиваться в политику юридических лиц, в том числе интернет-агрегаторов. Однако, условия работы водителей такси в Москве – важнейший фактор, от которого напрямую зависит безопасность этого вида транспорта. Мы (в МТПП и Мосгордуме) «пролоббировали» и приняли целый комплекс решений и норм, позволивших многократно увеличить количество легальных такси на улицах и создать новый облик московского такси – комфортного, чистого, быстрого, безопасного и недорогого. Мы отстояли возможность движения такси по выделенным полосам общественного транспорта, распространили на этот вид бизнеса удобную для предпринимателей патентную систему налогообложения, стараемся решить прочие вопросы, связанные с развитием такси и т.д.
Однако, фактор интернет-агрегаторов, уже заявивший о себе во всем мире (массовые акции и забастовки таксистов против «юберизации» этого вида транспорта были в целом ряде зарубежных стран), вносит серьезные коррективы в сложившуюся ситуацию.
Мы неоднократно обсуждали динамично изменяющуюся ситуацию в московском такси на заседаниях Комитета МТПП по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом».
Получается, что сегодня почти невозможно восстановить справедливость в работе такси, и обеспечить безопасность водителей и их пассажиров, — договориться не получается.
Но вернемся к теме работы с Яндекс-такси, ведь «не в деньгах счастье». Рассмотрим технические и морально-этические вопросы. Раз в три дня Яндекс присылает водителю требование сфотографировать свой автомобиль снаружи и внутри. Казалось бы – что в этом плохого? Агрегатор следит таким образом за тем, чтобы автомобиль был чистым. Но Яндекс присылает на планшет водителя этот запрос в любое время суток, при любой погоде. Как водитель может сфотографировать свой автомобиль ночью, во время снегопада или проливного дождя? А как хочет, так пусть и фотографирует! Никого не волнует!
— Почему Яндекс отправляет запрос на фотографирование автомобиля без учета времени суток и погодных условий?
— Водитель самостоятельно выбирает время каждого следующего фотоконтроля.
С полной ответственностью заявляем: это ложь! Да, фотографирование можно перенести на другое время, но через пол-часа к вам снова придет запрос, и никто не знает, сколько раз можно переносить фотографирование. Большинство таксистов требование сфотографировать автомобиль ночью, во время снегопада или дождя, воспринимали это не иначе, как издевательство, и фотографировали … выражаясь литературным языком, неприличные места, за что лишались ПОЖИЗНЕННО возможности работать с этим агрегатором. Но таковы люди, уставшие, голодные, озлобленные. И проявление к ним неделикатности — опасная штука! Но зададим еще один вопрос Яндексу:
— Какие штрафы существуют для водителей?
— Мы не штрафуем водителей. Самая главная мотивация в Яндекс.Такси – это заказы. Чем лучше работает водитель, тем больше заказов получает. Если в работе водителя обнаружены грубые нарушения, он перестает получать заказы наших пользователей.
Вот как – лишение работы Яндекс даже штрафом не считает! А что же является грубым нарушением? Возьмем пример из личной практики: в аэропорту Шереметьево автором этой статьи был получен заказ, надо было отвезти пассажира в Подольск, форма оплаты – «безналичный заказ». А в баке – почти пусто, вот водитель и поинтересовался у пассажира (заметьте – только поинтересовался, в предельно вежливой форме, а не попросил) изменить форму оплаты на наличные. Пассажир отказался, написал в Яндекс жалобу, и вашего покорного слугу ПОЖИЗНЕННО лишили права работать с Яндекс.
А вот еще ситуация: в районе Останкинского телецентра от Яндекс поступает заказ: явится на так называемый ДК – дистанционный контроль, явиться в течении 10-ти, кажется,минут. А явиться надо было к метро Каширская. Будучи тогда еще неопытным водителем, автор этой статьи позвонил в диспетчерскую компании, в которой работал, чтобы уточнить: а нужно ли выполнять невыполнимый заказ, ответ был – нужно. Примерно после 40-ка минут стояния в пробке, водитель получил сообщение об отмене заказа, и отправился «кататься» по городу. Через пол- часа после этого Яндекс отключил этого, видимо, «грубо нарушившего» правила агрегатора, водителя от заказов, на … трое суток. В официальном ответе Яндекса таксопарку, направившему запрос по этому поводу, значилось: «Водитель все равно должен был приехать». Иначе, как издевательством, такое отношение к таксистам назвать трудно.
Следует еще особо упомянуть о практике Яндекс отправлять заказы, без указания формы оплаты (наличные или безналичные) и места завершения заказа. То есть водитель лишается при этом возможности решать: хочет он ехать на этот заказ или нет, выгоден он – или нет. Не принял заказ – штраф (из 100 условных заказов, которые имеет каждый водитель), вычитались 7 заказов. Три раза отказался, — считай заказов от Яндекс не получишь. Справедливо это? На этот вопрос Яндекс отказался ответить. Кстати, было время, когда у Яндекса были какие-то технические проблемы, и тогда сотни водителей лишались пресловутых семи баллов по нескольку раз за день, теряли рейтинг, теряли возможность получить заказ, сотрудники Яндекс обещали утраченные незаслуженно баллы вернуть, но … не вернули. Почему? На этот вопрос, заданный «НИ», Яндекс так же не ответил.
Вот еще вопросы к Яндекс, которые агрегатор проигнорировал:
8. Почему вы отправляли запрос на подтверждение выполнения заказа (речь о предварительных заказах в аэропорт) без звукового сопровождения? Водитель во время движения должен следить за дорогой, а не ехать, уставившись в планшет!
9. Отдаете ли вы себе отчет в том, что ваша тарифная политика заставляет водителей находиться на работе дольше, чем это разрешено российским законодательством?
10. Почему вы передаете водителю заказ, не указывая способ оплаты и маршрут движения?
11. Почему любая жалоба клиента рассматривается как истина в последней инстанции? Клиенты могут находиться в неадекватном состоянии, алкогольном опьянении и т.д.?
12. Как вы относитесь к акции протеста, которую осенью устроили водители у штаб-квартиры Яндекс-такси?
О том, что нужно организоваться в борьбе с Яндекс таксисты говорили многие месяцы. Проведенная ими акция была немногочисленной, и ни к чему не привела. Но речь ведь не только о законных требованиях и интересах водителей. Речь в этой статья идет в первую очередь о безопасности пассажиров. Засыпающий от усталости за рулем водитель, — это угроза тысячам пассажиров, пользующихся московским такси.
И наиважнейший аспект здесь – медицинский контроль! За целый год работы в такси, автор этой статьи не «дул в трубочку», т.е. не проходил проверку на алкогольное опьянение ни разу! А работал при этом, в очень солидной и известной миллионам москвичей компании.
Как это происходит? В таксопарке, входя в положение переутомленных водителей, путевые листы выдаются сразу на неделю вперед, с отметкой о медицинском осмотре. Раз в неделю ты идешь к врачу, он спрашивает: «Как вы себя чувствуете?» Ты отвечаешь: «Ужасно». Что же происходит дальше? Тебе измеряют давление, и, в лучшем случае, советуют отдохнуть, ставят печать, и … «гуляй, Вася».
Спавший, примеру,2-3 часа водитель, отработавший накануне 18 часов за рулем, и после этого «принявший на грудь», скажем, 2-3 бутылки пива спокойно выезжает «на линию». Гаишники таксистов практически не останавливают, и получается, что тысячи таксистов могут возить по Москве людей, находясь с самого начала работы в неадекватном состоянии. Кто это сегодня контролирует? Да, никто!
А возможно ли вообще контролировать тысячи московских таксистов, тарифную и другую политику многочисленных агрегаторов? Можно, конечно, но хлопотно это. Хлопотно, в смысле материальных затрат. Ну, везет человек пассажира, получает с него деньги, «отстегивает» Яндексу, или кому-то другому, что же в этом плохого?
Решить проблему переработок – элементарно. Каждый раз, когда водитель включает планшет, с установленной в нем программой Яндекс, или какой-нибудь другой, он вводит личный пароль. Яндекс получает сигнал о выходе на работу водителя, скажем Горюнова. Через 10 часов, чего требует Закон, Яндекс, или другой агрегатор, может автоматически отключить водителя от системы – иди отдыхай! Но этого не делает ни одна транспортная компания, ни один яндекс. Почему? Да, потому что, как только подобная система будет введена, тысячи (если не все) таксисты прекратят работу. Мы с вами считали, сколько можно заработать честным трудом за 10 часов…
Владимир Платонов, депутат Мосгордумы, знаком, и хорошо понимает эту проблему: «Думаю, здесь необходимо воспользоваться опытом применения тахографов на грузовом транспорте. У нас в МТПП неоднократно проходили слушания, посвященные оптимизации применения этих устройств. В такси необходимо нечто подобное. Существует апробированные международные нормы предельного срока нахождения за рулем водителей коммерческого транспорта. С автомашинами из «классических таксопарков», думаю, проблем не будет, а вот с машинами, работающими с интернет-агрегаторами, нужна помощь последних».
Вот тут-то и вся загвоздка. Договорится с «яндексами» очень трудно. Мировой опыт говорит о том, что, это – невозможно.
Московских агрегаторов недавно позвали сесть за стол переговоров. Точная дата встречи пока неизвестна. Но тысячам москвичей стоит молится за то, чтобы МТПП и агрегаторы договорились. Да, это неминуемо повлечет за собой повышение тарифов на услуги такси. Но это, одновременно, спасет тысячи человеческих жизней, как пассажиров, так и водителей.
«Здесь необходимы и законодательное регулирование, и некий элемент общественного договора между предпринимателями, водителями, пассажирами и властью», — говорит Владимир Платонов.
«Таксист в городе должен оказывать качественную услугу, не жертвуя при этом ни собственным здоровьем, ни безопасностью пассажиров», — вторят ему «НИ» устами таксиста-журналиста.