18 Января 2016
Интернет-диспетчерские отобрали существенную долю рынка таксомоторных перевозок в крупных городах. Если в ситуацию не вмешаются власти, то на такси будет опасно ездить, рассказал в интервью Gudok.ru глава некоммерческого партнерства «Петербургское такси» Александр Холодов.
— Каким стал 2015 год для таксомоторных компаний?
— В 2015 году была очень активной деятельность диспетчерских компаний, особенно интернет-диспетчерских. Они стали настолько конкурировать между собой, что стали отбирать “хлеб” у легальных перевозчиков. Ситуация на рынке сильно обострилась.
— Чего вы ожидаете в 2016 году?
— В 2016 году важным событием будет принятие изменений в закон о такси. Предполагается, что в законе будет указано, что такое диспетчерская компания и какова ее ответственность. Это повлияет на рынок.
— Будут ли искоренены таксисты-нелегалы?
— У нас очень большим стал серый рынок. Это когда человек легализуется, но реально продолжает быть нелегалом, не платит налоги. Разрешение они получают через посредника. Или открывают ИП получают лицензию, закрывают ИП, лицензия остается. Такой таксисит бумажками обзавелся и пытается изображать из себя легального. Эта доля рынка большая. Например, отстойщики у аэропортов часто так работают.
— “Серых” таксистов больше, чем бомбил?
— Сейчас настолько просто и дешево заказывать такси, что у нас с руки уже почти никто не ловит. Если по городу посмотреть, нет людей с поднятыми руками. Люди привыкли пользоваться такси. Черный сектор практически пропал.
— Нужна ли унификация законодательства? В Петербурге, например, таксомоторные компании ввели единую расцветку кузова.
— Ее так до сих пор и не приняли. Питер и если не ошибаюсь еще Якутия — два субъекта, где нет закона о такси. И один из камней преткновения в Санкт-Петербурге — это единый цвет такси. На мой взгляд, это на безопасность никак не влияет. Учитывая, что пассажиры с руки не ездят, а ездят по заказу, то и на узнаваемость такси это не влияет. Но установив требования по расцветке мы закроем возможность работать для тех людей, кто мог стать таксистом в случае потери основной работы в кризис. С точки зрения безопасности клиента единая расцветка — правильная идея, но не своевременная. Учитывая экономическое состояние в нашей стране я бы это отложил.
— В чем-то другом должна быть унификация? Должны быть единые стандарты по России?
— На мой взгляд, государство должно требовать того, что касается безопасности пассажира: нормированный рабочий день, техническое состояние автомобилей, может быть экологические характеристики двигателей, наличие систем безопасности. А то, что пытаются у нас унифицировать — цвет, тип и прочее — это снижает конкуренцию и неблагоприятно сказывается на рынке такси. Сегодня в Санкт-Петербурге за клиента борются не только ценами, но, например, тем, что машина красиво раскрашена. Есть множество вариантов бороться за клиента. Унификация снижает конкуренцию и не всегда ведет к улучшению качества услуг.
— Пойдет ли “большая тройка” операторов — “Яндекс. Такси”, Uber и Gett в регионы?
— Я бы называл их не “большой тройкой”, а IT-тройкой. Мы эти компании приводим в пример не потому что у них много клиентов. В том же Санкт-Петербурге “Яндексу” до легальных таксистов очень далеко по количеству клиентов. Они до сих пор, если не ошибаюсь, не берут денег со своих партнеров и уже несколько лет не могут выйти на нужный уровень количеству машин.
— То есть в ближайшие годы в регионах будут работать только локальные компании?
— Нет. Федеральные и международные компании будут очень агрессивно выходить в регионы. Цель их выхода — монополизировать рынок для IT-сектора.
— Но это не перспектива 2016 года?
— Я думаю, что у всех компаний, которые вы назвали в бизнес-плане 2016 года значится как минимум несколько регионов, куда они планируют выйти. По сути затраты-то какие? Реклама и все. Если мы говорим про “Яндекс”, то им и реклама особо не нужна. Они могут продвигать услугу в своем поисковике. В “Яндексе” человек вбивает “Такси” — получает предложение от “Яндекс. Такси”. В Google вбивает — получает Uber. Они же аффилированные компании.
— С какой рентабельностью работают таксисты в Питере?
— У нас таких данных нет. У всех разная рентабельность. Но если десятки и сотни фирм регулярно открываются и закрывается, то это означает, что не все в состоянии преодолеть даже нулевой порог рентабельности. Многие реально работают в убыток.
— Какие ошибки в бизнес-модели заставляют компании уйти с рынка таксомоторных перевозок?
— Здесь дело не в ошибке. Слишком избалованный клиент. Он привык чтобы чисто, дешево, комфортно, хорошая машина и т.д. Получается, что новая компания не может ничего нового предложить клиенту, кроме как ценовой демпинг. В итоге некоторые водители, работают ниже уровня рентабельности. Например, у человека есть 10-летний Volkswagen Touareg. Он остался без работы и идет в такси. Ему платят столько же, сколько за поездку на новом Renault Logan. Но цена на техобслуживание у этих машин может отличаться в десятки раз. В итоге этот товарищ на Volkswagen занимает денег сам у себя. По сути, сейчас диспетчерские компании, у которых нет собственных автомобилей, паразитируют на экономической ситуации в стране. Они «пьют кровь» тех водителей, с которыми они работают. Это временно хорошо клиенту, который может ехать за небольшие деньги. Но одновременно с этим разваливается рынок легального такси, который не может снижать цену при снижении количества заказов. То есть они залезают в карман к соседу. Когда сосед износит свою машину в ноль, что он дальше будет делать?
— Многие говорят о том, что рынок уничтожается. Но что будет дальше? Цены будут и дальше падать? Не будет рентабельности? Будет монополия?
— На мой взгляд сейчас региональные власти должны заступиться за компании, имеющие собственный парк автомобилей. Помощь может в разном выражаться. Например, в целевых деньгах на обновление парка, в налоговых преференциях, в бесплатных помещениях, в льготном кредитовании. Потому что легальный рынок платит налоги. Если мы говорим про компанию Uber, то она налоги платит в Голландии. Здесь есть пара прокладочных фирм, через которые они гоняют деньги — осуществляют транзакции, но нет ООО “Uber Россия”, в которой готовы взять ответственность за качество перевозки пассажиров, за возможное ДТП. Понятно, что никто не думает, что что-то произойдет, когда едет на Uber, но это русское авось для кого-то может плохо окончиться.