Компания Uber сегодня успешно функционирует в 60 странах мира, вытесняя своих конкурентов и действуя на нервы службам такси и государственным деятелям. Краудсорсинговый сервис Uber стал причиной яростных протестов французских таксистов и был признан нелегальным во многих городах и странах. Однако, впоследствии власти этих городов выступали в поддержку данной бизнес-модели. В частности, конфликт мэра Нью-Йорка с компанией Uber завершился полным признанием права на существование данного сервиса.
Однако, теперь сервису Uber приходится иметь дело с более серьезной оппозицией: в некоторых странах мира, главным образом, в Азии, на рынки которой компания вышла не так давно, ей пришлось столкнуться с невиданным ранее количеством частных конкурентов.
В Индии компании Ola Cabs и TaxiForSure в марте текущего года заявили о слиянии, составив, таким образом, 80% транспортного рынка. Затем вновь созданному партнерству удалось получить еще $400 млн от инвесторов SoftBank и Tiger Global. В Юго-Восточной Азии компании Uber придется соперничать с существующим на рынке на протяжении последних трех лет сервисом GrabTaxi, который был запущен в Малайзии. Данный сервис получает поддержку от инвесторов компании Ola и оперирует в пяти странах региона: в Сингапуре, Таиланде, Вьетнаме, на Филиппинах и в Индонезии.
В Латинской Америке компания Easy Taxi располагает большими объемами, чем сервис Uber. В Китае, располагающем самым крупным в мире рынком транспортных мобильных приложений, существуют сразу два серьезных конкурента компании. В феврале здесь появилась транспортная компания Didi Dache, операционный объем которой составил $2 млрд, тогда как сервис Uber получил лишь $1 млрд.
Объем транспортных услуг в Китае составляет 6 млн поездок в день, что в шесть раз превышает объем деятельности компании Uber. Компания Didi контролирует 99% рынка такси и 78% рынка частного извоза. При необходимости компания может без проблем получить финансовую помощь у инвесторов Alibaba и Tencent, двух крупнейших интернет-компаний Китая. Несмотря на инвестиции в объеме $200 млн китайского поискового сервиса Baidu, ресурс Uber не пользуется популярностью в стране.
Инвесторы Краудсорсингового сервиса Uber, вложившие в данную компанию $50 млрд, рассчитывают на то, что компания будет завоевывать рынки разных стран. Кроме того, они ожидают, что технологии сервиса будут постоянно совершенствоваться, чтобы обеспечить компании преимущество перед конкурентами. Однако, конкуренты тоже не дремлют. В прошлом месяце компания Didi и ее спонсоры в банках Tiger Global и SoftBank led инвестировали $350 млн в сервис GrabTaxi. Вскоре жители Китая при поездке во Вьетнам или Малайзию смогут вызвать GrabTaxi, благодаря роуминг-партнерству.
“Наши партнеры владеют только китайским языком, и потому могут использовать только китайское приложение при выходе на рынки других стран. Самой важной задачей сегодня является обеспечение оперативного трансграничного сервиса, ибо только таким образом можно противостоять капиталу, стоящему за компанией Uber”, — поясняет Деннис Вонг (Dennis Wang), генеральный директор компании Easy Taxi, оперирующей в Латинской Америке, Африке и Азии.
Помимо Китая и США сервис Uber заинтересован в покорении рынка Индии, где около 97% жителей не имеют собственных автомобилей. Однако, здесь господствует компания Ola, чья доля на рынке составляет около 80% и прирост объемов ежемесячно исчисляется 30%-40%. Ежедневно компания реализует около 750,000 поездок на 250,000 автомобилях. Uber ежедневно осуществляет 200,000, но прирост объемов данного сервиса также составляет 35%-40% в месяц.
На более молодом рынке транспортных услуг Бразилии доминирует компания Easy Taxi, которая была основана в Рио-де-Жанейро в 2011 году, за несколько месяцев до того, как компания Uber начала свою международную экспансию. Теперь объем деятельности компании Easy Taxi составляет 6 млн поездок в месяц, число ее водителей превышает 400 тыс человек, проживающих в 30 странах мира. В Латинской Америке такси отличаются крайне невысокой стоимостью и многочисленностью, поэтому Uber будет крайне сложно завоевать данный рынок.