Почему в сельской местности частные предприниматели декларируют свою деятельность на рынке такси крайне неохотно?
«Наши люди на такси в булочную не ездят», – так, помнится, говорила свирепая управдомша в исполнении незабвенной Ноны Мордюковой. Сегодня столь категорично заявлять возьмется не всякий. Времена поменялись. В булочную или нет, но, допустим, в супермаркеты на окраинах Курска многие «безлошадные» куряне предпочитают ездить на такси, и никто их не считает сверхбогатыми людьми.
Еще более актуальным стал этот вид транспорта в районах области. По вполне известным причинам: из-за маленького пассажиропотока межпоселковые маршруты в районе никто не обслуживает, частным предприятиям и маршрутчикам невыгодно, а передвигаться как-то надо. Кому-то в райцентр на рынок, кому-то на прием в больницу или к теще на блины. Рынок более-менее сформировался. Да и предложений услуг такси хватает. С недавних пор действует, как и положено, закон о такси, регулирующий сферу взаимодействий между перевозчиками и пассажирами. Вот только поток налоговых сборов не во всякий электронный микроскоп можно увидеть. Частные предприниматели декларируют свою таксистскую деятельность крайне неохотно, особенно в селах.
В Черемисиновском районе только один таксист имеет соответствующую лицензию, извозом занимается легально и аккуратно уплачивает положенные налоги. Чему огорчаться: конкурентов вроде нет, греби деньги лопатой, помогая местному населению в сжатые сроки перебираться из пункта А в пункт Б. Но ситуация сложилась несколько иначе. Конкуренция на рынке перевозок пассажиров в Черемисиновском районе, прямо скажем, немаленькая. Да и конкуренцией в равных условиях ее нельзя назвать даже с большой натяжкой. Как выяснилось, так называемы «бомбилы», в отличие от Виктора Булавина, честно работающего в правом поле, особого трепета перед законом не испытывают и посему, разумеется, обладают перед ним многими преимуществами.
Своими проблемами Виктор Булавин поделился с уполномоченным по защите прав предпринимателей Курской области Владимиром Казариным. Уполномоченный выехал в Черемисиново и провел заседание общественного совета с участием всех заинтересованных лиц и государственных учреждений – руководителей местного ГИБДД, районного отдела МВД, налоговой инспекции. Пришли шесть водителей-нелегалов, явно решивших узнать мнение власти, что говорится, из первых рук.
– Проблема эта характерна не только для Черемисиновского района. Существует закон о такси, – рассказал Владимир Казарин. – А что в реальности? Диспетчер может находиться где угодно. На территории области работает фирма, диспетчерская которой расположена в Кургане, куда, собственно, поступает звонок заказчика. Диспетчер связывается с перевозчиком, причем не видя водителя. А это может быть молодой человек, получивший месяц назад права, медицинское освидетельствование никто не производил.
Уполномоченный особо подчеркнул, что дело вовсе не в получении с нелегалов положенных налогов, а прежде всего в обеспечении безопасности пассажиров. По стране волной прокатились трагедии с человеческими жертвами, когда за управление спецсредствами брались совершенно неподготовленные люди, дилетанты, ни за что не отвечающие. Вопросы безопасности уже находятся под контролем Президента и Правительства РФ. Вольная волюшка обходится обществу непомерно дорого. Автомобиль – тоже спецсредство, только широко распространенное. Нелегалы не имеют страховки на пассажиров (кроме страхового полиса на себя, любимого), но, главное, никто не контролирует их состояние перед выходом на маршрут. В иных условиях находятся зарегистрированные предприниматели. Какая уж там честная конкуренция?
– По-моему мнению, мало принимается мер административного воздействия на нелегалов. А нужно сделать так, чтобы нелегалом быть стало невыгодно, – считает Владимир Казарин. – Нужно подключать все системы: налоговую инспекцию, где регистрируются, правоохранительные органы, надзорные органы и прокуратуру. Все в совокупности мы можем решить вопрос нелегальных перевозчиков.
А что, раньше эти самые органы ничего не замечали?
– Я тоже начинал «бомбилой», когда попал под сокращение и приехал в Черемисиново, – признается Булавин. Индивидуальным предпринимателем зарегистрировался в январе 2012 года. Нас тогда было двое. Поначалу мы попытались договориться с нелегалами, определили место своей стоянки, дали объявление в газете. Но наши нелегальные соперники на рынке перевозок не стали соблюдать договоренность, заняли место нашей стоянки и начали перехватывать у нас пассажиров. Их действия, как мне кажется, никем не пресекались. Мой коллега в конце концов не выдержал, отказался от свидетельства и перешел к «бомбилам». В месяц я плачу как ИП 4,5 тысячи рублей, за год – в среднем 60 тысяч. Нелегалы же кладут полученные деньги исключительно в свой карман.
– А переговоры с ними без эксцессов обходились?
– Случалось всякое…
– В полицию обращались?
– Обращался, писал заявления, даже предоставлял полные записи видеорегистратора.
– И какова реакция?
– Сами посмотрите. Вон на стоянке восемь машин ждут пассажиров. А полиция объясняет: «У нас нет нелегальных перевозчиков». А те, кто стоит на нашей стоянке, по их словам, «приехали чаю попить в кафе».
Между тем, по информации заместителя главы района Николая Булавина, ниша пассажирских перевозок занята уже лет двадцать. Нелегальная ниша, понятное дело.
– Мы неоднократно проводили мероприятия по упорядочению пассажирских перевозок, – пояснил он.– Привлекали наш местный отдел МВД, прокуратуру, налоговую инспекцию, пытались договориться с теми, кто приходил на наши совещания, предлагали официально зарегистрироваться. Объясняли нелегалам, что в первую очередь они подставляют своих пассажиров. Ведь в случае чего, виновника ЧП найдут и накажут, не посмотрев на его неофициальный статус. Они же говорят, что регистрация для них невыгодна, дескать, все заработанные деньги будут уходить в налоги и им на жизнь не хватит.
Кстати, о якобы невыносимых налогах для этого вида предпринимательства. Так ли они велики и обременительны? В процентном отношении не больше тех отчислений, взимаемых с наших зарплат. Как объяснили черемисиновские налоговики, почти все отчисления малых предпринимателей уходят на страховые платежи, которые поступают в Пенсионный фонд и ФМС. И нелегалы пользуются услугами той же бесплатной медицины полной ложкой и очень негодуют, если она покажется им недостаточно качественной. Такова психология тех, кто ездит на шее налогоплательщиков и не желает ничего давать взамен.
Теперь о доходах, которые достигают грани нищеты.
Становится понятной неприязнь нелегалов к зарегистрированному предпринимателю Виктору Булавину. Он и в условиях «дикой» конкуренции обеспечивает себя, с его точки зрения, достаточными для нормальной жизни средствами. Его расчеты, которые предприниматель готов предоставить, точно в кость в горле. Поди, штрейкбрехером считают – деловую солидарность трудящихся рушит… Но какой же он покуситель на общую солидарность? По сути, Виктор Булавин отстаивает права всех законных таксистов и в районе, и регионе, рискуя в лучшем случае получить по физиономии. Страсти-то, когда дело доходит до личных доходов, накаляются…
Обратите внимание: Виктор Булавин без всякой помощи сам нашел организации, которые проводят и медицинское освидетельствование перед выездом на маршрут, и дают заключение о техническом состоянии автомобиля. Это нелегалам такие документы – по фигу. А он, как и все зарегистрированные перевозчики, наверное, находится под неослабным контролем инспекторов ГИБДД. В его в документах, если надо, инспекторы, пересчитают буквы в тексте. Но придраться, видимо, не к чему. На этом фоне бессилие черемисиновских силовиков смотрится немного странно. Нет, конечно, если потребуется, они предоставят любой список профилактических мероприятий, свидетельствующих о неутомимой борьбе с нелегалами. Но, право слово, успешными эти мероприятия, судя по вольной жизни местных «бомбил», не назовешь. Не считать же достижением объяснения нелегалов о питье чая на стоянке зарегистрированного предпринимателя. Не мне учить профессионалов их работе.
Пример касаемо наличия желания у меня имеется. Рядом с моим домом недолгое время действовал пешеходный переход, не обозначенный, как положено, «зеброй». «Зебру» все же нарисовали, но чуть дальше. Между тем пешеходы пересекали автостраду по натоптанной дорожке. Достаточно было подежурить с недельку экипажу ГИБДД, выписать сотню-другую штрафных квитанций в сочетании с вежливой воспитательной работой, и народ точно ветром сдуло на «зебру». Стыдно признаться, самого оштрафовали, но такой подход к наведению порядка не могу не одобрить. А разница в наказаниях за нарушения ПДД и незаконную предпринимательскую деятельность имеется существенная.
Впрочем, общественный совет при уполномоченном и не ставил целью заседания выработку жестких мер против нелегалов. Проблема далеко не местечковая, и, как теперь становится ясно, закон о такси нуждается в коррекции или хотя бы более четкой регламентации на региональном уровне. На районном уровне – создать условия нормальной работы зарегистрированных предпринимателей. Во всяком случае, участвующие в заседание нелегальные таксисты интерес к озвученным на совете предложениям проявили. И обещали над ними серьезно подумать.