На Южном Урале интернет-агрегаторы заказов такси заметно оттесняют таксомоторные компании. Но эта очевидная тенденция нисколько не говорит о том, что рынок такси стал более цивилизованным. Многие работающие таксисты считают, что речь идет о самом настоящем разрушении отрасли.
В основном все пеняют в сторону государства, которое, благими намерениями вывести рынок из тени с помощью лицензирования и разнообразных требований, в результате еще больше усугубило ситуацию.
В конечном итоге владельцы автопарков, обремененные затратами на персонал, машины и лизинговую нагрузку, оказались в заведомо проигрышных условиях по сравнению с диспетчерскими компаниями, оказывающими лишь посреднические услуги и имеющими возможность демпинговать. Мы попытались разобраться, как устроен рынок такси в Челябинской области, посчитать его оборот и оценить, насколько эта денежная масса увязана с налоговыми поступлениями в местный бюджет.
Сколько компаний работает в регионе?
По данным сервиса 2ГИС, в Челябинске числится 73 компании, оказывающие услуги такси, в число которых также входят и диспетчерские службы. Количество диспетчерских служб эксперты оценивают на уровне 15—20, при этом отмечая, что более половины рынка делят между собой три крупнейших компании: «Максим» «Лидер» и «Такси-класс». По базе данных Миндортранса региона можно составить некий «портрет» легализованного бизнеса — количество ИП, которым выдавались разрешения, сейчас составляет около 1 600, тогда как юридических лиц в сегменте частных пассажироперевозок в области — только 60.
Сколько машин «с шашечками» и без?
Реестр выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, размещенный на сайте профильного министерства mindortrans74.ru, свидетельствует о том, что в регионе на сегодняшний день выдано 7 999 разрешений (иными словами, это и есть количество официальных подотчетных машин, ездящих на заказы по дорогам всей области). Причем, из этого числа уже порядка 400 разрешений сдано или аннулировано судебными постановлениями.
Оценить, сколько машин выезжает на заявки диспетчерских, и сколько таксистов подключилось к агрегаторам, невозможно — их никто никогда не считал, и, наверное не сможет посчитать. Но, по данным самих таксистов, работающих с «Лидером», речь идет о 500 машинах, одновременно курсирующих по городу в смену только от этой компании. А сколько всего водителей «сидит» на автоматизированных заявках — остается только догадываться. Скорее всего, цифра колеблется в пределах 2,5—4 тысяч автомобилей ежедневно.
Владельцы автопарков:
Говоря о рынке такси, надо различать, прежде всего, два вида бизнеса — таксомоторный, и диспетчерский (посреднический). Таксомоторные компании — это, как правило, местные игроки. В Челябинске доля официальных таксомоторных компаний со своим парком авто и штатом водителей составляет всего около 30 процентов. Когда-то они были раскручены и узнаваемы, сейчас — держатся за счет наработанного имиджа, лояльности клиентов и уровня сервиса.
В таксомоторной компании ООО «Улыбка Транс» (бренд — такси «Улыбка»), к примеру, автопарк сегодня составляет порядка 20 машин, тогда как начинала компания в 2010 году со 150 автомобилей. Сегодня содержать такой автопарк очень накладно. При этом всего с «Улыбкой», оказывающей, в том числе, диспетчерские услуги, сотрудничает около 300 водителей. В сутки выходит на заявки около 100 машин. При этом штатных таксистов в фирме работает порядка 50.
«Пять лет назад мы были большой компанией, а сейчас уже, наверное, средняя», — уточняет Виктория Слесарева, заместитель директора ООО «Улыбка Транс».
Представитель такси «Молния» Андрей Никифоров, возглавляющий транспортный отдел компании, поделился следующими цифрами. Компания сотрудничает примерно с 1,5 тысячами водителей, при этом своих, «штатных» машин — около сотни. В рейс единовременно выходит до 400 машин. На одну машину за это время приходится от 15 до 25 заказов за стандартную смену (8—12 часов).
Аутсорсинг на колесах:
«Мы занимаемся организацией такси в 34 городах России в формате „диспетчерская-водители на личных автомобилях“, — сообщается в блоге службы заказа такси „Максим“. — Как и все, мы предлагаем программу такси для автоматизации диспетчерской службы. Для установки нашей программы вам не потребуется никаких затрат на оборудование, аренду помещений, организацию резервирования интернет и электропитания, организацию каналов связи. Мы предлагаем так называемый „облачный“ сервис. Вы полностью управляете своей базой через терминальный режим. Зачем нам это надо? Мы хотим зарабатывать деньги, как бы банально это ни звучало, но мы не хотим заниматься приемом на работу водителей. Разговоры об аутсорсинге в такси идут давно, но ни одно рабочее такси не брало другое на обслуживание… Просто принимайте водителей и зарабатывайте сами, в конце концов, номер телефона ваш, и если мы не оправдаем ваши ожидания — переадресуете на других или построите диспетчерскую своей мечты».
Если вкратце, это описание принципов работы диспетчерской копании. По оценкам, крупнейшие диспетчерские службы имеют собственный месячный оборот (процент от суммы заказа и\или плата за пользование программой) на уровне 10 миллионов (речь идет об уровне «Лидера» и «Максима»). У таксомоторной компании «Улыбка», для сравнения — в районе одного миллиона рублей…
Кому выгодны интернет-агрегаторы?
На сегодняшний день в Челябинске практически не представлены самые распространенные мобильные сервисы заказа такси (российский «Яндекс. Такси», израильский GetTaxi, американский Uber, а также Wheely и InTaxi). Исключение — «Рутакси», с которым работает крупнейший оператор Челябинска «Лидер». Но динамика рынка показывает, что современные интернет-сервисы в регионе, как и по всей стране, будут только развиваться.
«Онлайн заказ на сайте, SMS-заказ, приложения для Android и iPhone — заказать такси сегодня можно всеми возможными способами. Нельзя только почтовыми голубями», — шутит Виктория Слесарева.
По словам Андрея Никифорова, специально для таксопарков в Челябинске существует и еще один очень удобный и проверенный инструмент — Единая служба такси, куда не только стекаются заявки, но и хранятся архивные данные, бухгалтерская отчетность, логистическая схема и статистика.
В свою очередь, диспетчерские службы заказа такси разрабатывают и внедряют собственные онлайн- и мобильные приложения, диктуя при этом водителям, как они думают, нерыночные тарифы. И челябинские таксисты не в восторге от выполнения заказов, оформленных через мобильные сервисы. По сути, выходит, что интернет-сервисы завоевывают рынки благодаря демпинговым тарифам, что хорошо только для одной стороны процесса — для клиента.
Представители таксомоторных компаний обвиняют владельцев сервисов в недобросовестной конкуренции и уходе от уплаты налогов, что, по общему мнению, подрывает цивилизованный бизнес. Наряду с этим, таксисты отмечают, что от мобильных приложений все же есть определенная польза для рынка. Во-первых, бороться с инновациями неразумно, а во-вторых, при подключении к сервису сокращается время подачи автомобиля на заявку. За счет этого практически ушли в небытие легковушки, толкущиеся в ряд на остановках общественного транспорта или «бомбилы» «от бордюра», то есть наиболее теневой сектор частного извоза. Кроме того, приложения позволили водителям уменьшить холостой пробег и увеличили число заявок.
Ценник в тисках сервисов:
Средний чек одной поездки по Челябинску, по словам экспертов, составляет сегодня 140 рублей.
Цена одного километра в челябинских компаниях, как правило, колеблется в районе 12—15 рублей. Минимальная поездка в такси «Метар», по словам представителей компании, до 100 рублей за 3 километра. Согласно данным официального сайта такси «Улыбка» taxi-smile. ru, минимальный проезд машинами эконом-класса до 1 километра оценен в 100 рублей, комфорт-класса — в 190.
Такси «Флагман», согласно данным сайта taxichel. ru, предлагает минимальную поездку по городу на авто комфорт-класса за 150 рублей (включает 2-километровую поездку и ожидание 10 минут; стоимость поездки по городу — 20 рублей за километр). Такси «Двойки» готово предоставлять поездку по городу эконом-классом до 2 километров за 80 рублей (если свыше 2 км, расчет идет исходя из стоимости 1 километра 10 рублей).
Минимальная цена поездки в «Молнии» — 100 рублей, тогда как у диспетчерских служб есть возможность выставлять даже 50-рублевый тариф, отметил Андрей Никифоров. Так, интернет-сервис «Лидера» информирует посетителей о сотрудничестве диспетчерской службы с перевозчиками и предлагает довольно заманчивый прайс. Цена поездки по городу до 1 километра стартует с отметки 65 рублей, до 2—75, до 3—85. За допкилометры свыше 3-х просят 9,7 руб./км.
В соцсетях и тематических форумах таксисты оставляют сообщения о том, что диспетчерские службы поставили таксомоторные компании на колени рабскими условиями работы. Прибыль с учетом оплаты процента за заявку, бензина и расходов на амортизацию собственной машины еле покрывает издержки компании.
«Минималка 70-80 рублей, конечно, не устраивает водителей, — поясняетАлексей Степанов, директор по развитию ООО „Евротакси“ — Тем более, порядка 80 процентов таксистов — это частные лица на своих автомобилях, которые надо обслуживать и содержать».
Чтобы привлечь клиента, диспетчерские начинают демпинговать на фоне и без того низкого ценника. Хотя, отмечают эксперты, на рынке все равно найдется немало готовых работать и по минимальной стоимости. И если постараться, можно найти через диспетчерские водителя, готового увезти клиента, например, с ЧМЗ до центра города за 100 рублей.
Расходная пропорция:
Средние месячные затраты на содержание одной машины, рассказали в «Улыбке», составляют порядка 47 тысяч рублей. В этот ценник заложены расходы на бензин, сервис, ремонт, автомойку, на выплату зарплат водителю, медику, механику, штату диспетчеров, на лицензирование деятельности, лизинговые платежи и на аренду офиса.
Некоторые компании держат в штате автокомиссаров, юристов и даже медперсонал, свою службу сервиса и менеджерские отделы, труд которых тоже надо оплачивать. Андрей Никифоров примерно оценил расходы на содержание штата в половину от суммы выручки.
Он также добавил, что «упаковать» одно авто под пассажирские перевозки обойдется примерно в 25 тысяч рублей. В эту сумму войдет оклейка машины атрибутикой с фирменным дизайном, установка светового короба (по-простому — «шашечек») и системы GPS. Одно время закон даже обязывал устанавливать таксометры (4,5 тысячи рублей), потом это оставили на усмотрение самих компаний.
Усредненный расклад таков: расходная часть таксомоторной компании, располагающей хотя бы 20 собственными машинами, составляет чуть меньше миллиона рублей. И эти затраты, призналась Виктория Слесарева, в сегодняшних условиях фактически не окупаются.
Стоит учесть еще и то, что за последнее время из-за девальвации рубля увеличились затраты на покупку и аренду автомобилей, запчасти, бензин, техобслуживание и страховки. По сути, таксистам сегодня приходится работать по 12-16 часов, чтобы оправдать эти расходы. О такой продолжительности смен речь заходит на площадке общественного движения «Форум такси».
Средняя стоимость машин, которые приобретает таксомоторная компания (как правило — в лизинг), составляет, по опыту такси «Молния», порядка 370 тысяч рублей.
Сумма на руки:
Валовая выручка среднего водителя такси невелика. По данным представителей такси «Улыбка», порой у них выходит меньше 1 тысячи рублей. При этом, оговорила Виктория Слесарева, смена на смену не приходится, и цифры ото дня к дню могут различаться в разы. С этих денег компания удерживает с водителя 10% на условиях оказания информационных услуг (т. е. снабжения заявками). При этом комиссия еще не так давно комиссия не превышала 6%, а сейчас, по данным участников рынка, может доходить до 10-20%. Кроме того, на водителе-частнике в этом случае еще и расходы на бензин и сервис автомобиля (страховка, ремонт).
В других компаниях называли другие цифры. Как нам рассказал челябинец, работающий со службой заказа такси «Лидер», вечерняя смена (если работать где-то с 16 часов дня до 20—21 часа) может принести около двух тысяч рублей выручки, при этом после процента диспетчеру и расходов на бензин остается около половины от этой суммы. Если работать полноценную смену (с утра до вечера) — выходит порядка 3—3,5 тысяч, а «чистыми» останется около 2 тысяч рублей.
При этом водители, «сидящие» на заявках, по сути, становятся заложниками политики диспетчерских компаний.
«В любых службах есть очередность: если у тебя есть лицензия такси — ты получаешь заявку в первую очередь, даже если территориально от клиента ты находишься дальше, чем таксист без лицензии, — сообщил „Челябинскому обзору“ источник, проработавший не один год в известной челябинской службе заказа. — Диспетчерские зарабатывают деньги не только с заявок, но и за счет лицензий, арендных машин и различных штрафных санкциях к водителям, которые не платят за аренду больше положенного срока. Вариантов заработать у диспетчерской службы много, их формат это позволяет».
По словам Алексея Степанова, если диспетчерская будет удерживать с водителей 20% от выручки, то через полгода грамотной агрессивной рекламы, ее оборот вполне может составить порядка 1 миллиона рублей в месяц, и она станет «средней» для Челябинска компанией.
«При большом объеме заказов диспетчерская представляет собой достаточно отлаженный финансовый механизм», — резюмирует Степанов.
Сколько всего денег на рынке такси?
Общий оборот рынка частных такси в Челябинске подсчитать, если и возможно, то только довольно приблизительно, опираясь либо на статистические данные, которых немного, либо на собственный опыт водителей, диспетчерских и таксомоторных компаний.
Итак, берем среднее число заказов за стандартную смену (около 20), перемножаем на средний чек за одну поездку (140 рублей), на примерное количество машин, одновременно работающих днем в Челябинске (около 3—3,5 тысяч), и, наконец, на количество дней в году. В итоге получим чуть более 3,5 миллиардов рублей.
Сумма приличная, и вполне сопоставима с общим оборотом рынка маршрутных такси города.
Если же говорить о всей Челябинской области, следует учесть, что, с одной стороны, в ее столице живет менее трети жителей региона, но с другой — сервис такси в остальных городах области куда менее развит.
Куда «едет» рынок?
Виктория Слесарева, заместитель директора ООО «Улыбка Транс»:
«Скорее всего, таксомоторные компании будут отказываться от своих автопарков и начнут работать по принципу служб заказа такси. Да, мы можем сейчас уронить цены, набрать на работу выходцев из Северного Кавказа или Средней Азии на „Семерках“ и просто „бомбить“ этот город. Но смысл? Это все недолгосрочно, и когда-нибудь закончится. Также мы будем наблюдать нехватку автомобилей на рынке такси. Все автомобили, которые были приобретены водителями в кредит полтора года назад, по-прежнему в кредите. „Отбивать“ его за счет чего-то нужно, а цены на поездки сильно занижены федералами. Плюс, душат лицензии, непонятно зачем введенные государством. Три года назад, когда лицензирование только началось, мы потратили за один месяц полмиллиона рублей, чтобы оформить лицензии на машины. И за это время нам этот закон не принес ничего. Компаниям со своим автопарком, которые хотели сохранить качество перевозок и хотели работать в этом городе, государство только усложнило жизнь, одновременно облегчив ее всем диспетчерским службам. Хотя закон должен был работать наоборот».
такси в Челябинске
Источник http://ob-zor.ru/ekonomika/kak-ustroen-rynok-taksi-v-chelyabinske