Спрос на услуги такси в краевой столице ощутимо упал. Таксомоторным компаниям пришлось снижать ценник на проезд и планы водителям, что при росте расходов сильно сказывается на рентабельности этого бизнеса. Чтобы остаться на рынке, компаниям приходится перестраивать свою работу.
Таксомоторные компании по-прежнему составляют ядро рынка заказа легковых автомобилей. По данным «2ГИС», сейчас в Барнауле услугу такси предоставляет более 30 фирм. К ним с одного полюса примыкают службы заказа такси (диспетчерские без своего автопарка, продающие заявки частным перевозчикам), с другого — целая армия бомбил.
Средними по величине таксопарками можно считать те, в которых работают около сотни машин. Таких в Барнауле — 3–4. Самым крупным игроком считается такси «Город» — у них в распоряжении примерно 300 авто. Большинство фирм располагает небольшим парком — в несколько десятков машин.
В последнее время все чаще на рынок такси приходят те, кто раньше занимался покупкой битых авто, восстанавливал и продавал их. Сейчас, когда рынок б/у машин стоит, перекупщикам выгоднее стало сдавать машины в аренду таксистам. Арендаторы платят в сутки до тысячи рублей. По сути, имея 5–10 машин, такой перекупщик становится владельцем фирмы такси, но без медперсонала и диспетчерской — его подопечные работают либо сами по себе, либо «пристраиваются» к одной из легальных фирм, но чаще всего — приходят в службы заказа.
Большинство компаний помимо штатных сотрудников берут в обойму «частников». Эти люди работают, что называется, «на подхвате» — им достаются те заказы, которые не успевают отрабатывать свои таксисты. Однако работы им достается не много. За обилием заявок извозчики идут в основном в службу заказа такси «Максим». Здесь нет плана, работать можно не по сменам, а когда захочешь. И берет компания лишь 10% от суммы заказа.
Однако с недавних пор сотрудничество с «Максимом» стало менее выгодным: здесь понизили стоимость проезда и стали отдавать приоритет в распределении заявок тем, кто полностью обклеит свою машину рекламой компании, — так фирма сокращает издержки на продвижение. Многих водителей это оттолкнуло, ведь чтобы ездить на обклеенной машине, нужна лицензия, а многие привыкли работать нелегально. Однако Павел Стенников, руководитель пресс-службы «Максим», заявил, что оттока желающих сотрудничать с ними водителей не наблюдается. Снижение цены проезда на 2 рубля за км (до 10 рублей) он объяснил уменьшением эксплуатационных расходов водителей с наступлением весны.
Плановая экономика:
Снижение стоимости проезда коснулось почти всех игроков рынка. Главная причина — резкий спад спроса. По оценке Вадима Сельцова, директора диспетчерской «Позитив», обслуживающей несколько барнаульских фирм такси, после экономического шока декабря горожане стали заказывать машины в 3–4 раза реже. В борьбе за клиента игроки рынка пошли на демпинг, снизив минимальную стоимость проезда по городу со 100 до 60 рублей.
Стал сокращаться и сектор корпоративных заказов из-за закрытия многих заведений общепита (таксисты развозят персонал таких заведений).
Снизив стоимость проезда, руководителям таксопарков пришлось опустить и план для водителей. Если в прошлом году для машин типа Lada он составлял в среднем 800 рублей, Renault — 1000–1300 рублей, Toyota Camry — 1500 рублей, то теперь его снизили примерно на две сотни.
Все это отразилось на доходности бизнеса такси. Особенно при росте цен на новые автомобили, запчасти, расходные материалы и ОСАГО.
Водители трудятся по графику. Обычно сутки через сутки или двое через двое. Заправляют машину за свой счет, ремонт и замена расходников — за счет организации. За смену таксисты зарабатывают в среднем около 1–1,5 тыс. рублей, в удачные дни — до 3–5 тыс.
Автомобили:
Самые популярные машины в таксопарках — это Renault Logan. По соотношению таких параметров, как цена, ресурс, ремонтопригодность и стоимость обслуживания, — это самый подходящий вариант для службы в такси на сегодняшний день. Второй хит — новый Nissan Almera. Также распространены Ford Focus и Renault Fluence. Автомобили Lada менее популярны из-за тесноты в салоне. Hyundai Solaris не устраивает таксистов ресурсом мотора, KIA Rio отталкивает дорогими запчастями, китайские машины — неликвидностью на вторичном рынке.
Все чаще с шашечками стали ездить машины премиального класса. Toyota Camry и седаны Lexus составляют примерно половину парка фирмы «Город». Конкуренты недоумевают, какой срок окупаемости может быть у неэкономичных авто стоимостью более 1,5 млн рублей при огромных ценах на кузовщину? Однако в «Городе» говорят, что ставка на эти машины себя оправдывает.
Надежда Канавенко, администратор такси “Город”:
Их очень часто заказывают на свадьбы, для вип-клиентов, на межгород, для приезжающих из Москвы артистов. У нас есть и другие машины, но со временем мы планируем менять их на “Камри”.
Ресурс работающих в такси авто обычно составляет 3–4 года. Дальнейшая их судьба в основном складывается по двум сценариям: машину или продают перекупщикам, или дают «на выкуп» одному из водителей. В этом случае он в течение 1–3 лет регулярно должен возить владельцу план и полностью взять на себя содержание машины. Работает он в таком случае на авто один, без сменщиков. После оговоренного срока автомобиль водителю дарят.
Нужно двигаться:
Сложившаяся экономическая ситуация заставляет руководителей фирм такси пересматривать бизнес-процессы в своих организациях. Хотя это бывает нелегко в условиях, когда многие водители не хотят расставаться с привычными рациями и пользоваться смартфонами. «За старое держимся, но новое принимаем и сейчас готовимся его вводить, — говорит Надежда Канавенко. — Сейчас разрабатываем приложение, чтобы наши клиенты могли заказывать машину через интернет».
Законодатели технологических мод на этом рынке — службы заказа. Они давно работают с водителями и клиентами через интернет и гаджеты, постоянно совершенствуют программное обеспечение (ПО). И по этому пути пошли классические таксомоторные фирмы.
На базе современного ПО фирмы стали кооперироваться, чтобы максимально эффективно отрабатывать заявки клиентов. Происходит это так: первые 20 секунд заказ видят только штатные таксисты, потом он отображается в телефонах у частников, сотрудничающих с фирмой. Если за 40 секунд никто из них не взял заказ, он становится виден таксистам фирм-партнеров. Клиент может и не понять, что он звонил в одну фирму, а повезла его другая.
Хотя на кооперацию соглашаются далеко не все. «Мы предлагали всем объединиться и сделать единую базу недобропорядочных водителей, однако мало кого это заинтересовало. Это бы дисциплинировало персонал, но руководители фирм, на мой взгляд, проявили недальновидность», — говорит один из предпринимателей, работающих в сфере такси.
Более охотно компании экспериментируют в одиночку. «На рынке много брендов, а собственников компаний на самом деле не так уж много. Значительных игроков на рынке не больше десяти, — говорит Вадим Сельцов. — Компании дробят, во-первых, для экспериментов с тарифами, целевой аудиторией, условиями для водителей и прочим — чтобы не рисковать всем бизнесом. Во-вторых, так создается иллюзия выбора. Не понравилось в одной фирме — человек звонит в другую, как он считает, но попадает все равно по сути на ту же». Но у такого дробления есть и оборотная сторона — затраты на рекламу возрастают кратно числу брендов.
Для снижения издержек многие компании отказываются от собственных диспетчеров, отдавая эту функцию на аутсорсинг колл-центрам. Другие пытаются компенсировать номинальное снижение цены за проезд расширением списка «отдаленных районов», куда тарификация выше, и дополнительными «услугами». Так появляется (или увеличивается) плата за остановки в пути, за провоз багажа и т. д. Третьи делают ставку на маркетинговые акции: выпускают дисконтные карты, предлагают бесплатные поездки за правильный ответ на три вопроса, скидки на каждую 10-ю поезду и т. д.
«В текущей ситуации выживут те, кто умнее, хитрее, мобильнее, — говорит один из игроков этого рынка. — И кто менее закредитован, ведь в ценовой конкуренции его точка безубыточности будет располагаться гораздо ниже».
5 370 лицензий на право работать такси выдало краевое транспортное управление жителям Барнаула.
Около 40% из них уже аннулировано или их действие приостановлено.
Топ-5 самых дорогих и неподходящих для работы в такси авто, владельцы которых получили разрешение на извоз в Барнауле:
Jaguar XF
Volkswagen Touareg
Lexus RX 300
Audi А6
Mitsubishi Pajero 3,0 V6
Мы попросили одного из владельцев фирмы такси подсчитать расходы и доходы в этом бизнесе. Вот что получилось:
Примерные затраты на содержание машины такси: около 4 тыс. в месяц на автомобиль (сюда входят ОСАГО, резина, замена масла и транспортный налог). При плане в 1 тыс. рублей машина в идеальном варианте может привезти 360 тыс. рублей в год. Однако на деле получается значительно меньше. Основные причины — простои из-за поломок, ДТП, болезней и запоев водителей.
В среднем, если машина не кредитная, за два года она себя окупает. К этому моменту она начинает так потреблять запчасти, что мама не горюй. А самая затратная часть — восстановление авто после аварий по вине наших водителей. Как правило, после инцидента они увольняются, и взыскать с них ничего не удается. Одно ДТП — это минимум 30 тыс. из твоего кармана.
Источник http://auto.altapress.ru/story/146014