Мобильное ополчение. Мобильные приложения разоряют казахское такси


Штрафовать частных лиц, которые платно перевозят людей, не платят налоги и мешают работать регистрированным службам такси, попросило руководство компании «Эко Такси» экспертов Национальной Палаты предпринимателей.

На рабочем собрании НПП в Алмате основатель и руководитель компании «Эко Такси» Максим Сарсенов попросил экспертов палаты обратить внимание на деятельность нелегальных служб такси, в частности, диспетчерских служб, которые, по его словам, пренебрегают безопасностью пассажиров и не платят налоги в казну..По словам г-на Сарсенова, сейчас по городу Алматы пассажиров перевозят только около 600 автомобилей, оборудованных по правилам пассажирских перевозок: с таксометром, табличкой, номером телефона службы и «шашечками». Остальные 7 тыс. извозчиков – работают «нелегально», кто-то через диспетчерские службы, кто-то — сам на себя.

«Что такое диспетчерская служба? Это небольшое помещение в 20 кв. м. Сидят 7-10 девочек, принимают заказы. А водители, которые там работают, это те, кто просто зашел на сайт, зарегистрировался – и все. Таксистом можно стать за 3 минуты. Это может быть кто угодно. А если он был выпивший и совершил аварию, кто будет отвечать?», — говорит г-н Сарсенов. В отличие от диспетчерских служб, где деятельность водителей никто не регулирует, таксопарки, по словам Максима Сарсенова, юридический оформлены и несут ответственность за безопасность пассажиров. Водители, на каждого из которых имеется полное досье, обучаются правилам обслуживания клиентов, ежедневно проходят медосмотр, а возраст автомобилей, на которых возят пассажиров – не старше 4 лет.

Но если диспетчерские службы еще можно контролировать, т.е. найти их, приехать и поговорить в случае возникновения конфликтов между водителем и пассажиром, то тех, кто принимает заказы через мобильные приложения, невозможно будет призвать к ответственности. «Службы, которые работают на мобильных приложениях, могут находиться где-нибудь в Европе, точного места расположения у них нет. Здесь водитель просто заходит на веб-сайт, приобретает логин и пароль и, если выполнил заказ на 500-600 тенге, 20% от этой суммы отдает в диспетчерскую службу, к примеру, через мобильный банкинг», — объясняет г-н Сарсенов.

Он подчеркнул, что диспетчерские службы являются теневым бизнесом, который привлекает водителей тем, что им не нужно иметь автомобили определенной марки и возраста, платить налоги и работать в установленное время суток. Диспетчерским также не нужно содержать штат механиков, бухгалтеров и медиков, за счет чего стоимость поездки тоже гораздо ниже, чем у таксопарков с собственной диспетчерской службой.«Вот почему мы становимся неконкурентоспособными по сравнению с диспетчерскими службами. Мы не можем конкурировать с теневым рынком», — посетовал г-н Сарсенов.

Kursiv.kz побеседовал с одной из компаний – разработчиков веб-приложения для службы такси Aparutaxi.kz.В ней считают, что сейчас мобильным приложениям проигрывают, скорее, диспетчерские службы, нежели таксопарки. ТОО APARU, по словам маркетолога компании Константина Зайцева, запустила веб-приложение службы такси еще в 2011 году в Усть-Каменогорске. А с конца 2013 года расширила бизнес в Астане и Алматы.

«Большинство служб такси – это просто диспетчерские – люди, которые сидят на телефонах и по рации передают заказы водителям. Даже если они очень хотят, не могут большое количество заказов обработать. Им то машин не хватает, то заказов. А такие технологии, как наша, позволяет обрабатывать довольно большое количество заказов, и мы можем работать со всеми исполнителями, которые есть на рынке (частные лица, водители таксопарков), за счет чего время подача машин получается минимальной», — рассказывает г-н Зайцев. Владельцы таксопарков, которые просто дают автомобили в аренду и следят за их технической исправностью, по мнению г-на Зайцева, в данном случае ничего не теряют, так как им все равно, как их водители зарабатывают – через диспетчеров или мобильные приложения.

Что же касается стоимости перевозок, то мобильные приложения снова в выигрыше, так как цена за проезд не фиксированная, как в обычных службах такси, а договорная. «Мы не устанавливаем цены. Можно заказать такси через единый кол-центр, где есть рекомендованная цена. А через приложение цены могут предлагать клиент и водитель. Тут надо принять во внимание, что оплата за проезд передается непосредственно самому перевозчику — в некоторых случаях, это индивидуальный предприниматель, в некоторых – это диспетчерские таксопарки. Мы удерживаем плату за заказ. Исполнитель, который принимает заказ, платит небольшую сумму. Это не процент, а фиксированная сумма – 35 тенге в Усть-Каменогорске. В Астане и Алмате есть дифференциация. Водители сами могут установить стоимость. Кто-то дешевле, кто-то дороже», — говорит эксперт. Также он добавил, что компания является официальным налогоплательщиком.

По его словам, заказы на Aparutaxi.kz за один день превышают в несколько раз заказы всех диспетчерских города вместе взятых за то же время. Называть количество в цифрах в компании отказались. Что же касается водителей, г-н Зайцев сказал, что на сайте свои данные оставляют в основном те, кто хочет «продвинуть» себя — на сайте можно рядом с данными водителей увидеть цифры, указывающие количество людей выбравших именно того или иного водителя. Некоторые имеют до 400 клиентов по городу.

По данным, имеющимся у Максима Сарсенова, если годовой оборот рынка такси в Алматы составляет 30 млрд тенге, то больше 20 млрд из них уходит в карманы частных перевозчиков, в то время как, к примеру, таксопарки инвестируют огромные средства в бизнес и создают рабочие места (инвестиции в проект «Эко Такси» составили порядка $14 млн). Кроме средств, которые утекают мимо государственной казны, по словам руководителя «Эко Такси», частные лица, занимающиеся нелегальными перевозками, приносят массу неудобств для передвижения транспорта в городе. «Когда он (таксист — Kursiv.kz) останавливается на дороге, примерно 10-12 секунд уходит на то, чтобы договориться с клиентом, и образуется пробка. Он может примерно останавливаться 20 раз в день. А сколько таких нелегальных извозчиков? По имеющейся у нас информации, около 7 тыс. людей в Алматы занимается нелегальным извозом. Если каждый из них остановится 20 раз в день хотя бы на 8 секунд, получается около 19 часов простоя автомашин», — привел расчеты Максим Сарсенов.

Он считает, что нужно провести комплексный аудит бизнеса в интернете и определить, какой деятельностью можно заниматься в Сети, а какой – нет. А «самостоятельных» таксистов он предложил штрафовать за нелегальный бизнес: «Первый раз размер штрафа за нелегальный извоз, скажем, пусть составит 50 МРП, второй раз – 100 МРП. Я думаю, это поможет».

К сведению читателей, в марте 2014 года в российской прессе владельцы таксомоторных парков города Якутск тоже поднимали шум из-за мобильного приложения вызова такси Indriver, разработанный якутским предпринимателем, владельцем компании «Сахаинтернет» Арсеном Томским. Появление Indriver спровоцировали, по словам г-на Томского, некачественные услуги и высокие тарифы таксопарков, которые в морозную погоду поднимали цены до 50%. Однако несмотря на обвинение в уклонении от налогов, приложение успешно работает по сей день. Франшиза проекта с недавних пор работает также и в Казахстане.

Источник http://www.kursiv.kz/

Похожие новости