За нелегальный извоз водители могут лишиться своих машин. А легальных извозчиков могут обязать по-новому оснастить автомобили. Такие изменения, возможно, будут внесены в закон «О такси», который действует уже больше трех лет. Однако по-прежнему есть те, кто предпочитает работать вне его рамок. Почему, разбиралась Юлия Волкова.
Вокзал «Краснодар-2». Каждые сутки сюда прибывают тысячи человек. Многие в краевой столице впервые. Незнание города, местных расценок и телефонных номеров служб такси — главные козыри для местных «бомбил». Мы решаем узнать, сколько же просят таксисты за свои услуги.
— До Зиповской — 850 рублей.
— А почему так дорого? Это, вроде, близко.
— Как, недалеко? С багажом — 800 рублей.
А между тем, от вокзала до Зиповской всего-то чуть больше километра. Таксисты, работающие легально, возьмут за такую поездку в восемь раз меньше.
На вокзале «Краснодар-1» аппетиты водителей скромнее, а сами таксисты сговорчивее. Цена здесь зависит от весомости аргументов и настойчивости пассажира.
Для таксистов вокзалы и аэропорт — самые прибыльные точки. И за «место под солнцем» здесь ведется жесткая конкурентная борьба. Фирм такси в городе много. Но здесь, на вокзале, оказывается, только избранные. Игорь в такси проработал десять лет. Рассказывает: если занять чье-то место, можно поплатиться. И, хотя, частным извозом уже не занимается, все же просит не показывать его лица.
— Товарищам нашим пробивали колеса, было так: они обступают машину, начинается скандал, разговор. Пробивается четыре колеса. Доходило до того, что и царапали, и ломали зеркала, — вспоминает Игорь.
Игорь рассказывает: работая на фирму или на себя лично, чтобы в среднем чистыми получить тысячу рублей, нужно отработать порядка десяти заказов по городу. Привокзальные «бомбилы» суточную выручку могут сделать одним заказом. Поэтому стоят у выходов открыто, чуть ли не за руку ловят клиентов. При этом раскошеливаться на оформление лицензии готов не каждый. Подтверждение тому — результаты проверок.
— Полиция Краснодара проводит рейдовые мероприятия по выявлению нелегальных таксистов. Так, в 2014 году было выявлено 64 таких нарушителя. Но, как показывает практика состоявшихся судебных решений, в основном на правонарушителей накладывается только денежный административный штраф в размере 2,5 тысяч рублей, — пояснил Артем Коноваленко, официальный представитель управления МВД России по Краснодару.
В этом году, чтобы сократить количество нелегалов, работу без лицензии планируют карать изъятием автомобиля и штрафом до 30-ти тысяч рублей. Но поправки в законе предполагают ужесточение правил и для легальных таксистов. Рублем хотят наказывать за перевозку пассажиров без счетчика, отсутствие аппаратуры ГЛОНАСС и тахографа.
— Поэтому, с чисто экономической точки зрения, «бомбилы» или нелегальные извозчики находятся в более выгодном положении к легальным. К легальным — огромнейшее количество требований, которые все повышаются и повышаются государством. И достаточно высокие штрафы, — прокомментировала Наталия Лозинская, исполнительный директор ассоциации«Национальный совет такси».
Новый способ потеснить конкурентов-нелегалов нашли таксисты в Гулькевичском районе. Кроме шашечек, на свои машины они теперь наклеивают специальный знак «Я плачу налоги», чтобы выделиться перед пассажирами и подчеркнуть свое выгодное отличие от таксистов-нелегалов. Потому что и недорого, и безопасно — все звонки проходят через диспетчера. Но при этом считают: на пути к легальному извозу это капля в море. Ведь пока будет спрос, будет и предложение.