Страховщики не смогут теперь избежать штрафов в судебном споре с автовладельцем. Если суд встанет на сторону последнего, то компания заплатит половину от суммы требований, следует из постановления пленума Верховного суда по разъяснению закона об ОСАГО.
В четверг, 29 января, пленум Верховного суда принял постановление, которое разъясняет, как применять в суде новые положения закона об ОСАГО, вступившие в силу осенью 2014 года. Поправки более чем в три раза увеличили страховые выплаты, обязали страховщиков заключать договоры ОСАГО в каждом отделении, увеличили им штрафы за некачественное оказание услуг и установили многие другие нормы, которые должны были нормализовать ситуацию с ОСАГО.
Раньше пленум Верховного суда давал разъяснения спустя несколько лет после появления новых законов, к этому времени судьи разного уровня успевали наделать ошибок, говорит президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников. Выпустив решение пленума сразу после принятия закона, Верховный суд исключает возникновение проблем, связанных с неверной или просто различной трактовкой закона..По мнению Тюрникова, постановление фиксирует баланс интересов страховщиков и их клиентов, который установлен в новой версии закона об ОСАГО.
В интересах клиентов страховых компаний пленум Верховного суда прописал несколько моментов. Они вправе требовать компенсацию за утрату товарной стоимости – сумму, которая представляет собой разницу между стоимостью нового автомобиля и такого же восстановленного после аварии (за исключением амортизационных издержек). То есть кроме оплаты ремонта страховая обязана заплатить владельцу деньги за ухудшение внешнего вида и технических характеристик автомобиля, причиной которого стало ДТП. Такой позиции суд придерживался и раньше и часто взыскивал ее со страховой. Однако методики расчета до сих пор не появилось. Необходимо принятие единой методики оценки УТС, чтобы и по этому пункту не возникало споров и не было судов, считает первый зампред правления СОГАЗ Николай Галушин.
Еще один плюс для клиента: страховщик обязан заплатит 50% от суммы требований, если суд принял решение в пользу автовладельца. Штраф существует и сейчас, но страховщик его не платит, если решит заплатить потерпевшему компенсацию во время рассмотрения спора в суде. «Часто страховщики выплачивали клиенту полную компенсацию перед последним заседанием суда. Иными словами, когда страховщики понимали, что суд вынесет решение не в их пользу, то выплачивали клиенту то, что он просил, и таким образом избегали штрафа», – поясняет Тюрников.
Страховщики возмущены: в законодательстве нет оснований для взыскания штрафа, после того как компенсация выплачена, считает заместитель генерального директора ОСАО «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. «Закон ставит два условия для взыскания штрафа: отсутствие добровольности и наличие суммы к взысканию. Что может взыскать суд, если страховщик уже произвел выплату? Это осталось вопросом», – говорит он.
Пленум Верховного суда принимал постановления о страховании и раньше. В 2012 году он распространил закон «О защите прав потребителей» на страхование, а в 2013 году сформировал судебную практику по автокаско. Работа по подготовке этого документа началась в октябре 2014 года.