Мы не обращаем на них внимания, а они всё замечают, хоть и сидят к нам спиной: слушают наши разговоры, невольно вникают в наши проблемы и делают выводы. Какие мы, магнитогорцы, глазами обычного таксиста?
— Главная проблема, с которой сталкиваюсь ежедневно, обычно по утрам и поздно вечером: пассажиры не предупреждают, что они с детьми, — рассказывает таксист Алексей Дмитриев. — Такое ощущение, что главное для взрослых — просто добраться из пункта А в пункт Б, и безопасность ребёнка их не волнует. Подъезжаешь, выходит из подъезда семья с ребёнком, а то и несколькими, а у меня детского кресла вообще нет. Если бы диспетчер знал, прислал бы другую машину. Некоторые водилы имеют несколько удерживающих устройств, которые можно быстро установить. Начинаешь объяснять клиентам, что машина не оборудована, а они говорят: «Ну и что будет?» Да всякое может быть. Другие предлагают, мол, давай тогда другую машину вызовем. А ты уже на месте, заказ терять жаль..Почему я должен страдать, если родителям всё равно? Вот и машешь рукой: ладно, садитесь, но в следующий раз предупреждайте.
Недавно вёз такую семью, при этом родители по дороге обсуждали, что завтра малыша куда-то везти, поэтому нужно переставить автокресло из одной машины в другую. Выходит, понимают, что это нужно для безопасности. А чем поездка в такси отличается от любой другой? Наши машины от аварий тоже не застрахованы.
Пьяные и молодые.
— Пьяные женщины хуже любого мужика, это просто кошмар. Они сразу предупреждают, что «сегодня немного выпили». Шумно себя ведут, начинают командовать: «Ой, включи другую песню, повеселее, нет, не эту». Иногда не выдерживаю, говорю, что вообще-то не диджей, а водитель, и я за рулём. Начинают приставать с разговорами, спрашивать, как тебя зовут. Всегда можно поддержать разговор «ни о чём»: о погоде, состоянии дорог, новостях. Но переходить на личное желания нет, у всех семьи, своя жизнь. А «поддатые» пассажирки считают себя неотразимыми. Вот и получается, как в анекдоте, когда в машину садится голая женщина, водитель смотрит на неё во все глаза. Она: «Ты что, голых девушек не видел?» Он: «Да я просто думаю, откуда вы деньги будете вытаскивать, чтобы расплатиться».
Запомнилось, как ехали мать и дочь подшофе, всю дорогу ссорились и кричали друг на друга. Потом девушка вышла, не захотела ехать дальше, а мать со слезами меня спрашивала, почему дочь её ни во что не ставит. Что я мог ответить? И парный случай: вёз «три поколения»: мать и её дочь с ребёнком. Женщины с виду приличные, но навеселе. Я столько матов от мужиков никогда не слышал, хотелось замечание сделать — нельзя же так при детях. Думаю, лет через пятнадцать лет они тоже будут спрашивать, почему выросшая девочка их не уважает.
Подростков возить тоже удовольствие маленькое: парни начинают красоваться перед подругами, самоутверждаться, иногда и за счёт таксиста. Тогда просто останавливаюсь и командую: «Выходите из машины». Обычно они успокаиваются, и едем дальше.
Считаю, идеальный пассажир — это не надоедливый, но и не угрюмый мужчина средних лет. Не грузит своими проблемами, не строит из себя хозяина жизни, ничего никому не доказывает: я — таксист, он — клиент, вот и всё.
Народный психолог.
— Рано утром женщина ищет мужа по разным адресам, в итоге находит, они ссорятся возле машины, он отказывается с ней уезжать. Или едет девушка, плачет, смотрит в сторону, пол-лица закрыто волосами — похоже, синяк. В таких случаях я ни о чём не спрашиваю, понимаю, что разговоры как соль на рану. Мало ли что в жизни случается, и «свидетели» здесь не нужны. Хотя частенько бывает, что тебя привлекают в качестве арбитра. Рассказывают о своей жизни, горестях, смерти близких. Сочувствуешь, но стараешься не принимать близко к сердцу — пассажир выйдет, а тебе потом ещё целый день кататься.
Работа нелёгкая и физически, и морально. Многие считают, что у таксистов полные карманы денег, но это не так. В Магнитке бешеная конкуренция, такси очень много, водители и в фирмах работают, и подрабатывают. А после новогодних праздников, похоже, вся Магнитка поистратилась, перешла на общественный транспорт или ходит пешком. Если таксист привязан только к одной компании, будут долгие простои, поэтому регистрируешься сразу в нескольких такси. Кажется, вроде неплохо заработал, а когда заправишься, положишь на программу, машину помоешь, в автосервисе деньги оставишь — и в кармане пусто. Чтобы что-то принести в семью, работаешь часов по пятнадцать, домой заезжаешь только поесть и поспать. И хорошо, когда клиенты адекватные и вежливые люди.
P.S. В ближайших номерах читайте «Таксисты глазами пассажиров«.