Теневой рынок пассажирских перевозок Улан-Удэ расширили высокие технологии.
Конкуренция на рынке такси в столице Бурятии высока. Вряд ли рядовой горожанин с ходу сможет перечислить всех перевозчиков. Казалось бы, куда больше? Но нет, реклама постоянно напевает все новые и новые номера извозчиков. И среди всех остальных внимание привлекает реклама такси «Максим». Расклейки в лифтах и подъездах многоквартирных домов раскручивают легко запоминающийся номер, объявления на билбордах приглашают водителей. «Работа без налогов, без счетчиков, без раций….» — вещает зазывающий голос по радио. Как такое возможно? Непонятно! Попробуем разобраться.
Как это работает?
Итак, начнем с того, что такого перевозчика, как такси «Максим», не существует в природе. Его нет на бумагах, он не покупает лицензию, он не платит налоги за осуществление этого вида деятельности. Все устроено иначе. В городе Кургане на Урале есть фирма ООО «Мобил». Собственно, такси «Максим» — это торговая марка, и не более того. ООО «Мобил» осуществляет не перевозки, а информационные услуги, а точнее, продает водителям-частникам информацию о том, что кому-то нужны услуги извоза. Получается, всем удобно: клиент получает дешевый извоз, водитель-«бомбила» — клиента, а контора на Урале — свои 10 — 15% с каждого заказа. Все счастливы и все довольны! Но, как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Чем рискует водитель?
На этот простой вопрос есть очень короткий ответ — ВСЕМ! Заниматься извозом таким образом — нелегально. Не дай бог, ДТП! Окажется, что «бомбила» не имеет лицензии, не прошел предрейсовый осмотр и, как часто бывает, не платит налоги с этого рода деятельности. На несколько уголовных статей обвинений наберется. В итоге водителя могут и посадить, а такси «Максим» тут вообще ни при чем.
Чем рискует пассажир?
Всего ничего – своей безопасностью. Само собой лучше заплатить на 20 рублей меньше, но ехать не пойми с кем и на чем. 20 рублей – отличный повод для риска. Только в случае чего пассажир должен знать, что никто и ни за что ответственности не несет, взыскать компенсацию или вернуть забытые вещи вам, скорее всего, не удастся. В нормальной службе такси водитель проходит предрейсовый медосмотр, машина проверяется перед каждым выездом. Нормального таксиста не выпустят в рейс после бурной ночи или после другой работы просто так, подхалтурить.
Чем рискует ООО «Мобил»?
Ничем. Они никого не перевозят. Нет субъекта права – нет ответственности. Государство теряет на налогах, а официальные перевозчики имеют демпингующих конкурентов.
Эта лазейка в законах в итоге идет на руку только организаторам диспетчерской службы, все остальные или в минусе, или очень сильно рискуют. Во многих регионах осуществляются совместные рейды проверяющих служб, активно используются «подсадные пассажиры» с диктофонами и скрытыми камерами. Угадайте, кто в итоге идет под суд?
А как же в городе на Селенге?
Со времени появления такси «Максим» в столице Бурятии оно стало головной болью для всех местных легальных перевозчиков. Законопослушные компании не могут конкурировать с нелегалами, поскольку им приходится платить налоги, содержать автопарк и ремонтную базу, проводить техосмотр транспортных средств и оплачивать ежедневные медицинские освидетельствования своих водителей.
В Улан-Удэ с распространением телефонов на базе «Андроид», а также растущим автопарком популярность подработки в «нелегальном» такси наподобие «Максима» стала очень высока. «Информационные» услуги водителям на своих автомобилях совсем не дороги, а с помощью приложения Taxsee PlayMarket просты и доступны каждому. Наличие же большого количества заказов помогает заработать дополнительные деньги в свободное от основной работы время.
Понятна, мягко говоря, нелюбовь легальных таксистов к «максимовцам». Ведь они отобрали почти весь рынок извоза в Улан-Удэ. «Легалам» не остается ничего другого, как только объединяться и выдавливать с «жирных» мест водителей без «шашечек».
Госорганы, конечно, борются с теневым рынком в сфере пассажирских перевозок. Но назвать эту борьбу эффективной вряд ли сегодня можно. Успешность схемы обмана государства, которую использует такси «Максим» уже в 70 городах России и в странах ближнего зарубежья, говорит о многом.
Как отвадить от нелегальщины?
Обычными фискальными методами заставить «бомбил» платить налоги довольно проблематично, если не знать, что именно этот водитель или владелец автотранспортным средством занимается нелегальным извозом. Если это становится известно сотрудникам Госавтонадзора и ГИБДД, то все, что они могут сделать с нелегалом, — это наложить на него административный штраф в сумме 5 тысяч рублей и забрать его машину на арест-площадку до решения суда. Да, пойманный за руку нелегал потерпит существенные убытки. Но заставят ли они его покинуть теневой бизнес? Проще «отбить» эти убытки по старой схеме нелегального извоза. Увеличение административного штрафа до 50 тысяч рублей, о котором в настоящее время идут дебаты в Государственной Думе РФ, только заставит нелегалов принять более существенные меры предосторожности.
Возможно, что-то изменит поголовная «ГЛОНАСсолизация» такси и их полный переход на фирменный желтый цвет, как в странах Запада. Чиновники уверяют, что при таком подходе сразу станет виден весь теневой рынок пассажирских перевозок и с ним будет легче бороться.
Однако более существенным средством борьбы с нелегалами, работающими по заказам такси «Максим» и ему подобных структур, могла бы стать их обязательная регистрация Госавтонадзором по базе данных этих компаний. Они называют себя посредниками между пассажиром и перевозчиком. Так пусть покажут этого перевозчика государственным органам, отвечающим за безопасность пассажирских перевозок! Пока этого не происходит, каждый пассажир такси «Максим» рискует не доехать до места своей поездки, поскольку водитель-нелегал, скорее всего, нетрезв либо болен, а его транспортное средство неисправно.