В Аналитическом центре состоялся круглый стол «Состояние и перспективы таксомоторных перевозок в России», в ходе которого эксперты обсудили технологические вопросы организации транспортного обслуживания населения легковым такси в субъектах Российской Федерации и осуществление регионального государственного контроля в данной сфере.
Перевозки пассажиров легковым транспортом, обеспечивая высокий уровень транспортной доступности, способствуют снижению социальной напряженности, предоставляют возможности для открытия собственного бизнеса и подработки для большого числа россиян..При этом участники рынка вынуждены признать убыточность легальной деятельности в этой сфере, поскольку в настоящее время в России легализовано не более 1/3 транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров легковыми автомобилями на коммерческой основе.
«Цель круглого стола – выявить причины, сдерживающие развитие цивилизованного рынка таксомоторных перевозок в России», — сообщил, открывая мероприятие, руководитель Дирекции экономики транспорта Аналитического центра Михаил Низов. По его словам, несмотря на вступление в силу в 2012 году ряда положений федерального законодательства, регулирующих деятельность такси, и принятие некоторыми субъектами Российской Федерации региональных законов о такси, создание удобной и безопасной системы таксомоторного обслуживания населения невозможно, потому что отсутствует адекватная система нормативного правового регулирования. «Осуществление легальной деятельности по предоставлению услуг такси стало невыгодным по сравнению с перевозками по заказу обычными легковыми автомобилями, к организации которых не предъявляются столь высокие требования», — отметил эксперт, добавив, что необходимо выработать новые подходы к развитию рынка таксомоторных перевозок с учетом мирового опыта и российских разработок в сфере информационных технологий и интеллектуальных транспортных систем.
Заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Дмитрий Пронин полагает, что на сегодняшний день нелегальному такси придается очень маленькое значение, причём не только в Москве, но и в субъектах Российской Федерации. «Меры, предусмотренные в действующем законодательстве, позволяют контрольным органам легко проверить легального таксиста, а вот поймать нелегального практически невозможно, — сказал он. — Мы, конечно же, предпринимаем усилия, но без регулирования законодательства, без усиления мер в данной области изменить ситуацию сложно». Также Пронин отметил, что в настоящее время профессии «водитель такси» не существует. «Профессию таксиста нужно возрождать, — считает он. — Мы должны внести ее в реестры, федеральные законы». По его словам, двадцать лет отрасль никем не регулировалась, не существовало ответственного органа. Так, в Москве в 1991 году было 19 государственных таксопарков, а сейчас всё находится в руках частных владельцев, которые работают без слаженной схемы регулирования отрасли.
В ходе мероприятия специалисты отметили, что существенную долю нелегальных перевозок в России организуют федеральные диспетчерские службы, которые работают одновременно в 50-80 городах через единые call-центры. С юридической точки зрения они ведут «журнал учета заказов фрахтовщика легкового такси» за 15-20% от стоимости заказа. Их мало интересует качественный уровень услуг, квалификация, легальность тех, кто предлагает свои услуги, так как они не несут ответственности за возможные негативные последствия, что является недопустимым в сферах, связанных с обеспечением безопасности людей. Дмитрий Пронин отметил, что в Москве можно выделить 15 таких диспетчерских служб. «Мы решили подписать с ними соглашение, — сказал чиновник. – Подписав такое соглашение, диспетчерская служба должна обеспечить у себя отсутствие нелегальных перевозчиков, сообщать определенные координаты перемещения транспортных средств, предоставлять аналитическую отчетность». На это предложение откликнулись 3 службы, пока только они готовы работать в рамках правового поля и вести качественный бизнес, отметил Пронин.
Также участники круглого стола подняли вопросы квот и тарифов. Некоторые эксперты полагают, что в регионах и субъектах квотирование совершенно не нужно, а вот в Москве – необходимо. Другие считают, что стране нужна общая тарифная сетка. Среди других проблем эксперты выделили необходимость введения профессиональных стандартов обучения водителей и введение добровольной сертификации.