Шаг вперед по созданию профессионального сообщества таксистов

 Шаг вперед по созданию профессионального сообщества таксистов

Тульский центр поддержки предпринимательства готов способствовать легализации частных автоперевозчиков..А нужно ли самим «серым» таксистам выходить из тени и на чем предпочитают ездить туляки?

Где эта улица, где этот дом…

— Для легальных таксистов в Туле настали тяжелые времена,— констатирует руководитель Объединения автомобильных перевозчиков Тульской области Олег Бекетов.— Сейчас любой водитель на любом транспортном средстве может заниматься пассажирскими перевозками в режиме такси. При этом для него не является обязательным знание русского языка, улиц города, правил пассажироперевозок и даже ПДД…

Основной проблемой для легальных таксистов и фирм, предоставляющих транспортные услуги, несколько лет назад стали так называемые диспетчерские службы. Принцип их работы — в передаче заказа водителю, находящемуся в городе, на мобильный телефон. Подобные компании, а в России их уже несколько,— это не таксопарки, у них нет машин, зато есть большой колл-центр,обслуживающий десятки городов.

Диспетчер, принимая заказ от пассажира, передает его находящемуся поблизости водителю. Все взаимодействие построено на электронных технологиях: диспетчер видит расположение машин, пассажир может следить, через какое время и какой автомобиль ему подадут.

Поездки через диспетчерские службы в Туле сейчас очень популярны: они дешевле обычных, да и автомобиль, как правило, подается быстрее.

— Вопрос только в том, что обслуживает вас не профессиональный таксист, а, скажем так, человек с улицы. Он не проходит предрейсовый осмотр, не проверяется перед выходом и техническое состояние его автомобиля. Так что подать вам могут все что угодно. У таких машин обычно отсутствуют отличительные знаки такси, водители не соблюдают требование закона по цветовому оформлению автомобилей. Но самое главное — эти перевозчики не несут никакой ответственности за жизнь и здоровье пассажира,— комментирует Олег Бекетов.

Как поймать «левака»

По словам руководителя Объединения автоперевозчиков, диспетчерские службы заходят в регионы агрессивно. Они устанавливают цены на поездки ниже сложившихся, предлагают водителям маленький процент отчисления в пользу компании, а порой и вовсе начинают без него. Таким образом, с рынка вытесняются легальные таксопарки. В Тульской области, к примеру, в последнее время закрылись три компании, занимавшиеся перевозками более десяти лет.

Главной проблемой профессиональные перевозчики считают отсутствие нормативной базы, регулирующей деятельность диспетчерских служб. Закон № 69-ФЗ, принятый в 2011 году, такого явления, увы, не предусмотрел. Сейчас объединения таксистов по всей стране бьются за внесение новых изменений. Предлагается в разы повысить штрафы для нелегалов и ввести ответственность за передачу заказов через диспетчеров. Документ уже прошел первое чтение в Госдуме.

— Мы, легальные таксисты, и по закону были в проигрыше. Штрафы за несоблюдение правил таксомоторных перевозок выше, чем те, что платят нелегалы, если их поймают. К примеру, если «левака» берут в первый раз, то он отделается штрафом до 2,5 тыс. руб. И только после второго раза у него могут изъять автомобиль, но это случается не часто,— констатирует Олег Бекетов.

У «серых» таксистов есть свои схемы ухода от ответственности. Публикуются даже целые инструкции «Как разговаривать с проверяющим?», а деньги нелегалы берут аккуратно, точнее даже не берут, а просят положить на приборную панель, чтобы в случае чего объяснить, что они их не брали, а пассажир сделал это сам.

Чтобы все-таки оштрафовать нелегала, требуется проведение контрольной закупки, то есть в машину к «леваку» должны сесть два сотрудника отдела по борьбе с экономическими преступлениями, зафиксировать передачу денег, пригласить понятых… Доход в казну, даже если операция будет успешно завершена, получится мизерный. Поэтому зачастую, по словам руководителя Объединения автоперевозчиков Тульской области, с такой мелочью компетентные органы стараются иметь дело пореже.

«Грачей» в Туле больше нет

Мы узнали мнение и другой стороны. Благо это не сложно, большинство таксистов — люди разговорчивые.

На один из заказов к нам подъехал синий «Рено», то есть не белый или желтый, как положено в Тульской области по закону. Шашечек такси на борту тоже не было, поэтому машину предстояло узнать лишь по номеру, который прислали по SMS.

— Я вообще-то редко работаю, выхожу на смену только по ночам. В это время уж точно никаких проверок не бывает. Уже лет пять таксую и, тьфу-тьфу-тьфу, не попадался,— рассуждает Игорь (имя водителя тоже сообщается в полученном SMS).— Что плохого в нашей службе? Людям только удобнее — приезжаем в любое время и очень быстро. Конкуренция у нас огромная, в очереди порой по нескольку десятков машин, поэтому каждый заказ ловим и стараемся как можно быстрее исполнить…

Удалось побеседовать и с легальным таксистом, работающим в диспетчерской службе. Машина у него правильного белого цвета, на крыше светятся шашечки, оформлено разрешение на деятельность.

— Впервые ИП я оформил в 2012-м, но через год пришлось закрывать, потому что в два раза подняли сумму отчислений в страховые фонды. Думал, никогда больше не буду в это играть. Но не так давно пришлось снова оформлять документы: в нашем такси теперь приоритет отдают водителям, имеющим разрешения. Работают и другие, но если есть очередь из машин, заказ сначала отдается тем, у кого есть документы,— рассказал таксист Андрей.

По его словам, голосующих у дороги — на сленге таксистов «грачей» — теперь в Туле практически нет. Гораздо проще и дешевле заказать такси в диспетчерской службе — приедет быстро и в любое место.

— Мы не против диспетчерских служб, мы лишь за то, чтобы условия для всех были одинаковыми. Атрибутика, предрейсовый контроль, техосмотр — все это должно распространяться на всех перевозчиков. При этом я считаю, что хороший таксист должен хорошо крутить баранку, а не думать о бумагах и юридических формальностях. В этом вместе с Центром поддержки предпринимательства мы и хотим помочь людям: делать свое дело честно и профессионально. Положительная тенденция есть: сейчас около ста водителей в Туле хотят оформить ИП. Движение началось — дальше будет больше,— уверен руководитель Объединения автомобильных перевозчиков Тульской области Олег Бекетов.

В начале сентября Объединение подписало соглашение с региональным Центром поддержки предпринимательства. Вместе организации планируют создавать условия для развития предпринимательства в сфере таксомоторных перевозок. Основным направлением взаимодействия станет совместная работа по оказанию помощи в регистрации бизнеса гражданам, заинтересованным в приобретении статуса индивидуального предпринимателя или юридического лица для ведения бизнеса.

В рамках соглашения стороны собираются обучать предпринимателей, повышать их квалификацию, помогать налаживать деловые контакты.

— Подписание соглашения — это шаг вперед по созданию профессионального сообщества таксистов, повышению безопасности дорожного движения и защите прав пассажиров,— считает директор тульского Центра поддержки предпринимательства Ринат Крюков.

Источник

Похожие новости