Тульский центр поддержки предпринимательства готов способствовать легализации частных автоперевозчиков..А нужно ли самим «серым» таксистам выходить из тени и на чем предпочитают ездить туляки?
Где эта улица, где этот дом…
— Для легальных таксистов в Туле настали тяжелые времена,— констатирует руководитель Объединения автомобильных перевозчиков Тульской области Олег Бекетов.— Сейчас любой водитель на любом транспортном средстве может заниматься пассажирскими перевозками в режиме такси. При этом для него не является обязательным знание русского языка, улиц города, правил пассажироперевозок и даже ПДД…
Основной проблемой для легальных таксистов и фирм, предоставляющих транспортные услуги, несколько лет назад стали так называемые диспетчерские службы. Принцип их работы — в передаче заказа водителю, находящемуся в городе, на мобильный телефон. Подобные компании, а в России их уже несколько,— это не таксопарки, у них нет машин, зато есть большой колл-центр,обслуживающий десятки городов.
Диспетчер, принимая заказ от пассажира, передает его находящемуся поблизости водителю. Все взаимодействие построено на электронных технологиях: диспетчер видит расположение машин, пассажир может следить, через какое время и какой автомобиль ему подадут.
Поездки через диспетчерские службы в Туле сейчас очень популярны: они дешевле обычных, да и автомобиль, как правило, подается быстрее.
— Вопрос только в том, что обслуживает вас не профессиональный таксист, а, скажем так, человек с улицы. Он не проходит предрейсовый осмотр, не проверяется перед выходом и техническое состояние его автомобиля. Так что подать вам могут все что угодно. У таких машин обычно отсутствуют отличительные знаки такси, водители не соблюдают требование закона по цветовому оформлению автомобилей. Но самое главное — эти перевозчики не несут никакой ответственности за жизнь и здоровье пассажира,— комментирует Олег Бекетов.
Как поймать «левака»
По словам руководителя Объединения автоперевозчиков, диспетчерские службы заходят в регионы агрессивно. Они устанавливают цены на поездки ниже сложившихся, предлагают водителям маленький процент отчисления в пользу компании, а порой и вовсе начинают без него. Таким образом, с рынка вытесняются легальные таксопарки. В Тульской области, к примеру, в последнее время закрылись три компании, занимавшиеся перевозками более десяти лет.
Главной проблемой профессиональные перевозчики считают отсутствие нормативной базы, регулирующей деятельность диспетчерских служб. Закон № 69-ФЗ, принятый в 2011 году, такого явления, увы, не предусмотрел. Сейчас объединения таксистов по всей стране бьются за внесение новых изменений. Предлагается в разы повысить штрафы для нелегалов и ввести ответственность за передачу заказов через диспетчеров. Документ уже прошел первое чтение в Госдуме.
— Мы, легальные таксисты, и по закону были в проигрыше. Штрафы за несоблюдение правил таксомоторных перевозок выше, чем те, что платят нелегалы, если их поймают. К примеру, если «левака» берут в первый раз, то он отделается штрафом до 2,5 тыс. руб. И только после второго раза у него могут изъять автомобиль, но это случается не часто,— констатирует Олег Бекетов.
У «серых» таксистов есть свои схемы ухода от ответственности. Публикуются даже целые инструкции «Как разговаривать с проверяющим?», а деньги нелегалы берут аккуратно, точнее даже не берут, а просят положить на приборную панель, чтобы в случае чего объяснить, что они их не брали, а пассажир сделал это сам.
Чтобы все-таки оштрафовать нелегала, требуется проведение контрольной закупки, то есть в машину к «леваку» должны сесть два сотрудника отдела по борьбе с экономическими преступлениями, зафиксировать передачу денег, пригласить понятых… Доход в казну, даже если операция будет успешно завершена, получится мизерный. Поэтому зачастую, по словам руководителя Объединения автоперевозчиков Тульской области, с такой мелочью компетентные органы стараются иметь дело пореже.
«Грачей» в Туле больше нет
Мы узнали мнение и другой стороны. Благо это не сложно, большинство таксистов — люди разговорчивые.
На один из заказов к нам подъехал синий «Рено», то есть не белый или желтый, как положено в Тульской области по закону. Шашечек такси на борту тоже не было, поэтому машину предстояло узнать лишь по номеру, который прислали по SMS.
— Я вообще-то редко работаю, выхожу на смену только по ночам. В это время уж точно никаких проверок не бывает. Уже лет пять таксую и, тьфу-тьфу-тьфу, не попадался,— рассуждает Игорь (имя водителя тоже сообщается в полученном SMS).— Что плохого в нашей службе? Людям только удобнее — приезжаем в любое время и очень быстро. Конкуренция у нас огромная, в очереди порой по нескольку десятков машин, поэтому каждый заказ ловим и стараемся как можно быстрее исполнить…
Удалось побеседовать и с легальным таксистом, работающим в диспетчерской службе. Машина у него правильного белого цвета, на крыше светятся шашечки, оформлено разрешение на деятельность.
— Впервые ИП я оформил в 2012-м, но через год пришлось закрывать, потому что в два раза подняли сумму отчислений в страховые фонды. Думал, никогда больше не буду в это играть. Но не так давно пришлось снова оформлять документы: в нашем такси теперь приоритет отдают водителям, имеющим разрешения. Работают и другие, но если есть очередь из машин, заказ сначала отдается тем, у кого есть документы,— рассказал таксист Андрей.
По его словам, голосующих у дороги — на сленге таксистов «грачей» — теперь в Туле практически нет. Гораздо проще и дешевле заказать такси в диспетчерской службе — приедет быстро и в любое место.
— Мы не против диспетчерских служб, мы лишь за то, чтобы условия для всех были одинаковыми. Атрибутика, предрейсовый контроль, техосмотр — все это должно распространяться на всех перевозчиков. При этом я считаю, что хороший таксист должен хорошо крутить баранку, а не думать о бумагах и юридических формальностях. В этом вместе с Центром поддержки предпринимательства мы и хотим помочь людям: делать свое дело честно и профессионально. Положительная тенденция есть: сейчас около ста водителей в Туле хотят оформить ИП. Движение началось — дальше будет больше,— уверен руководитель Объединения автомобильных перевозчиков Тульской области Олег Бекетов.
В начале сентября Объединение подписало соглашение с региональным Центром поддержки предпринимательства. Вместе организации планируют создавать условия для развития предпринимательства в сфере таксомоторных перевозок. Основным направлением взаимодействия станет совместная работа по оказанию помощи в регистрации бизнеса гражданам, заинтересованным в приобретении статуса индивидуального предпринимателя или юридического лица для ведения бизнеса.
В рамках соглашения стороны собираются обучать предпринимателей, повышать их квалификацию, помогать налаживать деловые контакты.
— Подписание соглашения — это шаг вперед по созданию профессионального сообщества таксистов, повышению безопасности дорожного движения и защите прав пассажиров,— считает директор тульского Центра поддержки предпринимательства Ринат Крюков.