Андрей Абрамов, глава НП СРО «Межрегиональное объединение автотранспортных перевозчиков» рассказал ДГ о нелегальном рынке такси в Краснодаре и грядущих реформах.
— Андрей, ранее вы говорили, что рынок такси в Краснодарском крае уходит в тень: что вы подразумеваете под этим?
Сейчас в Краснодаре работают около 15 тыс. таксистов, из них, по данным нашего профсообщества не более 2 тыс. водителей работают с разрешениями..Схема следующая: например, диспетчерская компания, которая не имеет своего таксопарка, заключает договоры с автовладельцами, получает заявки от пассажиров и распределяет заказы. Только большинство водителей этой фирмы не имеют разрешения на пассажирские перевозки, не проходят предрейсовый технический и медицинский осмотр, не имеют информации о потребительских свойствах услуги, не платят налоги. Но владельцев компании эта ситуация не беспокоит: содержать штатного водителя – дорого, штрафы за нарушения для легальных перевозчиков выше, такая ситуация во всех российских регионах, а тенденции к «оздоровлению» рынка нет.
— Что способствует уходу рынка в тень?
С развитием информационных технологий, а также с увеличением числа автомобилей в городах, фирмы начали переходить с формата «таксомоторный парк» в формат «диспетчерская компания». Сегодня компании не обязательно иметь свой автопарк, любой автовладелец может заключить договор с таксомоторной фирмой, установить на смартфон программу и получать заказы на перевозки. Развитые технологии позволяют бизнесу пренебрегать правилами. Второй момент — основной: законы, регулирующие рынок такси, устанавливают ответственность, неадекватную степени общественной опасности. Физлицо платит штраф от 500 до 2000 рублей за нелегальный извоз, а штатный таксист за нарушения в сфере пассажирских перевозок платит штраф уже от 5 тыс. рублей и выше. Водителю это невыгодно, поэтому он становится нелегалом. Третье — это устаревшие формы контроля за исполнением законодательства, основанное на бумажных носителях. Подобный подход делает механизмы контроля неконкурентоспособными применяемым диспетчерскими службами технологиям.
— В Краснодаре есть фирмы, работающие только легально?
Насколько я знаю, таких фирм нет в России. Сам факт наличия разрешения на автомобиль еще не означает, что это легальный перевозчик. Фирмы, работающие преимущественно с легальными водителями, теряют прибыль. За последний год примерно 20 % пассажиров перетекло в фирмы, которые по большей части работают с теневыми водителями. Диспетчерские компании с большим штатом теневых водителей могут демпинговать цены, их предложение на рынке выгоднее, чем у конкурентов. Еще три года назад мы просчитывали стоимость легального извоза: она должна составлять не менее 30 рублей за км. Сейчас пассажиры платят по 15-16 рублей за км, в среднем.
— Оздоровление рынка приведет к повышению цены вдвое?
Не обязательно. Этого можно избежать с помощью тех же Интернет-технологий. Достаточно применять эти технологии для управления бизнесом, что приведет к снижению затрат на обслуживающий персонал. Например, мы предлагаем внедрить удаленный медосмотр: по скайпу с применением специализированного периферийного оборудования. Водитель проходит алкотестер: дышит «в трубочку» и показывает результаты комиссии, выполняет другие задания в онлайн-формате, стоимость такого осмотра – 2 рубля, в то время как офлайн-осмотр выходит в 20 рублей. Далее, если законодатели смягчат штрафы за нарушения для легальных перевозчиков, уберут или изменят избыточные требования для автомобилей, то у фирм снизятся финансовые риски. Снизить себестоимость услуги еще можно посредством правильного выбора формы собственности перевозчика и системы налогообложения.
— Вы говорите о требованиях по цвету такси?
Очень злободневный вопрос. У нас в крае принят закон, по которому для выделения в транспортном потоке все такси должны быть белыми или желтыми. Однако, белых машин в городе много, следовательно, таксомотор узнаваемым в потоке автомобилей делает не цвет, а атрибутика такси. Сейчас же если владелец, например, красной машины решил пойти в такси, то фирма должна перекрасить его машину (или сам водитель, если он является ИП). Это дополнительные затраты. По моему мнению, лучше разрешить все цвета, но, установить стандарты расположения атрибутики такси и нанесения цветографических схем.
— Есть идеи: как сделать рынок такси легальным?
Да, недавно в Госдуме РФ принят в первом чтении законопроект о регулировании рынка такси. Сейчас законопроект дорабатывается ко второму чтению. Авторы этого документа предлагают увеличить штрафы за нелегальный извоз до 30 тыс. рублей и смягчить штрафы за нарушения для легальных таксистов. Мы, как представители профессионального сообщества в Краснодарском крае, а также все профорганизации других регионов РФ готовим свои предложения. У нас будет возможность озвучить их на форуме по таксомоторным компаниям, который пройдет в конце сентября в Ялте.
— Какой бизнес сможет развиваться, если таксисты станут работать по закону?
Компании, проводящие предрейсовые технические и медицинские осмотры: сейчас в городе работают всего 10 таких фирм, их число может вырасти в несколько раз. К тому же, если рынок такси станет цивилизованным, вырастет конкуренция за потребителя, а значит, владельцы таксомоторных фирм начнут вкладываться в сервис: устанавливать в такси мобильные терминалы для приема оплаты пластиковыми картами, Wi-Fi-роутеры, т.е. дополнительные объемы и мобильные операторы, банки — эквайеры.
— Если все останется, как есть, что случится в ближайшие годы с этим рынком?
Количество нелегальных такси возрастет. Серьезными конкурентами станут обычные «бомбилы»: объясню почему. В 2014 г. в России к уже существующим программным приложениям добавилось мобильное приложение Uber, созданное компанией Google. Это приложение для поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей. Клиент открывает приложение, сообщает о своем местонахождении и ждет автомобиль. Эту заявку может «поймать» любой автовладелец. Для сравнения: сервис Яндекс — такси регистрирует только таксомоторные фирмы и даже при этих условиях российский рынок такси более чем на 80 % нелегальный. А Uber может регистрировать частников. Сейчас этот сервис распространяется в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске, но если не реформировать законы, он проникнет во все регионы РФ.