Они – постоянно рядом с нами, кружат по городам Казахстана и на приличных авто, и на кошмарных развалюхах. За долгие годы таксисты-одиночки просто неотвратимо въехали в нашу жизнь. И мы даже не задумываемся, каково это – быть бомбилой.
О реальном раскладе, щекотливых нюансах и издержках водительских будней “КАРАВАНУ” рассказал алматинец Куанышкали ОМАРОВ – индивидуальный предприниматель, занимающийся частным извозом.
Почему садятся за баранку:
– Сколько вам лет? Где проживаете?
– Мне 43 года. Родился в Каскелене, сейчас с женой и тремя детьми живем в Карасайском районе – снимаем дачу..В 2007 году знакомый предложил взять у него машину в аренду с последующим выкупом.
– Какой у вас водительский стаж?
– 17 лет.
– На какой машине работаете?
– Езжу на “Жигулях” десятой модели.
– Какие машины предпочитают таксисты?
– Мы – люди не богатые, поэтому ездим на стареньких “Маздах”, “Мицубиси”, “Дэу” или “Жигулях”. Главное, чтобы расход бензина был поменьше, а запчасти – подешевле…
– Кто идет в таксисты?
– Да кто угодно. От бывших чабанов до докторов наук. Жизнь у всех разная, но кушать хочется всем. Вот и садятся люди за баранку.
– Когда начинается ваш рабочий день?
– В 7 часов утра. Выезжаю на Верхнюю Каменскую дорогу и возле остановки жду клиентов – это примерно 20 километров от города.
– Долго там стоите?
– Обычно около получаса. Набираю трех-четырех человек и еду в Алматы.
– Сколько берете с человека?
– Раньше, до подорожания бензина, брал по 300 тенге, сейчас – по 350–400, высаживаю на перекрестке Саина – Жандосова. Если кому-то со мной по пути (я еду до автовокзала “Сайран”), то везу дальше.
Кто поделил Алматы:
– У вас есть определенные места в городе, где стоите и ждете клиентов?
– Да, автовокзал “Сайран”. Правда, это место облюбовали талдыкорганские таксисты, но так как я в Талдыкорган не езжу, они против меня ничего не имеют.
– Не пробовали таксовать в аэропорту или возле железнодорожных вокзалов Алматы I или Алматы II?
– Да вы что! (Смеется). У меня, что, здоровье лишнее или машина надоела?
– А что может случиться?
– Весь Алматы давно поделен между таксистскими группами. Везде – свои.
– По какому принципу они становятся своими?
– Обычно по признаку землячества. Берут людей, которые лишнего не болтают и за разрешение таксовать выплачивают старшему требуемую сумму.
– Сколько они платят в месяц?
– Везде по-разному. Возле аэропорта – до 50 тысяч, на вокзалах – до 30, возле барахолки – вроде по 40 тысяч тенге.
Расплата за несговорчивость:
– Значит, если встанете в аэропорту и попробуете взять пассажира, то у местных таксистов могут возникнуть к вам претензии?
– Не могут, а обязательно возникнут!
– Что они могут сделать?
– Для начала – проколоть колеса. А если буду настаивать на своем – стекла в машине побьют и самого изобьют. Недавно был случай, когда рядом с аэропортом местные таксисты избили и ограбили водителя официального такси.
– Как это произошло?
– Он встал там. Подошел пассажир, попросил отвезти за город. Это не понравилось местным водителям. Они предложили клиенту цену меньше, чем запросил официальный таксист. Но приезжий заявил, что поедет только в машине из автотранспортного предприятия. Когда водитель вернулся, его избили и отняли деньги.
– То есть за клиента идет борьба?
– Еще какая! Местным тесно, а тут еще иногородние лезут. Особенно мы не любим приезжих из Южно-Казахстанской области. Живут в Алматы по паре недель, а то и месяц, спят прямо в машинах. Но главное – таксуют круглосуточно и сильно сбивают цены.
Как зарабатываются деньги:
– Вы сказали – официальный таксист. Значит, вы работаете неофициально?
– Я зарегистрирован в налоговом комитете как индивидуальный предприниматель.
– Сколько зарабатывали и сколько отдавали, когда арендовали машину?
– Ежесуточно должен был отдавать владельцу машины по 5 тысяч тенге, остальное – мое.
– Но вам еще нужно заправлять машину, ремонтировать ее?
– В сутки зарабатывал до 12 тысяч тенге, 5 – отдавал владельцу, на 1,5 тысячи заливал бензин. Техническое обслуживание проводил примерно раз в полгода – менял масло в двигателе, подливал тормозную жидкость. Но вот ремонт высасывал немало. За год набегало до 80 тысяч тенге.
– Так сколько все-таки таксист зарабатывает в месяц?
– Это зависит от того, как часто он выходит на маршрут, еще – от времени года, погоды, от тех мест, где ищет пассажиров, и просто от везения. Иногда зарабатываю до 15 тысяч тенге в сутки, а бывает, с трудом наскребаю 5 тысяч.
– Вы говорите, “в сутки”, это значит, что вы работаете и по ночам?
– Самый “жирный” клиент – ночью. Я не могу ставить машину в аэропорту, ищу клиентов возле ночных клубов и ресторанов. Перебравшие алкоголя ночные пассажиры не такие капризные и гораздо более щедрые. Им, как правило, без разницы, на какой машине добираться до дома, да и ночью такса возрастает практически вдвое.
– Сколько стоит довезти клиента от аэропорта Алматы, например, до дальнего микрорайона города – “Орбиты”?
– Две с половиной тысячи тенге.
– Вы ездите за город?
– Если цену предложат хорошую, поеду.
– Сколько просите, чтобы довезти клиента до районных центров – Каскелена или Талгара, что в паре десятков километров от Алматы?
– Две с половиной тысячи тенге.
– Вам приходится подвозить пьяных?
– Да, бывает, кого-нибудь стошнит прямо в салоне, а иногда тащу клиента до его квартиры. За это оплачивает его жена или любовница. Потом еще и мой номер сотки просят на подобный случай.
Любвеобильные пассажиры:
– Просят ли клиенты у таксистов чего-то необычного?
– Иногда требуют срочно найти проститутку, готовы за это доплатить две тысячи тенге. Отвожу их до проспекта Сейфуллина и жду. Иногда просят вывезти с девушкой за город, там выхожу из машины, оставляю клиента с проституткой наедине. Кстати, недавно двое клиентов просили, чтобы я нашел им не девушку, а парня.
– Нашли?
– Конечно. Купил газету, позвонил по указанному телефону и отвез по адресу. Потом вывез за город и на полчасика оставил. Такие обычно очень хорошо платят.
– Были ли в вашей практике случаи, когда на вас нападали?
– Четыре раза. Все нападения произошли ночью. В трех случаях клиенты отказывались оплатить проезд. Попробовал надавить на сознательность, в итоге мне слегка досталось – отделался парой синяков. А в четвертом случае два парня просто хотели ограбить. Попросили довезти, а затем один из них дал 500 тенге вместо полутора тысяч, как договаривались. Я возмутился, тогда один потребовал отдать ему всю дневную выручку, и пригрозили отделать так, что себя в зеркале не узнаю. Хорошо что у меня всегда под рукой лежит баллонник – ключ для закручивания болтов на колесе. Схватил его и сказал, что если подойдут, все кости переломаю. Парни ушли.
Известная персона:
Жан БАЙЖАНБАЕВ: было время – таксовал
У популярного актера Жана БАЙЖАНБАЕВА свой взгляд на таксистов и иногородних бомбил:
– В 90-е годы, когда у актеров не было работы, мне тоже пришлось зарабатывать на жизнь таким способом. В целом к таксистам отношусь хорошо. Но иногородние бомбилы – совсем другое дело. Ездят нагло, без документов, часто совершают аварии. С моей дочерью произошел подобный случай: в ее автомобиль сзади въехал иногородний водитель. Вел он себя на дороге, как настоящий беспредельщик, но когда пришлось отвечать за последствия аварии, выяснилось, что в машине даже документов нет. В один миг крутой водитель и его друзья превратились в ноющие создания. Они дружно жаловались на жизнь – что у них совсем нет денег. Дочь пожалела их. А сколько таких еще на наших дорогах? Кстати, проблема с таксистами – не только у нас. Так, в Париже я столкнулся с настоящим таксолохотроном. Короче говоря, пройдох везде хватает.
Компетентно:
“Шутки” нелегалов:
Заместитель начальника управления административной полиции ДВД Алматы полковник Жандос МУРАТАЛИЕВ:
– Незарегистрированные таксисты создают множество проблем. Особенно иногородние. Увидев голосующего на обочине человека, не включают поворотник и грубо подрезают машины из правого ряда. Часто из-за тысячи тенге попадают в ДТП и пролетают на тысячи долларов. В погоне за клиентом таксисты-нелегалы игнорируют дорожные знаки “Остановка запрещена”, создают заторы и аварийные ситуации, ведут себя неподобающе. Например, в аэропорту пристают к приезжим иностранцам, хватают их за руки и тащат к своим машинам. А потом, пользуясь тем, что приезжий человек не знает города, возят его кругами и берут за поездку 20–25 тысяч тенге. К нам поступали подобные жалобы.
Преступные извозчики:
Представитель ДВД Алматы Салтанат АЗИРБЕК:
– Известны случаи, когда таксисты становились жертвами разбойных нападений, но бывает, они сами нападают на пассажиров. Так, под Новый год таксист из официального крупного автопредприятия, занимающегося перевозкой пассажиров, напал на 16-летнюю студентку колледжа. Преступник ограбил и убил девушку… А частный извозчик попытался ограбить пассажирку возле больницы в пригороде Алматы. Девушка оказала отчаянное сопротивление и даже оторвала с машины номерной знак. Обоих преступников удалось задержать, они предстали перед судом.