Водитель такси – это одна из тех профессий, которые считаются по большей части мужскими. В службе такси, где уже шесть лет работает минчанка Алеся Саланович, женщины составляют всего около трех процентов от общего числа водителей. Почему их так мало, в чем трудность такой работы для женщины, и с какими неожиданными ситуациями приходилось сталкиваться за годы работы в такси, – в интервью с Алесей.
Как милиционеры превращаются в таксистов:
“Я родом из Минска, но почти всю сознательную жизнь прожила в Якутии, где служила в милиции (была сержантом). Вернулась сюда 12 лет назад и, понятное дело, стала искать работу. Снова надевать форму не хотелось, да и присягу все-таки другой стране давала. По образованию я экономист, но еще во время учебы поняла, что это совсем не мое. Я – человек творческий: играю на гитаре, пишу стихи и песни, люблю общение и новые впечатления. Поэтому банально перебирать бумажки совсем не хотелось.
Но в фактически чужом городе найти хорошую работу проблематично: поначалу я и на рынке работала, и в агентстве недвижимости… А потом моя сестра увидела объявление в газете о том, что в Минске хотят создать женскую службу такси и им требуются девушки-водители. Сразу я отказывалась от этой идеи, думала: “Где я, а где такси?!”, да и страшновато как-то было – пассажиры ведь разные могут быть! Но потом рассудила здраво: я все время за рулем, вожу отлично, людей люблю – надо попробовать… И вот в такси я уже шесть лет”.
Женщина и такси – вещи совместимые?
“Да, женщин-таксистов в Беларуси не так уж много. В Минске чаще встречаются, а в провинции их буквально единицы. Когда еду по городу и вижу другую женщину-таксиста, даже незнакомую и из чужой службы, – всегда приветствую как родную.
Многие пассажиры говорят, что очень жалко, что у нас мало женщин-водителей и нет чисто женской службы такси. Потому что родителям, например, психологически легче и проще маленьких детей с женщинами отправлять, да и в целом многие девушки опасаются садиться, особенно вечером или ночью, в машину к незнакомому мужчине, пусть и таксисту. С женщинами им спокойнее.
Но особенного наплыва представительниц прекрасного пола, готовых сесть за руль такси, никогда не наблюдалось. Во-первых, стереотипы. А во-вторых, все-таки это довольно нелегкий труд. Когда какие-то технические вопросы возникают (колесо поменять, или вынуть аккумулятор, чтобы заменить лампочку в “ресничке”, как это нужно в моей машине) – мужчинам, конечно, намного проще со всем этим разобраться. А еще психологически очень выматываешься. Тут тебе и стояние в пробках, когда опаздываешь на вызов, и отвратительное движение в Минске, и пьяные пассажиры…
Ну, и еще, в отличие от мужчины, у женщины остается очень мало свободного времени, особенно на сон. Мужчина что? Встал, поел и поехал работать. А мне: голову помыть и уложить, накраситься, еду приготовить домашним, ссобойки сложить, убраться, по магазинам побегать… Но это ведь не только у таксисток – так наш мир устроен.
Зато нам, женщинам-таксисткам, проще на дороге в том плане, что мы всегда можем “включить дурочку” и сделать большие невинные глаза. Ну, покрутят тебе у виска – главное, волосы не забывать в светлый красить!”
Про реакцию пассажиров:
“Видеть женщину за рулем такси наши люди еще не особенно привыкли. Реакции разные, порой диаметрально противоположные. Кто-то начинает смеяться, кто-то сразу доверяет, а кто-то, наоборот, демонстративно пристегивает все ремни и держится за ручку на дверце, но по ходу движения расслабляется. Пару раз, не скрою, было такое, что отказывались садиться. Но, с другой стороны, по услуге “трезвый водитель” не раз доверяли мне вести крутые новехонькие авто.
Было дело, какой-то мужик в подпитии, сев в машину, сказал: “О, круто: и тачка, и баба сразу – все включено!” Но я такие шуточки сразу обрубаю на корню”.
Про график и заработки:
“Что мне нравится в такси, так это более или менее свободный график работы. То есть мне не нужно вставать каждый день по будильнику строго в 5 утра (хотя и такое бывает нередко – ведь в утренние часы можно больше заработать). Но вообще, я прихожу на работу тогда, когда мне удобно: прохожу осмотр у врача, у механика и записываюсь на смену. То есть я сама хозяйка своего времени. Работаю, как правило, по 8-10 часов. Могу и четыре, если себя не очень хорошо чувствую, например, или мне куда-то нужно. Тут за это не уволят, но ты сама должна не увлекаться “свободным графиком”, потому что так недолго остаться с пустым кошельком.
Когда нет вызовов, можно спокойно почитать, посидеть в интернете, поболтать с друзьями-таксистами по интернет-рации, а еще мы с ребятами это время используем, чтобы побродить по “музеям”, как мы их называем: музей “Гиппо”, музей “Корона” и т.д.
Вопреки всем слухам, поведаю, что в сегодняшнем белорусском такси особо не заработаешь. Да и ремонт машины тянет хорошие деньги. Плюс заправка, другие выплаты… А тем более после недавнего кризиса с резким повышением курса и стоимости топлива, да еще огромное количество таксистов кругом и жесткий демпинг тарифа…
В среднем за смену я наезжаю 100-200 километров. Поездок может быть 6-10, а может доходить и до 18. Бывают заказы и в Брест, и в Москву поехать. Самые “урожайные” дни – это, как правило, пятница (особенно вечер) и выходные, а еще первый день праздников и дни, когда “непроходимые” погодные условия, то есть ливни или снегопады”.
Про форму одежды и опасности, которые подстерегают таксиста:
“От греха подальше я никогда не надеваю на работу юбки и платья – только брюки, даже в самую жаркую погоду. На тебе не должно быть ничего вызывающего и провоцирующего. Никаких дорогих украшений – могут снять. Мужчины-таксисты никогда не носят галстуки, и если будут вводить форму для таксистов (ходят такие слухи), надеемся, обойдется без оных. Галстуком очень легко задушить водителя. Поэтому таксисты в обязательном порядке устанавливают себе высокую спинку на сиденье, и стараются максимально пригибаться к рулю, если пассажир сзади.
А нападения бывают чаще, чем хотелось бы. Знаю несколько случаев, когда водителей душили руками, удавками, чтобы угнать машину или украсть деньги. Приставляли к голове игрушечный пистолет (но ведь в такой ситуации некогда думать, настоящий или нет), нож приставляли сбоку.
Чаще всего все это происходит поздно вечером или ночью – тогда много пьяных и ненормальных в такси садятся. Поэтому я по ночам не работаю, да и парень мой против. Он вообще за меня переживает всегда, каждый день провожает на работу словами: “Смотри, аккуратно!” Но никаких средств самообороны, кроме улыбки, я с собой не вожу – за другое и сесть недолго.
Тем более, что, по большому счету, у меня была только одна ситуация, когда мне было реально страшно. Ко мне сели два парня, явно под наркотиками, с очень странными лицами. И один из них всю дорогу орал на меня: “Медленнее!!!”, хотя скорость уже была чуть ли не 10 км/ч. Я про себя молилась, чтобы быстрее доехать и остаться живой-здоровой. Даже денег с них брать не хотела, ноги бы только унести. Но второй, более адекватный, побежал за машиной и в окошко мне забросил…
В Минске был случай, когда убили молодого таксиста. Ребята-коллеги каждый день на суд ездили. У него только сестра осталась, а мы были как группа поддержки. В последний день телевидение привлекли, колонной проехались до здания суда, письмо писали с ходатайством о высшей мере…”
Таксист – не летчик, он только учится…
“Времени на то, чтобы приехать к месту, где нужно забрать пассажира, таксисту дается от одной до семи минут. Если как раз время пробок или участок, к примеру, перекопанный, то бывает, что дается 9, а максимум – 11 минут. Иногда сама удивляюсь, как я успела и нашла адрес.
Ведь сейчас почти у всех есть машины и такси вызывают в большинстве случаев только в ситуациях, когда куда-то ехать нужно срочно. И если ты задерживаешься, подводишь пассажира, это отражается на репутации службы, и каждая жалоба заносится в личное дело таксиста. А есть службы, где водителей за опоздание или какое-то недовольство пассажира в пути отстраняют от поездок на три часа”.
Секреты общения с пассажирами “подшофе”
“Обычно я стараюсь изначально не брать пьяных или буйных пассажиров. Но если все же такое случается, это не поездки, а мучение. Во-первых, они очень любят придираться к тому, что я не нарушаю правила. Мол, они всегда тут поворачивают, ну и что, что тут двойная сплошная! Начинаешь объяснять, что мне права дороже, а они ж пьяные, у них эмоции…
Если возникают какие-то ситуации с неадекватным поведением в пути, начинаю машину “кидать” из полосы в полосу – действует. Думают: “Ну ее, эту истеричку!” И вообще, мужчин проще успокаивать: гаркнешь пару раз или машину “покидаешь” – сидят тише воды, ниже травы.С пьяными женщинами сложнее. Матом на них не наорешь – неудобно (особенно если это женщины возраста моей матери), обзовешь – действует с точностью до наоборот, маневры с машиной им тоже по барабану… Спокойный тон и попытки пристыдить не на всех действуют. Так что обычно просто молчу, ничего не отвечаю, доезжаю до места и чуть ли не крещусь, что все закончилось.
Помню, был случай, когда окровавленного парня (был пьяный, сам себя ножом как-то там пырнул) три машины такси не захотели брать. Девушка с ним была – вся на нервах. Ну, я и пожалела. Постелили в салоне какой-то полиэтилен, который в багажнике нашелся, и довезла их с Воронянского до БСМП”.
О таксистском кодексе чести, приметах и традициях:
“Свой кодекс чести у нас есть, он наработан годами: мы никогда не забираем не своего пассажира и на стоянке всегда становимся в конец очереди.
Когда был взрыв в минском метро и ураган с затоплением улиц, многие таксисты бесплатно возили пострадавших и тех, кто не мог добраться домой. Хотя были и такие, кто, наоборот, в таких экстремальных ситуациях накручивал цены втридорога, наживаясь на чужом несчастье. Но это все от человека зависит.
У многих таксистов есть правило не брать денег с пожилых людей. Сели как-то ко мне три пенсионера: бабушка, дедушка и прабабушка. Они мне не поверили, когда я сказала в конце поездки, что денег не возьму. Просили взять хотя бы половину. А потом они в службу такси позвонили, написали благодарность мне. А еще одна бабушка вызвала такси, чтобы доехать до больницы. И ей я тоже сказала, что денег не нужно. Бабушку это очень растрогало: “Ты мне, – говорит, –такой хороший подарок перед смертью сделала…”
Что касается примет, то они у всех разные. Кто-то считает, что если первый пассажир в смене попадется скандальный, значит весь день неудачный будет. А кто-то, наоборот, радуется, если первая поездка плохая. Мол, остальные будут хорошие”.
О таксистской дружбе:
“Мы, таксисты, очень дружные. Постоянно организовываем какие-то встречи, душевные и веселые, выезды на природу с палатками и шашлыками… Было даже такое, когда один из наших ребят женился и попросил, чтобы мы организовали на его свадьбе кортеж из машин такси. Было необычно. Мальчишки на рыбалку вместе ездят, кто-то в Крым и Египет, в баню, в кафе, в пиццерии.
Как-то был слет таксистов из Минска, Гродно, Солигорска. Получился кортеж из 25 машин где-то. Мы проехались по городу, посигналили удивленному народу, сфотографировались возле Национальной библиотеки и поехали за город с ночевкой. Так что отдыхать мы умеем!
И сайт у нас свой есть – “Такси и таксисты Беларуси”. Так получилось, что сделала его волей случая я, ни о чем особо не разбираясь, но научиться пришлось… Это оказалось мне по душе, поэтому надеюсь, что и в дальнейшем у меня получится заниматься созданием сайтов. На сегодняшний день на нашем таксистском портале зарегистрировано более 11 тысяч пользователей. Там мы много общаемся на форуме, обсуждаем какие-то свои, профессиональные, дела и проблемы, а день рождения сайта для нас стал еще одним поводом встретиться и что-то отпраздновать. Так и живем!”
Источник http://lady.tut.by/