Профсоюз «Минское такси» выступил против новых правил перевозок пассажиров такси, на обсуждение которых его представителей даже не пригласили.
Как сообщил «Ежедневнику» председатель профсоюза «Минское такси» Денис Новиков, 10 июля состоялось заседание рабочей группы из сотрудников Белорусского научно-исследовательского института транспорта «Транстехника» и Министерства транспорта и коммуникаций, на котором были рассмотрены предложенные изменения и дополнения в «Закон о перевозках пассажиров автомобилями такси».
Еще накануне активисты профсоюза забеспокоились, так как их даже не пригласили на обсуждение законопроекта, который непосредственно затрагивает их интересы. По мнению Дениса Новикова, это произошло из-за того, что на прошлом обсуждении присутствующие таксисты-активисты категорически не согласились с предлагаемыми изменениями правил перевозок.
«Выслушав нас однажды, представители госорганов просто не пригласили на новое заседание. Мы оперативно отреагировали, обратившись в администрацию президента, Совмин и Минтранс, заявив: участие членов профсоюза в обсуждении и принятии этих решений необходимо, чтобы исключить лоббирование интересов отдельных игроков», – заявил Денис Новиков.
По его словам, профсоюз обеспокоен несколькими значимыми изменениями, которые прописаны в законопроекте.
Документ предлагает отменить лицензирование в сфере перевозок такси, заменив картой допуска, которая будет выдаваться на каждое транспортное средство. Однако до сих пор не определено, какое ведомство и как его будет выдавать.
Весьма болезненна для большинства таксистов и норма по ограничению срока эксплуатации автомобиля. Еще в прошлом году его планировалось установить в 8 лет со дня выпуска. В процессе обсуждения этот срок повысили до 10 лет, но таксисты все равно считают требование слишком жестким. Причина – нехватка денег на новый автомобиль. По оценке экспертов, при существующих тарифах на перевозку пассажиров срок его окупаемости составит 12-15 лет.
Согласно предложенным изменениям, перевозчик обязан заключить с диспетчером такси договор об оказании услуг по диспетчеризации перевозок пассажиров автомобилями такси. Работать «от борта» без такого договора с диспетчером будет невозможно. Отдельный договор заключает и сам диспетчер – с местным исполнительным и распорядительным органом.
Все заказы строго фиксируются. При этом перевозчик обязан будет сообщать диспетчеру не только о заказе, полученном даже «от борта», но место и время высадки пассажира. Предполагается, что эта информация будет храниться на протяжении полугода.
Закон обязывает диспетчерскую службу следить за соблюдением правил игры. В случае нарушений перевозчиком требований законодательства договор с ним может быть расторгнут в одностороннем порядке. Это же касается и диспетчерской станции.
Законопроект даже вводит запрет на использование автомобиля такси «для личных (бытовых, семейных и иных) нужд, не связанных с осуществлением деятельности по выполнению автомобильных перевозок пассажиров». Предполагается, что, закончив рабочий день, перевозчик оставит его и пойдет домой пешком.
«Предложенные нормы не являются существенными и не ведут к позитивным изменениям на рынке перевозок, — комментирует проект указа Новиков. – Все они отдаляют службу такси от европейской, мы возвращаемся к советским временам, когда было больше бумаг и отчетности. Эти изменения нарушают даже директиву президента о развитии и поддержке предпринимательства».
Необходимость отзваниваться после каждого выполненного заказа, по мнению Новикова, загрузит диспетчеров бессмысленной работой и вряд ли понравится клиентам, передвижения которых могут внимательно отслеживать. «Никто не понимает, почему это делается, — удивлен руководитель, — адрес, по которому следует клиент – его личное дело». Я уже не говорю, что необходимость отзваниваться увеличит время обслуживания – нагрузка на линию пойдет просто сумасшедшая».
Негативно оценивает Новиков и запрет на использование собственного автомобиля в личных целях. «Предполагаю, для хранения машин создадут некую общую стоянку, на которой таксиста вынудит оставлять собственное имущество, которым запрещено пользоваться. Это нелепо!»
Комментируя указ «Ежедневнику», несколько перевозчиков высказали сомнение в прибыльности работы в новых условиях, не став исключать, что развозить пассажиров нелегально будет менее хлопотно и принесет больший доход. В разговорах с прессой таксисты по-прежнему жалуются на нехватку заказов и ежемесячную выручку в 300-400 долларов после уплаты всех необходимых платежей.
PS. Вечером 10 июля корреспонденту «Ежедневника» понадобилось вызвать такси. Это удалось не сразу: шел дождь и в «час пик» машины были нарасхват. Наконец приехала Renault Laguna, водитель которой и знать не знал ни об обсуждении новых правил игры в сфере перевозок такси, ни о планируемых изменениях. «Меня все устраивает, — так сказал он. – Заказов много (на смартфон постоянно поступали вызовы – ред.), а если попадется хороший клиент, которому надо за город, то можно обойтись и двумя поездками в день. «Чистыми» в месяц получается около тысячи долларов. Единственное, что беспокоит, — это ограничение возраста автомобиля такси».