В московском пресс-центре информационного агентства «Интерфакс» состоялась пресс-конференция на тему: «Реформы в сфере такси в зеркале общественного мнения».
На ней были обнародованы результаты соцопроса, проведённого недавно исследовательским холдингом «РОМИР» совместно с департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы. Вопросы касались в основном отношения москвичей к мерам городских властей в области регулирования таксомоторной деятельности.
Во вступительном слове заместитель руководителя московского департамента транспорта Дмитрий Пронин отметил несколько важных, по его мнению, моментов в работе департамента в сфере такси с 2011 по 2014 гг. Прежде всего, за этот период, по данным департамента, с московского рынка такси ушло 70 % нелегалов. На самом деле, по словам Пронина, некоторые из них извоз не бросили – они просто легализовались.
На шести московских вокзалах организованы так называемые «линии такси». Это стоянки для легальных таксомоторов, на которых таксисты выстраиваются в один ряд, образуя очередь – кто раньше приехал, тот раньше уедет с пассажиром. Для легальных таксистов въезд на линию такси бесплатный, система въезда-выезда автоматизирована.
Пока «линиями такси» не охвачены три московских вокзала: Рижский, Белорусский и Савёловский. Но и там такие линии, по словам Пронина, будут оборудованы в ближайшее время.
Среди важных достижений (наряду с вводом стоянок и борьбой с нелегалами) Пронин назвал появление табличек «Кроме такси», несмотря на то, что пока их установлено лишь 12 штук на всю Москву. Такие таблички начали в 2013 году ставить под некоторыми знаками «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена», давая тем самым дополнительные преимущества легальным таксистам при поисках пассажиров.
Наконец, Пронин обратил внимание собравшихся на тот факт, что департамент транспорта специально заказал холдингу «РОМИР» исследование об отношении москвичей к реформам в сфере такси в городе, чтобы выяснить, способствуют ли проводимые реформы выбору горожан в пользу легального такси.
Как пояснила Ольга Горелова, генеральный директор ООО «Ромир мониторинг стандарт», опросом были охвачены все слои взрослого населения Москвы. В нём приняли участие респонденты из всех 12 округов, включая «новую Москву» – на сегодня в общей сложности 4 тыс. человек (процесс пока не закончен: планируется обработать ещё 2 тыс. анкет).
По словам Гореловой, проведённый опрос продемонстрировал, что большинство москвичей поддерживает политику департамента (его решения и новые инициативы) по реформированию рынка такси. В подтверждение этого были названы такие показатели: 90 % опрошенных поддерживают требование департамента о стаже водителя такси не менее 3 лет, 81% – за то, чтобы разрешить таксистам ездить по выделенным полосам, предназначенным для общественного транспорта, 71 % – за единый для всех жёлтый цвет кузова такси и т.д.
Но в то же время 78 % опрошенных считают, что «на московском рынке такси нужно навести порядок» – видимо, это следует понимать так, что, по мнению большинства респондентов, на сегодняшний день этот порядок всё ещё не наведён.
Ну а что такое пресловутый «порядок»? 44 % конкретизируют: госрегулирование необходимо, чтобы выдавить с рынка нелегалов. В целом же 73 % считают, что московские власти должны «активно регулировать рынок такси», а 8 %, наоборот, убеждены, что властям этого делать не следует.
Признались в том, что в последнее время стали чаще пользоваться услугами легального такси, всего 45 % опрошенных. Правда, при этом не уточняется, какова ситуация у остальных 55 %: сколько из них стали реже пользоваться любыми таксомоторами в целом, а сколько целенаправленно предпочитают обращаться к извозчикам-нелегалам.
Кстати, о критериях выбора: у тех, кто предпочитает легальное такси, на первое место вышел такой мотив, как удобство вызова – его отметили 86 % опрошенных. На втором месте – ощущение безопасности (65 %).
Поклонники нелегального такси отметили в первую очередь такие привлекательные стороны этого вида транспорта, как невысокие расценки (49 %), быстроту голосования «от бордюра» (46 %), и, опять-таки, удобство «вызова» – по взмаху руки (46 %). То есть удобство важно для любителей обоих подвидов такси, просто под «удобством» разные пассажиры понимают разные вещи.
Каков же он, современный легальный таксист? Ольга Горелова подчеркнула, что при описании его портрета москвичей просили рассказать не о том, каким он должен быть, а о том, какой он в реальности. Получилось вот что: это водитель со стажем более 3 лет (так считают 94 % опрошенных), он хорошо знает город (так думает 91 %) и использует иномарку не старше 5 лет (82 %). Вдобавок 76 % уверены, что легальные таксисты вежливы к пассажирам, и 74 % отметили, что они всегда, или, по крайней мере, в большинстве случаев, соблюдают ПДД.
Правда, есть один маленький нюанс. Какого таксиста считать «легальным», а какого «нелегальным»? С точки зрения городских властей всё просто: легальный – тот, у кого есть действующее разрешение департамента транспорта на таксомоторные перевозки, а все прочие – нелегалы.
Но, как пояснила специально для портала Транслер Ольга Горелова, их специалисты, конечно же, не проверяли, действительно ли все таксисты, отнесённые респондентами к разряду легальных, являлись таковыми с официальной точки зрения. Как же пассажиры (в данном случае те из них, кто участвовал в опросе) определяли легальность таксиста? Возможно, кто то и поинтересовался наличием разрешения, но не исключено, что многие опрошенные ориентировались как раз на те внешние критерии, которые они же сами и относят к характерным чертам легальных таксистов (стаж, вежливость, новая машина, жёлтый кузов и т.д.).
Некоторые пассажиры смотрят на это ещё проще: они уверены, что если такси вызвано через диспетчерскую, оно легальное (хотя на самом деле это далеко не всегда так). Возможно, это соображение тоже оказало влияние на результаты: по словам Гореловой, так глубоко в ходе опроса никто не копал. Правда, это влияние, по её мнению, не должно быть слишком значительным:
– Характерные черты легальных таксистов, отмеченные опрошенными, неслучайно совпадают с требованиями департамента к легальным такси, — отметила Ольга Горелова.
Между тем тот факт, что диспетчерские могут работать не только с легальными таксистами, признал и Дмитрий Пронин:
– Все диспетчерские службы такси (в том числе работающие через мобильные приложения), за исключением тех, что работают в составе таксопарков, находятся вне нашей зоны регулирования, – сказал чиновник.
По словам Пронина, такие диспетчерские могут порождать «сегмент нелегального извоза». Хотя департамент и призывает их работать только с легальными перевозчиками, полномочий для предъявления каких-либо требований к этим диспетчерским у него пока нет. Всё же Пронин предостерёг, что диспетчерская, пользующаяся услугами нелегальных перевозчиков, может рано или поздно «попасть в неприятности». Положение об ответственности за это для диспетчерских служб, возможно, будет внесено в новый закон о деятельности такси.
Отвечая на вопросы журналистов, Пронин сообщил, что сейчас прорабатывается вопрос о едином тарифе для всех московских таксомоторов, а штрафы за всевозможные нарушения для таксистов (в том числе легальных) планируется серьёзно повысить. Правда, конкретных сумм ни в первом, ни во втором случае названо не было.
Источник: http://transler.ru/