Такси как стиль жизни

Такси как стиль жизни

Московские таксисты рассказали об особенностях своей профессии и поделились опытом борьбы с пробками и «бомбилами»

Ехать по Москве на такси — огромное удовольствие. Конечно, если это настоящее такси, за рулем которого находится профессиональный водитель. Когда-то в советские годы попасть в таксистский цех Москвы было так же трудно, как в Венеции стать гондольером. Сегодня говорят, что настоящих таксистов уже не осталось, что они выродились, как класс, потому что романтику профессии вытеснила банальная жажда наживы. Наверное, это отчасти верно, но если заглянуть глубже — все-таки не так. Настоящие таксисты есть, и они по-прежнему выполняют свою особую коммуникационную миссию – доставляют пассажиров из пункта в А в пункт В вне зависимости от времени суток, погодных условий и общественных настроений. Таксисты лучше других знают, о чем говорят москвичи и гости столицы. И они в свою очередь могут рассказать тысячи удивительных, смешных и запоминающихся историй о жизни и нравах большого города. Корреспондент «МК» пустился на поиски настоящего таксиста и присмотрелся к работе современных городских извозчиков.

Тойота Камри с желтыми номерами, шашечками на боку и фирменным «фонарем» на крыше подъехала к моему подъезду минут за десять до оговоренного срока. Телефон прожужжал смс-ской: машина подана. Приоткрыв дверь такси, я познакомилась с Иваном. Вообще-то таксист Иван практикует более эффектную подачу машины: «Клиент открывает дверь подъезда, загородного дома или офиса — и в этот же момент во двор плавно въезжает такси. Это производит впечатление», — делится он театральным приемом собственного изготовления. Еще у Ивана на вооружении есть много разных «фишек», чтобы расположить к себе пассажира и стать для него лучшим водителем на все времена. Например, зонтик в багажнике: «Приятно же, когда водитель откроет дверь, поможет выйти и проводит пассажира до подъезда, особенно если идет дождь, — комментирует Иван. – Вы видите, в салоне автомобиля чистота, коврик под ногами будто новый. И так будет всегда. Каждый пассажир должен ощущать, что он у меня первый и самый желанный, тогда и у него, и у меня день сложится отлично! Хочется, чтобы у всех было так. Поверьте, из мелочей все складывается».

Таксист Иван — особенный водитель. Он таксист не по случаю, а по призванию. Не знаю, много ли таких сегодня в Москве, но сам Иван считает, что такси обладает особой притягательной силой. «Я в такси — с пяти лет, — говорит водитель. — Когда был маленьким, отец любил прокатить меня на машине «с огоньком» — рядом с домом находился таксомоторный парк. Поездка на «Волге» была круче любого аттракциона — звуки рации, запах нового салона, какой-то космический комфорт. Когда после учебы в МАТИ я волей случая попал в один из таксомоторных парков и понял, что эта работа – по мне. Зарплаты таксистов нормальные – надо просто добросовестно работать, хотя не только о деньгах думать. Каждый день видишь что-то новое, получаешь незабываемые впечатления, иногда среди клиентов бывают знаменитости или просто необычные люди – будет о чем внукам рассказать. Есть стереотип о разговорчивых водителях, но совсем не задумываются о том, что и пассажиры не против сами завязать беседу. Некоторые пассажиры передают водителю все свои переживания и страхи – приходится выслушивать их, как бы сложно это ни было. Важно, чтобы в машине было спокойно и комфортно – это мой второй дом, и я как хозяин должен поддерживать это состояние».

Такси затягивает, увлекает. По словам Ивана, уйти отсюда почти невозможно — профессия становится второй натурой. У самого Ивана масса параллельных хобби и увлечений — он дипломированный инструктор по горным лыжам, участник и победитель международных трофи, работал педагогом-организатором в школе и водителем автобуса в Мосгортрансе. Но таксистское призвание оказалось сильнее. С 1996 года он несколько лет проработал в «Московском такси» — компания была основана городскими властями, просуществовала несколько лет и благополучно испарилась на излете 90-х. «Это было время проб и ошибок, жесткая школа жизни, гонка на выживание», — рассказывает Иван. Тогда он и влился в «таксистскую тусовку» — сообщество людей, досконально разбирающихся в тонкостях транспортных коммуникаций. Среди таксистов встречаются представители разных профессий — люди приходят работать сюда по разным мотивам, бывает, переходят из одной компании в другую, но саму профессию меняют редко — уйти отсюда почти невозможно. «Для меня звук рации — нечто волшебное, завораживающее, я без него не могу, — говорит Иван. — В Московском такси мой позывной был «254». Жена так и будила меня: Курский-Таганский-Павелецкий — «254»! — и я просыпался в любом состоянии, уставший и не выспавшийся».

За этими разговорами мы почти незаметно оказываемся на Алтуфьевском шоссе. Иван лихо несется по выделенной полосе — мимо сгрудившихся в привычной утренней пробке личных автомобилей. На их фоне мы выглядим чуть ли не реактивным самолетом. Желтые номера приравнивают такси к автобусам и троллейбусам и дают им пропуск на полосы для общественного транспорта. «Попробуем перекрыть прогноз навигатора на минут десять, — говорит Иван. — Десять минут — это приличное время, можно выпить чашечку кофе, проверить почту. Минута — час бережет». Он так плавно и спокойно барражирует по загруженным московским улицам, что я впервые ловлю себя на чувстве «пассажирского блаженства» — мне абсолютно спокойно, нет ни малейшего напряжения или страха. Водители-москвичи меня поймут — для часа пик это редкое ощущение. «Вот многие москвичи еще не понимают, что дают «желтые» номера. А разница — огромная, — говорит Иван. — Я одного клиента из Горок Ленинских на Ленинградский проспект отвез в два раза быстрее и дешевле, чем он ездил раньше — все благодаря «желтым номерам». Понятно, те мои коллеги, кто стояли в пробках, заработали больше. Но в такси всегда побеждает качество услуги. Я ничего не потерял. Пока я ехал, я еще заказ получил, и кроме того у меня теперь появился «постоянник», которого я могу подвозить, когда мне удобно и выгодно. Такая вот логистика».

Машина Ивана — это своеобразный кладезь разных таксистских приспособлений — есть GPS-навигатор, датчик  ГЛОНАСС и устройство для приема кредитных карт. Его планшет напичкан разными полезными для таксиста и пассажира программами. Он может заказать гостиницу, поменять авиабилеты, посмотреть, не опаздывает ли самолет, не изменилась ли точка прилета. «Иногда встречаешь самолет, а пассажиры, скажем, не вышли. Заходишь в программу «Флайт-радар» и видишь, что диспетчер отправил самолет на второй круг и спокойно ждешь — очень удобно». На передней панели прямо перед глазами пассажира — таблица с перечнем тарифов. В компании, где работает Иван, за первые полчаса нужно заплатить 500 рублей — такова стоимость так называемой минималки. По истечении получаса каждая минута поездки будет обходиться пассажиру в 14 рублей. Для посадки «от бордюра» или со стоянки такси — тариф 150 рублей. Иван, как частный предприниматель, может работать и на компанию, и на себя. У него — собственный счет в банке, личные отношения с государственными фискальными органами. В такси заработать реально, особенно если не лениться и поддерживать хорошее настроение. Вот сейчас отпуск грядет — я выкладываюсь по полной».

На планшете Ивана то и дело высвечиваются новые заказы от диспетчеров. Как правило, их быстро перехватывают свободные водители, которые находятся поблизости от точки назначения. Бывают, правда, довольно забавные требования к водителю, и тогда заказ на некоторое время зависает в таксистских базах. Таксисты нужны разные – работа найдется для всех.

К диспетчерам своего таксомоторного парка Иван относится с особым благоговением. От них, по его словам, многое зависит — и четкость работы таксистов, и быстрота выполнения заказа, и слаженность всей компании. Диспетчер распределяет заказы, исходя из общей ситуации по городу, следит чтобы таксисты не отказывались от «невыгодных» по их соображениям, вызовов. «Сто тридцать восьмой, — звучит в это время строгий женский голос в рации. — Почему отказываетесь от заказа? Когда сможете быть на Островитянова? Контрольное время 10.30, принимайте заказ!»

– Строгая, но справедливая, — комментирует Иван. Она видит ситуацию на компьютере, общается с пассажирами. У нее таких, как я — человек 200 на канале. Если что не так, будет штрафовать. Диспетчер для таксистов — это высшая справедливость. Бывают, например, заказы на дальние расстояния — их все хотят получить. Но диспетчер четко объявляет: мне нужен отдохнувший водитель. Наши, бывает, все равно рвутся, но диспетчера не проймешь — тверда, как скала. А если люди просто голосуют на улице? Представляете, какой риск? Где гарантия, что водитель не работал до этого несколько суток к ряду, что он нормально отдохнул и выспался, что он не заснет за рулем? У нас в компании своя диспетчерская, — продолжает Иван. — Хотя были поползновения: «Давайте ляжем под Яндекс-такси, чтобы заказы сбрасывать туда!» Но наше руководство не пошло на это, и скорее всего мы с Яндексом не пересечемся, не отдадим своих клиентов. Мне кажется, что у нас очень хорошие клиенты. Я стараюсь честно работать — плачу налоги, никого никогда не обманываю. Пытаюсь сделать так, чтобы человек еще раз воспользовался моими услугами. Самый «сладкий» клиент для меня тот, кто первый раз приехал в Москву, как правило, иностранец. Даже если он остановился в гостинице где-нибудь на Академической, я все равно провезу его через центр, покажу ему Кремль. Иностранцы же все думают, что здесь медведи ходят. Тут вез одного испанца. Дождь на улице. И вдруг из-за поворота выезжает поливальная машина. У того немой вопрос на лице, а у меня английского не хватит, чтобы объяснить эту нашу национальную специфику. Говорю ему: понимаете, это у нас специальная машина, как шаман у индейцев — она заговаривает дождь. Поверил!

За разговорами и рассказами время пролетает совсем не заметно. Тем не менее, прощаясь с Иваном, смотрю на часы, но он сам уже сопоставляет длительность поездки и прогноз навигатора. «Смотрите, доехали на 10 минут быстрее, как я и обещал! Хотите подарю вам название для статьи о такси? «Быстрее Яндекса»! Думаю, такое название нашему мэру понравится!»

***

Вечером этого же дня меня ждала довольно интересная и запоминающаяся встреча с руководителем одного из крупнейших современных таксопарков Москвы (и, как оказалось, всей Европы) Феликсом Маргаряном. Под его началом работают тысячи легальных перевозчиков в нескольких городах России, компания имеет собственный парк транспортных средств. «Я не политик, я смотрю со стороны бизнеса, чтобы всем было хорошо — и городу, и таксистам, — с порога встречает меня руководитель таксопарка. Он выглядит очень современным, респектабельным человеком и, кажется, знает о такси даже то, чего не знают о нем обычные водители таксомоторов. — На сегодняшний день я вхожу во все комиссии, экспертные группы, смотрю, чтобы такси в Москве процветало так же, как в других мегаполисах мира, — говорит Феликс Маргарян. — Я люблю такси, люблю свою работу и хочу, чтобы реформа этой отрасли получила позитивный результат». По словам Феликса, московское такси сегодня одно из самых дешевых в мире. «Возьмите Париж, Нью-Йорк, Лондон. Там только посадка в машину в переводе с долларов и евро обойдется в 80 рублей, — говорит директор таксопарка. — А если мы посмотрим, какие машины ездят в Нью-Йорке (не будем верить тем красивым кинофильмам, которые нам показывают), то увидим, что там используют стародавние машины с пробегом в 600 тысяч километров. И за рулем там тоже сидят не жители Нью-Йорка, а приезжие!

Сегодня такси в Москве по мировым стандартам одно из самых лучших, — продолжает Феликс. — Я готов любому иностранцу из любого мегаполиса мира показать, что у нас лучше, чем у них, и при этом гораздо дешевле. Сегодня у нас любой каприз клиента выполняется. В нашем call-центре сидят люди, которые разговаривают на трех языках, вы можете на английском, французском или немецком языке заказать такси. Мы обслуживаем посольства, иностранные организации — у них за кордоном этого нет, а у нас уже есть. Мы сегодня страхуем и пассажира, и водителя, и машину, и вещи, которые находятся в машине. Ни в Риме, ни в Париже нет таких такси, как в Москве. А что касается их тарифов — то они просто астрономические! Если бы у нас так платили за такси, то мы бы уже не на машинах ездили, а на вертолетах летали! Посудите сами: 70 рублей за километр, коэффициент за вещи в багажнике, а в ночное время и вовсе – повышенный тариф! И, кстати, в Нью-Йорке давно уже такси разного цвета, не только желтые. Бывают и коричневые, и красные – всякие. И по цене в 2-3 раза дороже. Так что там хорошо, где нас нет – у нас уровень сервиса не хуже, чем за границей.

— А что мешает развитию московского такси?

— Вы знаете, московское такси долгое время было предоставлено воле случая. Пятнадцать лет назад о нем совсем забыли – отменили лицензии, перестали выделять средства. Когда-то в советское время таксисты были «белой костью» — попасть на работу в таксопарк было практически невозможно. Эта работа была престижной и высокооплачиваемой. Сегодня пока не так, но уже лучше, чем раньше. Не может в одночасье измениться то, что 15 лет находилось в запустении. Можно сказать, что заложен фундамент, вот-вот покажутся очертания первого этажа. Сегодня город много делает для развития такси. Смотрите, машины стали выделяться из общей массы, их пустили на выделенные полосы для общественного транспорта, создают специальные стоянки, чтобы такси работало не только по вызову, но и «от бордюра». Сегодня департамент транспорта принимает заявки от компаний и индивидуальных предпринимателей с предложением того, где еще нужно организовать стоянки для такси – все это очень правильно. Стоянки сегодня очень нужны — у станций метро, торговых центров, гостиниц, в аэропортах. Пока, к сожалению, этого нет. Не всегда город решает, где можно, а где нельзя такую стоянку организовать. Возьмем, к примеру, Москву-Сити. Огромные здания, высотки, но такси там стоять негде, это частная территория, на которой для такси ничего не предусмотрено. То же самое в аэропортах, за исключением одного только аэропорта «Внуково», где ситуация получше, чем в других местах. В Домодедово, в Шереметьево собственники не пускают городских таксистов на свою территорию. И пассажиры вынуждены брать такси по завышенным ценам, потому что никакой альтернативы не существует. И антимонопольный комитет не может никак эту ситуацию изменить. Это, конечно, сильно тормозит бизнес, мешает развиваться. Аэропорты — больная тема.

– А что вы думаете о так называемых «бомбилах»? Сильно мешают они легальным перевозчикам? Что с ними делать? Легализовать, вытеснять?

— Те, кто хотел легализоваться, давно сделали это. Сегодня для получения разрешения надо предъявить всего три бумажки — документ на собственность автомобиля, страховку и документ об открытии «индивидуального предпринимательства». Можно многое сделать через интернет. Город по своей части все обеспечил, чтобы «бомбилы» переквалифицировались в профессиональных перевозчиков, но те все равно продолжают возить по старинке. Контролировать это очень трудно, всех не переловишь. Здесь уже сами москвичи должны за себя постоять. Минимальная безопасность должна присутствовать. Выбор должен быть за пассажиром. Москвичи должны сами понимать: если кто-то хочет экономить на своей жизни, ездить на «бомбиле», он ломает систему. Это так же, как купить ворованное. У нас в законодательстве прописано, что есть ответственность того, кто ворует, и есть ответственность того, кто скупает ворованное, то есть стимулирует воровство. Если горожане не будут пользоваться нелегалами, то «бомбилы» вынуждены будут оформить разрешение и подчиниться общим правилам. Сегодня за стимуляцию нелегального извоза пассажиру ничего не будет, а я считаю, что штрафы должны быть обоюдными. Надо вводить ответственность тех, кто пользуется этими «такси».

– А чем ваши водители отличаются от нелегальных перевозчиков?

– Наши водители проходят специальную подготовку. Мы обучаем, проводим экзамены. Каждый человек, который хочет работать в нашей компании, должен иметь стаж не менее 3 лет. Кроме того кандидат в таксисты проходит у нас целый ряд экзаменов – подтверждает знание ПДД, сдает экзамен по москвоведению и экзамен русского языка. Я не буду говорить, что наш водитель должен читать и писать без запинки и ошибок, но все-таки читать и писать по-русски он должен. Кроме этого он должен знать Москву. Неправда, что навигатор все решает. Есть культурные места, есть деловые центры, рестораны, в конце концов. Таксист должен знать всю эту инфраструктуру и свободно в ней ориентироваться. Любой водитель, который ездит за рулем нашей машины, полностью застрахован. Впрочем, ездят они очень аккуратно, соблюдают скоростной режим. Если и попадают в ДТП, то скорее бьют в них. Мы это понимаем и полностью страхуем водителя и его семью от несчастного случая. Хотим, чтобы все понимали, что мы несем ответственность за тех, кто у нас работает. Ну и самое важное: наших водителей обслуживает целый штат сотрудников – это медики, техники, диспетчеры, начальники колонны. Люди работают строго по графику, машины дважды в год проходят техосмотр. Это – гарантия безопасности.

– А сколько зарабатывают ваши таксисты?

– Сейчас около от 40 до 60 тысяч рублей. Работа у них очень сложная, нервная, я сравниваю таксистов с шахтерами. Понимаете, вызывают такси в последний момент. Думают, что уедут на автобусе, а когда не успевают, вызывают такси. Вот эти нервы, эти эмоции, этот негатив переходят на водителя. Когда постоянным фоном идут опоздания, спешка, пробки — думаете, это легко? «Спасибо» очень мало говорят. Только пожилые люди благодарят. И то главным образом тогда, когда мы их на 9 мая подвозим бесплатно.

– У вас женщины работают водителями такси?

– Конечно работают, и кстати, зарабатывают иногда даже больше свои коллег-мужчин. Я очень доволен. Они практически не попадают в аварии, у них машины очень чистые, клиенты с удовольствием платят чаевые.

— А скажите, вот все эти датчики ГЛОНАСС, GPS – так ли они необходимы? Зачем они нужны?

— Это очень полезные вещи, очень важные. Мы можем просматривать сегодня, где машина находится, можем ее по необходимости заглушить, блокировать. Там есть даже тревожная кнопка, чтобы оградить водителя от разных неприятностей.

— А вы используете городскую дотацию на приобретение автомобилей в лизинг?

— Сегодня город дотирует людей, которые берут машины в лизинг или в кредит, до 10% от стоимости машины. Город дает эти деньги, если они выполняют все требования. Но наша компания этими льготами не пользуется.

— А почему, вы что — такие гордые?

— Нет, мы не гордые. Просто, во-первых, мы сегодня обновляем парк дорогими машинами – это автомобили марки Мерседес Е класса, поэтому не попадаем в ценовую нишу городского дотирования, где стоимость одного автомобиля не должны превышать 1,5 млн. рублей. А во-вторых, осознанно не хотим переходить дорогу маленьким компаниям – пусть тоже развиваются, растут. Если мы будем у них эти средства забирать, это будет неправильно.

— Феликс, ну и последний вопрос: можно ли сделать такси более доступным по цене и более массовым, что ли? Как повысить присутствие такси на улицах города?

— Конечно, можно сделать дешевле. Мы держим тариф на одном уровне уже три года, за это время и бензин, и стоимость автомобилей, запчастей выросла в разы. А мы держим. А что касается присутствия на улицах Москвы, то, повторюсь, нужны дополнительные стоянки. Их уже 300 с лишним, а нужно еще больше. Нужны бесплатные зоны для такси у торговых центров, театров, стаций метро. Только в этом случае люди охотно будут оставлять дома свои автомобили и так называемые «короткие поездки» начнут работать еще эффективнее. Я верю, что у московского такси – большое будущее. Иначе я бы этим не занимался.

Ольга Митрофанова.

Источник: http://www.mk.ru/

 

Похожие новости