До чемпионата мира по хоккею осталось всего ничего, а значит, самое время на деле показать то, о чем долгое время только говорили. Особенно много изменений должны были претерпеть минские службы такси. Что из намеченного осталось на бумаге, а что претворилось в жизнь, узнавала наш корреспондент.
Какие только мифы и слухи не ходили весь этот год по поводу подготовки к чемпионату! Сначала таксистов хотели посадить на автомобили не старше восьми лет, обучить английскому и одеть в форму, потом говорили о возможном обновлении таксопарков автомобилями Geely и необходимости соответствия всех автомобилей определенным стандартам по размеру.
Своей точкой зрения на ситуацию согласился поделиться руководитель службы такси «Алмаз» Виктор Пузиков.
— Какие требования в вашей службе предъявляются перед ЧМ по хоккею к техническому состоянию автомобилей?
— Независимо от чемпионата перед оформлением на работу у нас каждый потенциальный автомобиль службы такси «Алмаз» проходит осмотр, где проверяется его состояние, как внешнее, так внутреннее. Кроме того, мы еще дополнительно раз в полгода проводим общий смотр всех автомобилей службы. Особое внимание уделяется состоянию салона — чтобы все было чистым, ухоженным, с установленными задними подголовниками и полностью исправными задними ремнями. Обязательно проверяем внешнее состояние автомобиля: если кому-то необходимо, переклеивают желтые полосы, подкрашивают автомобиль, меняют запасные части. В общем, стараемся привести все с порядок.
— Правда ли, что таксисты будут носить форму?
— На данный момент это больше предположения, нежели реальность. Мы стараемся донести до наших водителей необходимость одеваться аккуратно, в деловом стиле. Абсолютно исключаются шорты, майки-борцовки и т.д. Если водитель одет неопрятно, это обязательно вызовет нарекания с нашей стороны. А одеть всех в форму пока, думаю, не представляется возможным.
— Расскажите об обязательных курсах английского языка, которые должны пройти водители.
— Курсы английского языка, которые мы проводим для наших водителей, весьма похожи на курсы для барменов, официантов, сотрудников МВД и прочих ведомств. Отличие лишь в нашей направленности. В методических материалах, которые остаются у водителей, присутствует достаточно широкий набор фраз как на русском, так и на английском языке, плюс транскрипция. Думаю, в самых трудных ситуациях водитель всегда сможет объясниться с англоязычным клиентом при помощи данной методички.
— В каких фирмах можно пройти обучение? Почему выбор пал именно на них?
— На сегодняшний день у нас заключен договор с учебным центром «Бета Авто». Выбор был сделан исходя из подготовленной учебным центром программы обучения и, конечно, стоимости занятий. Из всех вариантов мы выбрали наиболее демократичный.
— Будет ли проводиться экзамен на знание языка после курсов?
— Экзамен как таковой проводиться не будет, а будет беседа с преподавателем в форме ролевой игры, которая поможет выявить слабые моменты и их исправить.
— Должны ли предъявлять сертификат о прохождении курсов водители со знанием языка?
— Мы преследуем цель «не ударить в грязь лицом», следовательно, если человек владеет языком на должном уровне, в его личном деле мы сделаем соответствующую пометку.
— Смогут ли диспетчеры службы такси принимать заказы на английском по телефону?
— Обязательно на период ЧМ в каждой смене будет присутствовать как минимум один диспетчер, владеющий языком.
Стоит отметить, что обучение языку продолжительностью четыре часа и стоимостью 240.000 руб. таксистов совсем не радует.
— Целесообразности в таких занятиях не вижу, — высказывает мнение один из водителей. — В наше время есть телефоны, на крайний случай блокноты и ручки, поэтому для того, чтобы объясниться с клиентом, необязательно говорить на английском о том, что я рад его видеть. Да и что можно освоить за четыре часа?
Так как тех, кто до мая не предъявит сертификат, к работе в такси не допустят, появляется еще одна проблема с проведением занятий и нехваткой мест на них. Поэтому распечатка с ключевыми фразами на английском предоставляется всем, кто заплатил за курсы, вместе с сертификатом о прохождении, а вот посещение четырехчасовых занятий — на совести водителей.
— В отличие от многих своих коллег я все же решил сходить на занятие, — рассказывает таксист Максим. — Все время мы работали исключительно по распечатке, читали размещенные там фразы. С тем, что это бесполезно, не совсем согласен. Язык ты, конечно, знать не будешь, но элементарно объясниться с иностранцем сможешь. Все ведь взрослые люди, заучить элементарные фразы в состоянии каждый.
Возвращаясь домой, провожу небольшой эксперимент: на английском обращаюсь к таксисту. К моему удивлению мужчина без проблем отвечает мне на иностранном, сразу отмечая, что я не носитель языка и явно не иностранка. Оказывается, таксист в молодости год прожил в США, где работал посудомойщиком, грузчиком, а потом официантом, поэтому знанием языка он обязан своему прошлому опыту, а не четырехчасовым курсам.
Насколько хорошо таксисты владеют иностранным, мы проверяли еще до курсов. Ситуация с тех пор мало изменилась. Пытаюсь сесть возле «Короны» в такси и спрашиваю на английском, сколько это будет стоить. Водитель службы «Алмаз» начинает кричать по-русски: «Нельзя! Занято! Нужно звонить!», указывая на телефон. Отхожу немного дальше и начинаю звонить. Простое приветствие приводит диспетчера в ступор — он бросает трубку.
На вокзале, слыша знакомое название улицы, куда прошу отвезти меня, на английском, мне сразу же показывают стоимость поездки на телефоне.
— По поводу ЧМ собрание будет на следующей неделе, — рассказывает позже один из таксистов службы «Столица». — Курсов у нас никаких не будет. Смысл их проводить? С клиентом всегда можно договориться, а язык пусть в инязе учат!
Объясниться на иностранном со мной не смогли еще три таксиста службы «Алмаз»: то ли курсы еще не прошли, то ли прошли, но ничего не вынесли. Справедливости ради стоит отметить, что один из них что-то усердно искал в бардачке, но, видимо, оставил свою методичку дома, а без нее в этом деле как без языка.
По словам самих таксистов, чемпионат они ждут с нетерпением, ведь после его окончания все смогут вздохнуть спокойно: тарифы на проезд, вероятнее всего, поднимут, «дергать» по разным вопросам станут меньше. Хотя нам кажется, что чемпионат позволит им еще и хорошо заработать. Однако подготовка к такому крупному мероприятию выявила сразу несколько проблем. Непонятно, почему все нововведения, пусть даже из благих побуждений, должны приниматься в последний момент? Неужели мы так уважаем туристов, которые приедут в Минск на несколько дней, но нам все равно, что думают сами белорусы о проблемах в сфере такси? Еще вопрос: незнание английского языка — это проблема школ и университетов или государства, которое не заинтересовано в большом потоке туристов, не поощряет образование и выезд за границу самих белорусов? Ведь язык осваивают тогда, когда он нужен и когда есть возможность его применить.
Источник: http://www.abw.by/