Московские таксисты — о пассажирах, политике, платной парковке и планах на будущее

В новой рубрике «Дежурный по городу» The Village разговаривает с незаменимыми участниками городской жизни, расспрашивая их о том, как меняется Москва, их работа и ожидания от жизни. Во втором выпуске мы поговорили с московскими таксистами о мафии бомбил, трезвых и пьяных пассажирах, жёлтых номерах и личной жизни.

Аслан (работает пять лет, два года — в Москве):

О СИТУАЦИИ НА ДОРОГАХ.

Пробок раньше было много, а сейчас стало очень хорошо — из-за того, что парковка в центре стала платной. Если оставляют машину, то буквально минут через пять приезжает колонна эвакуаторов, грузят — и машины нет. И человек, у которого забрали машину, платит штраф: три тысячи за парковку в неположенном месте и пять тысяч за эвакуацию. У меня такого не бывало, пытаюсь ставить машину там, где положено. Но сейчас места нигде нет, так что… я сам тоже нарушаю, одним словом.

У меня стоит счётчик. Суть в том, что, когда я получаю заказ, то хочу доставить клиента побыстрей, чтобы получить другой заказ. И так постепенно набираю определённую сумму.

О ПАССАЖИРАХ.

Неадекватные пассажиры бывают. Если происходит неоплата, я сообщаю диспетчеру, и пассажира либо вносят в чёрный список, либо с ним беседует служба безопасности. Бывает, засыпают во время поездки — тогда, естественно, бужу. Не вожу по кругу. У нас можно проследить маршрут, где я его взял, кратчайшим путём довёз или самым длинным. У нас диспетчерская система, служба безопасности, линейный контроль — следят. Так что никакого обмана.

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЛИЦЕНЗИЯХ ДЛЯ ТАКСИ И О БОМБИЛАХ.

Я согласен, чтобы за отсутствие лицензии штрафовали, потому что много водителей приезжают из Подмосковья, из Липецка, Калуги, из Владимирской области, нарушают правила. Если видят, что человек голосует, они из третьего ряда вылетают, едут напрямую, подрезают всех. Был случай, когда при мне даже человека сбили.

В компании, где я работаю, больше всего москвичей — где-то 60 %. А остальные — это белорусы, молдаване, украинцы, дагестанцы, азербайджанцы. Одним словом, сборная народов. Работаем спокойно, помогаем друг другу. Вот недавно случай был на «Белорусской»: нашего коллегу пытались ущемить частники. Эсэмэска поступила: «Всем на Белорусский, срочно». Мы все съехались. Чуть до драки не дошло.

О РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ.

Я не пытаюсь вникнуть в политику, потому что за нас уже давно всё решают. Раньше, может, был выбор народа, а сейчас его нет. Кого хотят, того и ставят.

О ПЛАНАХ НА БУДУЩЕЕ И О ЖИЗНИ.

Мне бы хотелось, чтобы все были более дружны. Чтобы спокойно. Например, я приехал из Дагестана, у меня высшее образование, и меня никто не берёт на работу. Я товаровед-эксперт таможенного дела. Мне говорят прямо: «Извините, у вас в паспорте написано, что вы из Дагестана». И всё. Два года я так пытался.

 

Михаил (работает 10 лет):

О СИТУАЦИИ НА ДОРОГАХ.

Ситуация с пробками за это время ухудшилась: в каждой семье от двух до пяти машин. Что касается парковок в черте Садового кольца, такси такси рознь. У нас официальное такси. Жёлтые номера, как у меня на машине, дают некий приоритет в городе, то есть движение по выделенной полосе. Пассажирам это, конечно, очень выгодно. Раньше по Ленинскому проспекту от МКАД до центра путь занимал час, в зависимости от дня и от погоды — до полутора часов. С жёлтыми номерами это расстояние я преодолеваю за 17 минут. Неплохо, да? Человек в одну сторону платил 800–900 рублей, а со мной он платит 340.

Ещё нам с жёлтыми номерами разрешили вставать практически везде. Таксисту стало очень удобно: я приезжаю на любую улицу, в любой переулок и закоулок, и у меня всегда есть место. Раньше это выглядело так: я приезжаю по адресу, и если это жилой дом, то, как правило, можно где-то приткнуться. Если такой возможности нет, то нам приходилось как в цирке по арене очень долго колесить туда-сюда. Выхода не было: встанешь — тебя ЦОДД сфотографирует и штраф пришлёт. Сейчас это всё в прошлом. Встаём на свободное парковочное место и не оплачиваем ничего и спокойно ждём человека сколько надо.

Единственный открытый вопрос. Такси с жёлтыми номерами приравняли к общественному транспорту. Но при этом, допустим, есть улица Мытная. Там две полосы в сторону центра и одна полоса встречная. Она только для автобусов, троллейбусов и маршрутных такси. А насчёт такси легкового непонятно, имеем мы право там ездить или нет. И никто на этот вопрос не может ответить.

О ПАССАЖИРАХ.

Раньше я работал в VIP-такси с иностранцами. Работали с Кремлём, с депутатами, работали с «Лукойлом», «Газпромом», крупными компаниями. Возили высшее руководство этих компаний на серьёзных машинах бизнес-класса. До этого я работал в «ЮКОСе» персональным водителем правой руки Ходорковского, был такой дядечка. Поэтому школа у меня нормальная.

Люди все разные, нужно уметь промолчать. Если человек не идёт на контакт, я первый не начну разглагольствовать. Если я вижу, что человек хороший и начинает какой-то диалог, конечно, я его поддержу и нам будет интересно. Если чувствую, что человек не в настроении или характер у него такой, дурноватый, я это сразу чувствую. Он только к машине подошёл, ещё ничего не сказал, а я уже понимаю. Молчком провезёшь его красиво, и всё в порядке.

Мне повезло, что основном попадаются адекватные люди. С разными характерами, естественно, но чтобы кидали — не попадались. А вообще нам рассказывают, что делать в таких случаях: сперва отзваниваешься диспетчеру, и если пассажир ни с кем общаться не желает и ничего оплачивать не хочет, набираешь уже 02. А что делать? Приезжает наряд, и пускай с ним разбирается.

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЛИЦЕНЗИЯХ ДЛЯ ТАКСИ И О БОМБИЛАХ.

Бомбилы сильно мешают, даже не то слово. В такси сейчас достаточно большая конкуренция.

Такой пример: подъезжаю к метро «Шаболовская», и не простоял там даже пяти минут — ко мне кто-то подходит и начинает потихонечку издалека мне намекать, что здесь стоять не надо. Чтобы тебе, говорит, понятнее было, здесь менты крышуют, здесь всё подментовано. Так что здесь стоять не надо.

Как правило, это у метро, у торговых центров, в людных местах. Идёт делёж, видимо, с местными участковыми или пэпээсниками, чтобы их не трогали. И они себя нагло ведут. Создали такие группировки и никого близко не подпускают. Я чувствую, что если начнёшь ерепениться перед ними, пытаться что-то доказывать, они просто сделают что-нибудь нехорошее. Они пойдут на это, потому что у них работа — отнимать. Я ему объясняю, что у меня жёлтые номера, что это общественный транспорт, что я официал. Он в ответ: «Ну, я тебе сказал, я предупредил». Это была угроза. И дальше пойдут действия, если я не уеду. Такое у меня было у метро «Шаболовская», у метро «Каховская». И у каждого метро в общем-то.

Вот я пришёл, устроился в компанию. Мы подписываем договор, проходим некое обучение, как себя надо вести с клиентами, не грубить, быть выдержанными. Очень часто я слышу, как частники хамят людям, и, извините, если я Москву знаю, мне достаточно сказать адрес, и я привезу, куда надо. А он вам назовёт стоимость в два раза дороже, чем в такси, и попросит указать ему путь. Когда я останавливал и слышал такое, то предлагал: «Может, ещё порулить за тебя?»

Я не хочу их подкармливать. Мне обидно, потому что я плачу налоги, работаю официально, каждая копейка добывается с кровью, тем более с такой конкуренцией. Если, скажем, до 2008 года работы было валом, то сейчас сложнее. Люди бегают из компании в компанию, потому что работы мало. В такси компания набирает до 20 тысяч человек, но это не значит, что все эти 20 тысяч одновременно пашут. Даже если половина работает, то это уже слишком много. Грубо говоря, получается по полтора заказа в день на человека. С учётом того, что система сейчас вся автоматизирована, заказы в основном даёт робот через «Яндекс.Такси», он не всегда может тебя видеть. Ты можешь стоять возле адреса, который всплывает на экране, но этот заказ робот тебе может не дать по непонятной причине. Отказаться от заказа не имею права, система такая.

Я очень возмущён этими бомбилами. С ними вообще никак не справиться. Если правоохранительные органы задействованы и берут взятки, они были и будут. Это целая мафия бомбил, и они все делятся между собой.

О РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ.

Происходящее в России я воспринимаю с удовольствием. Путин просто форева, это великий и могучий правитель на самом деле. И надо радоваться тому, что такой человек стоит у власти. Многие его недопонимают, а всё делается политически грамотно, всё продумано, аналитики работают — там не дураки сидят. То, что Украина профукала Крым, — это было известно заранее, просчитано, само настроение крымчан. И пошло всё как надо. Радость захлёстывает, что всё это произошло.

О ПЛАНАХ НА БУДУЩЕЕ И О ЖИЗНИ.

Я хотел бы решить вопрос с жильём и семейную жизнь наладить. Всё. Мне больше для счастья ничего не надо. Купить жильё сейчас сложно, влезать в ипотеку я не готов. А жить в машине несерьёзно, надо уметь и отдыхать. Семья семьёй, здесь всё в моих руках, а с квартирой проблема. У меня есть квартира, но она общая с сестрой, и если меняться, то придётся делать доплату. Деньги — понятие наживное, их можно заработать, были бы мозги и руки на месте, деньги можно заработать в Москве, главное — не сидеть сложа руки. А с жильём сложнее.

 

Валерий (работает 2 года):

О СИТУАЦИИ НА ДОРОГАХ.

С пробками, однозначно, стало лучше, особенно после того, как ввели платные парковки. В центр хотя бы можно заехать и проехать. В целом нормально, выше четырёх баллов пробки не поднимаются. Раньше днём невозможно было ездить. Номера у меня белые, но надо уже менять на жёлтые.

О ПАССАЖИРАХ.

Если человек общительный — он общается, и я тоже рад общаться. А если человек общаться не хочет, я не буду ему навязывать своё общение. Пьяных я стараюсь не возить. Пьяные бывают всякие, неадекватные. Пару раз было, что не платили. Обещали заплатить, но не заплатили — человек сказал, что сейчас вынесет деньги, и не вынес. Я постоял немножко, и уехал. Одноразовый клиент, в какой чёрный список его вносить?

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЛИЦЕНЗИЯХ ДЛЯ ТАКСИ И О БОМБИЛАХ.

Штраф за извоз без лицензии хотят увеличить до 30 тысяч, и я обеими руками за. Потому что такси будет лучше работать, бомбилы не будут мешать. Людям поспокойней будет ездить на такси. Особых конфликтов у меня с ними не было, но пару раз подрезали дорожку, невзначай так. (Смеётся.)

О РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ.

Путин молодец, что так поступил (имеется в виду присоединение Крыма), несмотря на мировую точку зрения. И вообще Путин молодец.

О ПЛАНАХ НА БУДУЩЕЕ И О ЖИЗНИ.

У меня ребёнок семилетний, цель моей дальнейшей жизни — его поднимать, это самое главное.

Говорят, инфляции нет, а берёшь пять тысяч, заходишь в магазин, покупаешь продукты — и через два дня их нет. Цены растут, зарплаты не совсем хватает, судя по сегодняшним ценам. Всё растёт, вы же видите, прямо на глазах. Как на дрожжах. Зайдёшь — одни цены, чуть-чуть евро и доллар поднялись — уже другие цены.

Стать таксистом меня нужда заставила, я никогда в жизни не работал в такси. Но все, говорят, через это проходят. До этого я занимался автомобильным бизнесом, потом попал, и теперь работаю в такси.

Алексей (работает 10 лет):

О СИТУАЦИИ НА ДОРОГАХ.

 

С пробками стало хуже, всё же стоит насмерть просто, а если снегопад или дождь — это вообще катастрофа. Машин стало больше, наверное, раз в десять, чем лет шесть назад. В центре только стало попроще ездить из-за того, что платная парковка. 80 рублей — это даже мало, 200 рублей пускай сделают. В любом мегаполисе так, попробуйте в Париже в центр на машине поехать. Естественно, тех, кто в центре живёт, нужно пропускать, а остальные пусть садятся в метро, в такси, на общественный транспорт. Сейчас по центру даже минут за 20 успеваешь доехать до «Тверской» от трёх вокзалов, а раньше это занимало час.

О ПАССАЖИРАХ.

Вопрос о пассажирах лучше задавать на Казанском вокзале, на Курском, на Киевском. Здесь (у Ленинградского вокзала) только Питер и Москва. Все поезда из Питера. Или иностранцы, которые едут как туристы. Финны ещё попадаются.

Я могу любой разговор поддержать, если нравится молча — буду ехать молча, мне без разницы. Единственное — терпеть не могу возить пьяных. Беру, если вижу, что он в адеквате, мне не нравится таких возить, но повезу. А если он жутко пьяный — не повезу. Зачем, чтобы он мне машину облевал тут, и мне потом химчистку делать?

Если что, я вызываю милицию, и всё.

Везу кого хочу, а кто не нравится — не везу.

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЛИЦЕНЗИЯХ ДЛЯ ТАКСИ И О БОМБИЛАХ.

Закон о такси нормальный, но у нас в России всё делается через… Основные нелегалы у нас кто? Узбеки, киргизы, таджики. Которым с большой колокольни плевать на российские законы, они не граждане России. Любой литовский номер возьмите и посмотрите, кто сидит за рулём. Я один раз был в общаге у друга, зашёл в туалет, и там всё обклеено штрафами. Оно им надо, платить? Заработал и уехал к себе на родину, и всё.

Полицейскому, чтобы поймать нелегала, надо проводить целую операцию. Нужно, чтобы всё было снято на видео. А к нам подошёл, какой-то фигни нету — и пять тысяч штрафа выписал. Нам нужна куча документов, и если у меня не будет одной наклейки — пять тысяч штрафа. Мы спрашиваем полицию: «Вон они стоят, почему вы их не ловите?» «Да ну, ты что, нам проще к вам подойти документы проверить», — отвечают они. Поэтому многие сначала сделали лицензии, потом ушли на нелегальное положение, ведь по 10, по 20, по 30 тысяч штрафа выписывают за малейшее. Медика не прошёл — 10 тысяч штрафа, техосмотра нет — 10 тысяч. А эти как ездят на развалюхах за 100 рублей, только дорогу им покажи, так и будут. Руку поднял — сколько машин остановится? Остановятся пять узбеков, все с литовскими номерами. Я вот с руки пассажиров не беру, потому что нереально. Если встаю в правый ряд — всё, меня начинают резать, зажимать, по три-четыре машины, и вытесняют в левый ряд. Типа это их полоса, узбекская полоса, как мы её называем.

Я на дорогах морды бил за то, что подрезают. Они, наверное, не думали, что там дядя большой едет. А у метро ещё с советских времён всё поделено.

Знаете, ещё царь боролся с нелегальными извозчиками. Бесполезно. Они ездят по выделенкам, летят, номера нечитаемые, кому штрафы выписывать? Я еду 80, он меня обходит в два раза быстрее, считай, 160 по городу едет. Он видит руку, и с левого ряда режет, потому что ему пофигу. Он тебя ударит, на газ нажмёт и уедет, и его не найти. И их тысячи. Чиновники в департаменте работают днём, а вы выйдите хоть раз ночью и посмотрите, что творится на дорогах. Честно говоря, я никогда националистом не был, сам жил в Средней Азии, но сейчас они меня просто бесят, потому что совершенно по-хамски ведут себя на дорогах, и это главный раздражающий фактор. На официальном такси такие же работают, никто дороги не знает. Навигатора нет — всё: не знают, куда ехать. А я в своё время два атласа до дыр затёр, Москву изучал, я и без навигатора спокойно езжу.

Открываешь ИП, покупаешь машину — или сразу жёлтого цвета, или обклеиваешь её плёнкой, меняешь в техпаспорте цвет, оборудуешь машину ГЛОНАССом, счётчик пока ещё не обязателен. Полугодовой техосмотр, договор с механиком, договор с врачом. Делаешь путевые листы, чеки. И идёшь со всем этим в Департамент транспорта. Я успел всё сделать до нововведений, поэтому не пришлось делать всё сразу. Ввели механика — поехал заключил договор. Ввели врача — поехал к врачу. Сделал всё постепенно. А сейчас, чтобы получить лицензию, нужно делать всё скопом, что может занять и время, и нервы. Договор с таксопарком стоит в год 12 тысяч, договор с врачом в год — тоже 12 тысяч. Лицензию выдают бесплатно. Техосмотр раз в год — около тысячи, два раза в год — две тысячи. За ИП мы платили 30 тысяч в год. В общем, сплошные траты. Я просто давно в этой сфере, но не каждый человек выдержит работу на вокзале.

О РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ.

Когда Путин выступал по телевидению с речью про Крым, я был готов аплодировать. Наконец-то хоть чуть-чуть начинаем подниматься с колен. Задолбали эти америкосы, везде лезут. В Крыму вообще всё наше, это большевики присоединили Восточную Украину к Западной, чтобы Украина стала частью Советского Союза. А Западная Украина — это Речь Посполитая, я хорошо историю знаю. Отделите эту Западную Украину, пускай с ними шляхтичи мучаются. И хрен с ними, с санкциями. Сникерсы и кока-колу я и так не ем и в «Макдоналдс» не хожу. А оружия своего у нас и так хватает. Раньше я думал, что Путин как амёба и всё Запад слушается, а он молодец, что ответил, уважаю его за это. Если он сейчас откажется быть президентом, его всё равно выберут.

О ПЛАНАХ НА БУДУЩЕЕ И О ЖИЗНИ.

Хочу девушку новую завести, моя меня бросила. (Смеётся.) У меня всё нормально. Ещё в спортзал надо пойти записаться, похожу перед летом. В принципе, меня моя жизнь устраивает.

Ни разу по телевизору не показали то, что мы честно говорили. Ни разу! На нас и наши проблемы им глубоко насрать.

Единственное, что сделали, — хоть по выделенкам разрешили ездить. Мне, правда, жёлтые номера не надо — я и так обходные маршруты знаю и портить машину жёлтым номером не собираюсь, это моя собственная машина.

 

Ливон (работает в Москве с 1988 года):

О СИТУАЦИИ НА ДОРОГАХ.

С пробками стало хуже, как может лучше стать? На два миллиона машин прибавилось. Я много лет не езжу днём и особо в пробки не попадаю. В сутках 24 часа, либо днём можно работать, либо ночью. Я решил ночью, зачем в пробках толкаться?

О ПАССАЖИРАХ.

Если пассажир не наглый, что-нибудь интересное рассказывает, почему бы не послушать? А бывает такую блевотину несут… Разные люди же.

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЛИЦЕНЗИЯХ ДЛЯ ТАКСИ И О БОМБИЛАХ.

Лицензию я не получал, пришёл в официальное такси. У них всё готовое — и лицензия, и машина, только водитель нужен. Садись и езжай, путёвку выписали. Бомбилы, конечно, мешают, их везде масса, везде на точках возле клубов стоят. На Пушкинской, на Болотной, стоят в несколько рядов, никак ты туда не подъедешь. Они не сидят, ходят и чуть ли не на руках клиентов из клуба приносят и в машину сажают. А я ни за кем не бегаю.

О РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ.

Чёрт его знает, что это такое. Игра, непонятная нам. Мне кажется, что один продаёт, другой покупает, свои дела решают так. Народ, как всегда, лбами сталкивают. За кого, за что убиваться, да? Мне вот за кого и кого убивать, скажите?

О ПЛАНАХ НА БУДУЩЕЕ И О ЖИЗНИ.

Получше бы работу какую-нибудь найти. Какую-нибудь сидячую, не особо суетливую, мне 50 лет и хочется чего-нибудь поспокойнее. Можно и ездить, отвезти что-то куда-то, документы например. Чтобы не целый день в пробке стоять.

У меня незаконченное высшее образование, поступал в автодорожный, ташкентский. Потом в армию ушёл.

Хорошо, очень хорошо, плохо, очень плохо, средненько — по-разному бывает. И никто не может никогда сказать, как будет завтра, не понимаю таких людей. Да, мы хотим, чтобы было так, но это не означает, что так будет.

Источник: http://www.the-village.ru/

Похожие новости