Это саботаж? Закон о такси не работает

В Екатеринбурге в рамках межрегионального совещания «Такси-2015» собрались представители уполномоченных контролирующих органов власти, таксомоторных предприятий и частные предприниматели перевозчики из Свердловской, Самарской, Омской и Челябинской областей, Пермского края, Татарстана и Башкирии, работающие на рынке легкового такси, всего более 100 человек.

До 2005 года рынок таксомоторных перевозок подлежал лицензированию, с его отменой появился абсолютно нерегулируемый сектор экономики, и в 2011 году власти стало очевидно, что ситуацию нужно исправлять. Однако принятый в 2011 году федеральный закон (69-ФЗ) оказался на практике нерабочим. По некоторым оценкам, сегодня примерно одна треть профучастников его саботирует, предпочитая оставаться в налоговой тени. Профессиональное сообщество активно обсуждает законопроект, который должен разрешить противоречия действующего сегодня закона о такси. Полагают, что его положения потому и оказались нежизнеспособными, что принимались без учета мнения экспертов, интересов малого бизнеса и общественных слушаний

Наряду с нелегальным извозом наиболее актуальными для таксомоторного рынка в настоящее время являются вопросы создания цивилизованной конкурентной среды, налогообложения, административных «барьеров», ценовой доступности и тарифного регулирования, цветовой унификации, штрафных санкций, медицинских и технических осмотров, повышения уровня безопасности и качества услуг легкового такси.

совещание в Екатеринбурге
Ассоциация «Национальный совет такси» (НСТ) при поддержке Общероссийского народного фронта проводит в регионах отраслевые совещания по вопросам законодательного регулирования и собирает от профучастников предложения, которые должны позволить выстроить наиболее эффективную систему.

В первом чтении проект закона «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа» был утвержден Государственной думой в первом, техническом чтении осенью 2014 года, и, как ожидается, в ближайшее время будет вынесен на второе. Чуть ли не главная декларируемая задача принятия нового нормативного акта — заставить профучастников, находящихся в тени (так называемых «бомбил»), выйти в легальное правовое поле.

совещание в Екатеринбурге
Исполнительный директор НСТ Наталья Лозинская рассказывает, что проект закона четко прописывает процедуры выдачи и аннулирования разрешений на данный вид деятельности. В проекте закона впервые появляется норма о том, что субъект федерации может получить возможность предоставлять легальным таксистам различные преференции. Процедуру выдачи разрешения предлагается приравнять к госуслуге, чтобы унифицировать ее стоимость в разных регионах.

Ко второму чтению, говорят представители НСТ, возможно, будет исключено понятие цветовой дифференциации. Ранее законодатели предлагали обязать такси использовать единый цвет кузова, но по мнению автора законопроекта, депутата Госдумы Лысакова, этот фактор просто создает дополнительный административный барьер для участников рынка, никак при этом не влияя на качество услуги. По приведенной статистике, с введением в некоторых регионах страны обязательного цвета такси резко снизилось количество заявок на получение официального разрешения. Судя по бурной одобрительной реакции зала, необходимость отмены обязательного цвета ни у кого из перевозчиков не вызывает сомнений.

совещание в Екатеринбурге
И несколько важнейших норм — законодатель предлагает снизить штрафы за нарушения для легальных участников рынка, и кратно повысить их для нелегалов. Стоит пояснить, что борьба с теневыми игроками — это повестка, которая продиктована российским правительством. По словам Лозинской, накануне появилась информация о том, что в Госдуму внесен законопроект, который водит равную административную ответственность за нарушения для ИП и юридических лиц за нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при оказании услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом. В случае его принятия, штрафы для ИП могут составлять от 30 тыс. и выше, в зависимости от нарушения. Это нововведение может привести к краху легального сегмента такси.

совещание в Екатеринбурге
Активно обсуждалась на совещании идея о патентном налогообложении категории так называемых самозанятых граждан, классическим примером которого как раз и является таксист. Он делает единый платеж, включающий сумму налогов и взносов во внебюджетные фонды на 3, 6 или 12 месяцев, без необходимости регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Размер оплаты за патент может самостоятельно определять каждый регион «с учетом конкретной экономической ситуации».

«Это будет очень удобно для таксистов, — говорит Константин Логинов из Нижнего Тагила — Платишь, допустим, 15 или 20 тысяч в год государству, а оно уже само распределяет эти деньги в остальные «окна». В результате таксист вышел из тени, работает ко всеобщему удовлетворению легально, а в бюджет поступают деньги.

совещание в Екатеринбурге
А ситуация на рынке патовая. По данным заместителя начальника отдела технического надзора ГИБДД Свердловской области Александра Порубенко, только за три дня в прошлом году по таксистам было выявлено 665 нарушений, совместно с сотрудниками отдела по борьбе с экономическими преступлениями было составлено десять материалов о незаконной предпринимательской деятельности.

Еще одна важнейшая новелла — нормативное понятие «диспетчерская служба», которые сегодня бесплатно собирают информацию с граждан и за деньги продают ее перевозчикам. Сами диспетчерские службы настаивают на том, что должны нести ответственность только в рамках своих компетенций.

«Он-лайновые сервисы, такие как «Яндекс-такси», сегодня по сути высокотехнологичные IT- кампании и дают потребителю такие возможности, о которых еще вчера нельзя было и мечтать, — приводит пример директор компании «Лидер» из Уфы Александр Деобальд. Он говорит, что компании выгоднее работать с таксистами, которые умеют работать в правовом поле (имеют разрешения, проходят медосвидетельствования) и не генерируют дополнительные риски.

Статус «службы заказа» в законопроекте четко определяет информационный характер деятельности таких организаций, услугами которых пользуются сегодня подавляющее большинство перевозчиков и пассажиров.

Один из участников совещания — основатель екатеринбургской компании «Такси город» Михаил Бабин считает, что нет необходимости разрабатывать новые инструменты для упорядочивания ситуации на рынке, достаточно опираться на мировой опыт. Так, по его мнению, необходимо ввести квотирование, чтобы ограничить число профучастников, а кроме того ввести продажу дорогих разрешений в несколько десятков тысяч рублей. Однако большинство присутствующих его предложение не поддержали. Напротив, таксисты считают, что дополнительное регулирование сделает этот вид деятельности невыгодным и даст возможность крупным компаниям монополизировать рынок, который сегодня и так переживает не лучшие времена. Торговля же разрешениями может привести к банальной спекуляции и завышению стоимости проезда.

— Конкурентная борьба должна быть честной. Глупо отрицать, что сегодня этот рынок включает в себя различные сервисы для заказа такси — диспетчерские службы, мобильные приложения. Но есть диспетчерские службы, которые работают только с таксистами, оформленными в качестве индивидуальных предпринимателей. А есть и такие, которые передают заказы разным водителям, в том числе пренебрегающим правилами безопасного движения, — утверждает исполнительный директор Ассоциации таксомоторных перевозчиков Свердловской области Алексей Гусев.

Он считает, что ответственность сервисных служб за передачу заказа только легальным перевозчикам должна быть прописана в законодательстве.

— Сегодня конкуренция идёт не между индивидуальными предпринимателями, а между структурами, которые оказывают информационные услуги. Они получают деньги, но не несут никакой ответственности, — подтверждает директор Союза автотранспортных предприятий Свердловской области Лилия Саранчук.

В Свердловской области, по данным регионального минтранса, за все время действия 69-ФЗ было выдано около 20 тыс. разрешений для ИП, а аннулировано всего 34. Да и то по решению субъектов деятельности, которые сами попросили погасить запись в официальном реестре. При этом всего на Среднем Урале зарегистрировано около 5 тыс. перевозчиков. В ведомстве отмечают, что власти не могут осуществлять полноценный контроль за участниками и считают единственной альтернативой — перевод отрасли на саморегулирование, которое бы позволило выработать единые стандарты.

По материалам http://www.oblgazeta.ru/ и http://ura.ru/

Похожие новости