Три года назад в России вступил в силу федеральный закон № 69, более известный как «закон о такси». Предполагалось, что с его введением ситуация кардинальным образом изменится. «Бомбилы», заламывающие бешеные цены, и гости из Средней Азии, не наглеющие с расценками, но рискующие здоровьем своих пассажиров, исчезнут с улиц, рынок станет цивилизованным, а пассажиров будут возить новенькие иномарки с водителями, прекрасно владеющими русским языком и знающими город как свои пять пальцев.
Кое-что действительно изменилось, причём к лучшему. Официальных такси явно стало больше..Появились служба «Яндекс.Такси», а следом за ней и GetTaxi, с помощью которых можно вызвать машину с шашечками при помощи смартфона. И не просто вызвать, но и выбрать перевозчика, а также отслеживать его маршрут на пути к заказчику. Количество поводов для «развода» пассажиров также уменьшилось: по итогам поездки они получают СМС-сообщение со стоимостью заказа. Однако нелегалы так никуда и не делись. «Наша Версия» пообщалась с представителями властей, единственного в стране таксомоторного профсоюза и «бомбилами», попытавшись ответить на вопросы, почему ничего не меняется и что ждёт рынок такси в ближайшем будущем.
«Полиция? Нет, не боюсь её»:
«Всё это фигня, никуда мы не пропадём», – ухмыляясь и поигрывая брелоком, произносит смуглый Зафар.
В Москву он приехал из Узбекистана. Работает на Nexia, в компании с десятком соотечественников. Там же, у одной из станций столичной подземки на северо-западе Москвы, кучкуются несколько русских «бомбил». С ними узбеки стараются не общаться. Существуют по отдельности друг от друга, как будто параллельно. С кем стараются не связываться, так это с чеченцами. Но те, похоже, контролируют вокзалы, а стоянка у метро – так, мелкая сошка. На вопрос о конфискации автомобиля, чем постоянно грозят столичные власти, Зафар широко улыбается и ничего не отвечает. Задавать ему вопросы об исправности машины, наличии полиса ОСАГО и о том, что он будет делать в случае аварии, смысла не было никакого. Не так давно на том же пятачке у метро один из «бомбил», объезжая автобус, выскочил на «встречку» и немного замял бампер едущему там Land Rover. На место тут же прибыли более 10 соотечественников нелегала, а сотрудник ДПС будто бы «встречку» водителю Nexia рисовать не стал.
«Полиция? Нет, не боюсь её, – прямо говорит он. – Знаешь, сколько я за день зарабатываю? С раннего утра до 12 работаю, потом сон и семья, вечером снова работаю, ночью – домой, часа в два. За сутки получается минимум 6–6,5 тысячи. А откупиться – 5 тысяч».
По словам Зафара, за последние полгода он попался только один раз и проблем с законом не было, так как у него при себе были деньги. Сколько он и его «коллеги» платят дежурящему рядом полицейскому, Зафар не говорит. Зато охотно рассказывает о том, что другой узбек с той же точки не так давно купил себе подержанный Porsche Cayenne. «Для души, просто кататься», – широко улыбается «бомбила». Сам Зафар тоже подумывает купить себе что-нибудь «для души, чтоб люди уважали». А пока выбирает, что именно, и копит. В деньгах, как признаётся он, большого стеснения не чувствует: снимает хорошую квартиру в новом 25-этажном доме.
Как бороться с такими «зафарами», и не случится ли так, что они всегда будут неотъемлемой частью пейзажа миллиоников, на 100% не знает никто. Андрей Попков из межрегионального профсоюза таксистов называет корень зла, но не говорит о том, как его выкорчевать: «С марта прошлого года функционируют мобильные группы. Нам даже присылали отчёты, где и сколько задержано нелегалов, но всё упирается в коррупцию: сотрудники МВД никак не хотят работать только за зарплату. Именно поэтому граждане с востока спокойно стоят у метро: их «крышуют», это очевидно. Все дворники «бомбят»! Почистил двор, сел в старенькую машину и поехал «бомбить». А потом у нас гибнут артисты и другие, кто решил сэкономить и за 100 рублей добраться до дома. Всё дело в коррупции, пока нелегалов будут «крышевать», они так и будут стоять там, где стоят».
Штрафы наоборот:
Именно на борьбу с подобными нелегалами направлен законопроект, который уже в этом месяце планируется рассмотреть в Государственной думе.
«Максимум, чем сейчас рискует «бомбила», – это 5 тыс., а легальный перевозчик в случае каких-либо нарушений, не относящихся притом к безопасности движения, может быть оштрафован на сумму в шесть раз большую, – рассказывает первый зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков. – Мы хотим поменять всё с точностью до наоборот: штраф для легальных извозчиков составит те самые 5 тыс., а для нелегалов – 30 тыс., и это только на первый раз. Будет пойман повторно – лишение водительского удостоверения на шесть месяцев. Это поможет эффективно бороться как с частниками-нелегалами, так и с «чёрными» диспетчерскими. Вряд ли они смогут набрать коллектив, если водители будут рисковать своими правами».
Также в Госдуме предлагают отменить привязку машин, занятых в таксопарках, к одному цвету. Цветов будет сразу три, на выбор – любой из них, не только жёлтый. «Есть шашечки, фонарь на крыше – этого уже достаточно для определения такси, – рассуждает Лысаков. – Параллельно с этим будут отменены квоты. Также мы предлагаем упростить порядок отзыва разрешений. Сейчас находятся хитрые люди, которые открывают индивидуальное предпринимательство (ИП), получают разрешение на перевозку людей, тут же закрывают ИП и начинают работать только на себя и свой карман. Отозвать лицензию пока можно лишь через суд, но в дальнейшем это будет сделать проще, и такие «полулегальные» таксисты тоже должны исчезнуть с улиц».
Золотой километр:
Всё это на словах звучит очень хорошо. Однако даже исчезновение нелегалов ещё не будет означать, что на рынке официальных перевозчиков воцарятся закон и порядок. Не исключено, что ситуация ещё более усугубится.
Не так давно в столице вновь начались разговоры о введении единого тарифа перевозок. Сами таксисты просили определить минимальную планку, а законодатели – максимальную. Понять можно и тех и других: извозчики надеются повысить свою, недостаточную, на их взгляд, прибыль, а чиновники хотят, чтобы москвичи чаще прибегали к услугам таксистов при поездках на короткие расстояния. Но сколько же тогда будет стоить 1 километр проезда, не станет ли он золотым?
В связи с этим председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин уверен: идея эта изначально мертворождённая: «В условиях нашей полурыночной экономики введение единого тарифа будет трещать по швам уже на стадии самой идеи. И закончится всё либо дефицитом в сегменте официального такси, либо опять-таки засильем нелегального бизнеса. Люди из «белых» таксомоторных парков будут уходить, а «бомбилы», в свою очередь, начнут задирать цены до небес. Ведь весь чёрный рынок этих услуг держится на той ценовой вилке, которая существует между стоимостью услуг официального такси и «бомбил». Необходимо снижать цены, что можно сделать, в частности, за счёт смягчения требований к легальным таксистам в части дополнительного оборудования их машин. Карательными мерами ничего не решишь, пока будет существовать возможность воспользоваться более дешёвой услугой – ею будут пользоваться».
Так что не зря улыбка Зафара казалась такой безмятежной.