За последние годы городские власти неоднократно пытались вывести петербургских таксистов из тени. И, по данным соцопросов, большинство горожан считают, что Смольному это удалось. Ведь многие граждане уже привыкли за умеренные деньги (порядка 30 рублей за километр) вызывать такси к подъезду через 20 минут. А бомбилы на древних «Жигулях» вымирают. И сегодня даже из Пулково можно уехать хоть на Васильевский остров всего за 1000 рублей. Однако эксперты полагают, что 80 процентов рынка такси до сих пор остаётся в тени. Как такое возможно?
Корреспондент «НВ» на законных основаниях стал таксистом всего за 20 минут. А ещё через 10 минут уже принимал первого пассажира. Так что если вы думаете, что для того, чтобы перевозить людей, нужно подтвердить водительскую квалификацию и принести кучу медицинских справок, то вы ошибаетесь. А ведь перед получением прав в ГИБДД человек проходит через горнило наркологов, психологов и прочих офтальмологов (либо покупает готовую справку). Разве не странно, что никого не интересует здоровье и квалификация тех, кто собирается возить людей?..
Но обо всём по порядку. Заходим на сайт щедро разрекламированного бренда, одного из лидеров рынка такси. Выясняем адрес ближайшего офиса, где можно устроиться на работу со своим автомобилем. Приезжаем в офис. Оформление занимает меньше получаса. Из документов нужно предоставить права и техпаспорт. Требование к автомобилю: иномарка не старше десяти лет. Формально здесь происходит вовсе не трудоустройство, а заключение договора на предоставление диспетчерских услуг. И так работают большинство таксистов, которых вы вызываете к своему подъезду.
Согласно договору диспетчер сообщает таксисту, где нужно забрать клиента, а всё остальное – его проблемы. Из стоимости поездки таксист забирает себе 80 процентов (с 6 до 11 часов утра – 90 процентов).
Технически всё просто: в телефон водителя вводится программа, которая позволяет диспетчеру отслеживать его местонахождение. Водитель выполняет заказ, получает наличку и переводит долю фирмы через систему электронных платежей.
При этом в договоре прописано, что никаких рабочих часов у таксиста нет: смена начинается с момента, когда он решит активировать программу в телефоне. Будучи «в игре», он не может отказаться от заказа. Зато закончить работу столь же просто: выключил программу, ни с кем не прощаясь, и поехал домой. Но если таксист захочет работать сутки напролёт, никто его не остановит. Даже если он уже готов уснуть за рулём.
– А шашечки на машину я должен установить за свой счёт? – интересуюсь я.
– А кому они нужны? Ты же не совсем таксист, – объясняет сотрудник конторы.
– Как это «не совсем»?
– Таксист – это парень в чужой жёлтой машине, работающий за зарплату смену в 12 часов. А ты – «подкидыш»: везёшь из пункта А в пункт Б. Формально ты даже не имеешь права брать пассажиров на улице. В общем, читай договор.
– А если я убью кого-нибудь или ограблю пассажира?
– А мы-то здесь при чём? Убьёшь, ограбишь – посадят. У нас каждый четвёртый мужик в стране сидел. Ему теперь что, даже за баранку нельзя?
В общем сел да поехал. Первый заказ пришёл почти сразу – на 480 рублей с Васьки на Чёрную речку. А вот следующего писка телефона я ждал три с половиной часа, успев за это время подкинуть девушку до метро за 100 рублей. Итого я на линии половину рабочего дня. Заработал 580 рублей, из которых 120 должен конторе. Плюс сжёг бензина рублей на 50–100. Получилось негусто. Сразу пришло понимание, что тут особо не разбогатеешь. Правда, никто не запрещает мне заключить «диспетчерские» договора ещё с парой контор. Тогда и заказов будет побольше, и простоев не будет.
– Именно так сегодня большинство ребят и работают, – поделился бывалый таксист Валерий. – Некоторые конторы по старинке пользуются для связи с водителями рациями, и у водителей аж по три штуки в ряд на торпеде. Если же пошло несколько заказов одновременно, то нужно с кем-то из коллег ими поделиться. Потому что за опоздание к клиенту понижается «рейтинг» водителя. Заработок таксиста зависит от диспетчера. А тот старается отдавать лучшие заказы надёжному человеку, который никогда не подводил, не отказывал метнуться через весь город и вытащить сложный заказ.
Немаловажен технический момент. Если компания работает с рациями, то заказ устно звучит в эфире. Его слышат все, кто в данный момент на линии. Нужно успеть первым нажать на тангету, словно это ток-шоу «Своя игра», и сообщить свой номер. Чтобы усилить свою рацию, таксисты укорачивают провод антенны, придумывают программные «фишки».
Самый клёв у таксиста – в выходные, утром и вечером. К тому же дороги в это время свободны, и на заказ в среднем уходит всего 20 минут. Получается, это работа для одиночек и трезвенников, которым не особо интересны семья и вечеринки по выходным. Рассказывают, что, работая на износ с тремя рациями, можно за месяц накосить 100 тысяч рублей. Но если в субботу и воскресенье отдыхать, то и половина будет за счастье.
Юрий Вейков, глава «Некоммерческого партнёрства таксомоторных предприятий»:
– Сегодня выйти на рынок такси может кто угодно, а вот обеспечить качество и безопасность могут только таксомоторные предприятия. Не исключено, что в автосалонах при покупке машины будут прикладывать разрешение на работу таксистом. Из-за этого падают цены. Нужно ограничить число разрешений. Например, 10–12 тысяч машин Петербургу хватит.
Алексей Эвентов, гендиректор такси «6000000»:
– Никакие ограничения не помогут. Власти всегда пытались внедриться на рынок такси со своими предписаниями. Нередко это создавало проблемы и нам, и нашим клиентам. Но если не можете помочь, так хотя бы не мешайте. Реальная польза будет, если власти станут информировать пассажиров об опасностях поездки с бомбилами. А у нас получается: чем больше ты стараешься сделать всё по закону, тем активнее тебя контролируют.
Как в Пулково с «мафией» боролись:
Петербургские власти годами воюют с «таксистской мафией» в аэропорту Пулково. Значительные успехи есть, но… Последний скандал связан с полицией: якобы сотрудники МВД разруливают работу таксистов в аэропорту, запуская избранных водил в зону выдачи багажа.
Ничего нового в этом нет: каждый, кто прилетает в Пулково, сталкивается с навязчивыми крепышами в кепках. Но если вы попробуете достать камеру и начать фиксировать их домогательства, к вам тут же подскочит полицейский или сотрудник аэропорта: снимать что-либо в здании категорически запрещено! А крепыш продолжит приставания.
Про пулковских таксистов написаны тома. Уже в преддверии московской Олимпиады 1980 года здесь заряжали цену в долларах. Сформировавшийся коллектив, по рассказам старожилов, в 1990-е не лёг ни под одну из бандитских бригад. Говорят, больше всех старались «воркутинские», но дело ограничилось какими-то символическими выплатами за определённые услуги. Ничего удивительного: 40 таксистов – это сама по себе бригада. К тому же они знают всех авторитетов в городе, которые тогда работали барменами, банщиками, вышибалами. Плюс заработан стартовый капитал и связи. Ведь что грозило чужакам, которые приезжали в Пулково бомбить: проколят колёса, побьют стёкла – это ладно. Тут же свои гаишники организуют вождение в нетрезвом виде – и прощай права.
Что давала монополия в аэропорту? Возможность заряжать 100 долларов за 15-минутную поездку до метро. Тем более маршрутки сюда до поры не совались, а последний автобус уходил в 21 час.
Власти попытались навести порядок после 300-летия, когда о «пулковском беспределе» написали по всему миру. Появился таксомоторный парк, заключивший официальный договор на обслуживание с аэропортом. И только их машины подавались к выходу из зала прибытия.
Прошёл год-другой – пулковские таксисты остались на своих местах. Да и что таксисту предъявить: трезвый, опытный, машина хорошая. И такси пулковских завсегдатаев на самых выгодных местах. В аэропорту ведь тоже работают люди, которым не хватает зарплаты.
Но, конечно, самый большой удар по пулковской кормушке нанесли не власти, а телефония и диспетчерские службы: люди просто вызывают машину сразу после посадки. Можно обратиться и в будку официального такси, где каждый район Петербурга тарифицирован. Самые удалённые от Пулково края стоят 1500 рублей.
Когда корреспондент «НВ» заказывал такси, вокруг тёрлись двое аборигенов, уговаривавшие ехать с ними. Их коронный аргумент сразил:
– Неужели вы поедете с наркоманами? – в голосе звучало неподражаемое презрение к конкурентам.
Почему такси стало доступнее?
Как бы то ни было, очевидно, что такси в Петербурге с каждый годом становится всё доступнее. Цены на услуги таксистов ещё несколько лет назад замедлили свой рост, а нынче фактически и вовсе остановились. Несмотря на инфляцию, на рост стоимости бензина и прочих необходимых расходов. Более того, нынешней зимой большинство фирм стало заваливать клиентов эсэмэсками о скидках и даже снижении цен! Как такое могло случиться на рынке услуг, которые долгие годы считались для большинства потребителей элитными?
В советские времена в Ленинграде работали три автопарка и всего 1200 машин. В 1990-е они выжили только благодаря заказчикам-женщинам: 90 процентов заказов в те времена шло от представительниц прекрасного пола, которые боялись голосовать на улице. Разница в цене между бомбилами и официальным такси тогда отличалась в разы. Хотя частных машин в Петербурге насчитывалось в 3–4 раза меньше, чем сегодня. В праздники расценки взлетали, а в Новый год частник мог заработать свою зарплату в офисе за два месяца.
На рубеже веков резко возросла конкуренция: усилилась иммиграция из Средней Азии и Кавказа, частный автопарк стремительно вырос за счёт роста доходов населения и развития кредитования. Соответственно, цены на извоз росли куда медленнее, чем стоимость других товаров и услуг.
Власти давно ломали голову, как победить уличных бомбил. Но революция случилась естественным путём: когда мобильник есть у каждого, мало кому интересно ловить у дороги «ведро» с разбитым стеклом, за рулём которого не знающий города мигрант. Ведь можно позвонить – и приедет иномарка с навигатором.
В 2009 году депутат Законодательного собрания Игорь Риммер вынес на обсуждение проект закона «Об организации таксомоторных перевозок в Санкт-Петербурге». В нём прописывались штрафы за работу без лицензии, обязательные «шашечки», места для хранения и техобслуживания машин. А на российском рынке всё это создаёт почву для чиновничьих поборов. На законопроект обрушился с критикой депутат Виктор Евтухов, супруга которого, как сообщалось в СМИ, возглавляла службу такси «007». В общем инициатива провалилась.
Более того, в апреле 2012 года в 69-й федеральный закон, по которому работали такси, внесли либеральные поправки. Теперь получить разрешение на работу стало проще: можно работать на авто по доверенности, не требуется медицинского освидетельствования водителя и техосмотра машины. Нетрудно и саму контору запустить: надо лишь зарегистрировать юридическое лицо и предоставить в комитет по транспорту копии документов на каждую машину, которую обслуживает ваш диспетчер. Сегодня диспетчерских служб в Питере более сотни – эксперты называют разные цифры.
Естественно, на рынке стало тесно. Ведь кто только не выходит на линию: одним нужны деньги, другим скучно по ночам. На договорах сидит армия личных водителей: пока шеф на совещании, включил рацию – и вперёд (поэтому не нужно удивляться приезду «мерседеса» S-класса). А есть ещё сотни кавказцев на «Жигулях» и 20-летних «ауди», которые «отстаиваются» у вокзалов и станций метро.
Что в такой ситуации логично делать участнику рынка? Правильно, выдавливать конкурентов с помощью бюрократии.
И вот в декабре 2013 года несколько таксомоторных предприятий попросило Смольный реанимировать законопроект Риммера. Они просят ограничить число лицензий до 8000, убрав нелегалов. К последним они относят и все диспетчерские службы, не имеющие своих автомобилей. Как сообщили к комитете по транспорту, на декабрь 2013 года на работу в такси выдано 14 700 разрешений. То есть суть предложения – сократить рынок вдвое.
Тем не менее начало 2014 года показало, что всё может произойти ровно наоборот. В феврале около 40 крупнейших таксомоторных предприятий, объединённых в НП «Петербургское такси», рассорилось с сервисом «Яндекс-такси», который начал подтягивать в Питер новых игроков из Москвы. В «Яндексе» говорят, что недовольны качеством работы невских коллег. Те в ответ устроили эксперимент. По словам главы «Петербургского такси» Александра Холодова, таксисты специально вызывали машины через «Яндекс» и зафиксировали 35 автомобилей, не имеющих лицензию на перевозки.
Получается замкнутый круг. Когда рынок перенасыщен, как сегодня, крупные перевозчики будут требовать крови мелких. Допустим, Смольный встанет на их сторону. Бомбилы никуда не денутся по трём причинам. Во-первых, менталитет граждан, привыкших ездить с первым встречным. Во-вторых, таксисты не хотят работать в сегменте коротких переездов от дома до метро в часы пик за 100–200 рублей (а такие услуги имеют большой спрос). В-третьих, штрафы в 2–3 тысячи рублей никого не пугают. Как минимум добрая половина бомбил – это гастарбайтеры, которые зарегистрированы по липовым адресам и штрафов не платят. Не сломает их и конфискация авто: купят за 10 тысяч новое «ведро» и продолжат бомбить.
Что делать? Некоторые реформаторы кивают на Нью-Йорк: там, мол, за год собрали штрафов на 3 миллиона долларов, конфисковали около тысячи машин. Но это не про нашу честь. Такси – это проза жизни, низовой уровень, с которым сталкивается каждый живущий. Такси не может вдруг стать белым и пушистым, когда вокруг происходит круговорот взяток. Если от автоинспекции можно откупиться, а счёт нелегальных мигрантов идёт на миллионы, то как в России могут заработать умные американские законы, рассчитанные на совершенно другую систему?
Так что реформа такси обречена ходить по кругу, пока коррупционеры и нелегалы существуют в нынешних объёмах.
Впрочем, сегодня в петербургском такси едва ли не самая благополучная ситуация за всю историю. А рынок – более надёжный реформатор, чем чиновничьи интересы.
// Денис Терентьев, Андрей Карпов
Источник: http://nvspb.ru/