Цвет и тень. Как новые законы мешают таксистам работать легально

Цвет и тень. Как новые законы мешают таксистам работать легальноВ январе депутаты Московской областной думы обязали таксистов региона использовать в работе только автомобили белого цвета со светоотражающими полосами на кузове. Заявляется, что это позволит выделить легальное такси в потоке машин, повысить безопасность услуг, а также будет сочетаться с цветовой гаммой автобусов «Мострансавто». Весь февраль в городах Московской области проходят акции протеста: таксисты утверждают, что закон бессмысленный и приведет к росту теневого рынка. То же самое происходит и в других регионах, где введен единый цвет такси.

Право устанавливать цвет такси регионам предоставил федеральный закон от 21.04.2011 г. № 69 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Помимо Московской области, цвет такси установлен еще в 11 субъектах РФ. Общее между ними то, что нигде законодатели не проводили широких обсуждений с таксистами. Их и не могло быть, потому что сложно договариваться с сотнями индивидуальных предпринимателей, которые работают на себя.

Зато после установления цвета на акциях протеста в каждом регионе от таксистов можно услышать одни и те же аргументы против.

Взаимосвязь безопасности и цвета автомобиля не подтверждена никакими исследованиями. Если бы цвет влиял на безопасность поездки, заводы выпускали бы только желтые и белые машины. Безопасность зависит от технического состояния автомобиля, соблюдения правил дорожного движения, дорожной инфраструктуры, контроля государства.

У такси есть универсальная символика — шашки и световой фонарь на крыше. Компании дополнительно используют фирменную символику. Этого достаточно, чтобы увидеть автомобиль такси в потоке машин.

Как цвет добавит легальности водителю, у которого есть разрешение на деятельность такси, — непонятно никому.

Конфликты возникают потому, что те, кто устанавливает цвет, не учитывают реальные условия, в которых существует рынок. Большинство таксистов работает на личных или арендных автомобилях. Они не видят смысла перекрашивать свою собственность. Ничего, кроме убытков, это не приносит: пассажиры не готовы переплачивать за то, что не влияет на поездку. При нынешнем уровне жизни они предпочитают доступную услугу, а не цвет автомобиля.

Цвет затрудняет обновление автопарка. Автомобили используются в такси 2–3 года, потом их нужно менять. Перекраска в цвет такси снижает продажную стоимость автомобиля. Следовательно, покупка нового обойдется значительно дороже, особенно если это комфорт-класс.

Есть справедливое правило: если выдвигаешь какие-то требования — предоставь что-то взамен. Но ни в одном регионе власть не компенсирует водителям расходы на приведение цвета автомобилей в соответствие с требованиями закона. Преференций нет нигде, кроме Москвы, где для желтых такси ввели выделенные полосы дорожного движения. В результате таксисты протестуют и ищут любые способы, чтобы обойти закон.

Цвет такси в РоссииНапример, между Тверской и Костромской областями заключено соглашение, по которому в обоих регионах действует одно разрешение на работу в такси. При этом в Тверской области обязательны белый и желтый цвет кузова, а в Костромской области можно работать на любом автомобиле. Чтобы не перекрашивать автомобили, водители из Тверской области получают разрешение в Костромской. Точно такая же ситуация со Ставропольским краем и Карачаево-Черкессией, Тульской и Калужской областями. То же самое было и в Курской области, у которой заключено соглашение с тремя областями: Воронежской, Орловской, Липецкой. Только там закон отменили, когда поняли, что водители получают разрешения в соседних регионах.

После введения единого цвета такси в каждом субъекте в разы сокращается число легальных таксистов. В Краснодарском крае, Калининградской и Амурской областях за год действия закона количество выданных разрешений сократилось в два раза по сравнению с годом, когда в такси можно было работать на автомобиле любого цвета. В Белгородской области и Бурятии в первый год введения единого цвета такси разрешения получили в 2,5 раза меньше водителей. В Тверской области — в 3,5 раза меньше, а в Тульской — в семь раз меньше!

Возможность выбора из нескольких допустимых цветов такси никак не влияет на ситуацию. С января 2014 года в Башкирии ввели для такси единый желтый цвет, а затем дважды расширяли цветовую гамму. Сначала добавили белый цвет, затем серый. Изменения не привели к росту числа легальных таксистов, и в мае 2016 года закон отменили.

От законов о цвете такси страдает не только рынок, но и экономика субъектов. Перевозчики оформляли ИП, платили налоги в региональный бюджет. Они работали на себя и развивали собственный бизнес. Цветовой барьер входа на рынок привел к уменьшению количества предпринимателей, работающих в такси, и, соответственно, налоговых платежей. Вместо того чтобы создать условия, когда таксистам самим выгодно легализовываться, власти повернули процесс вспять, происходит обратный переход таксистов из легальных перевозчиков в нелегальные.

В развитых странах, опережающих Россию по экономическим показателям, нет единого цвета такси. Исключение — крупные туристические города, где такси является символом. При этом желтое такси Нью-Йорка, например, работает локально, имея эксклюзивное право брать пассажиров «с руки» на острове Манхэттен. Остальные фирмы такси работают по заказам и могут быть любого цвета. Вскоре они тоже могут получить право подбирать пассажиров на улице. Даже в Лондоне традиционные черные кэбы сегодня не обязательно должны быть черными, их можно полностью оклеивать рекламой.

Возможность устанавливать цвет такси есть у всех регионов России. Одни наступают на эти грабли, другие с них сходят. Но большинство, 73 субъекта страны, просто их обходят: власти видят постепенные улучшения на рынке и стараются не навредить.

В итоге в выигрыше остаются те регионы, которые отказываются от избыточного регулирования рынка. Остальные получают обратный эффект, и таксисты там просят дать им работать легально.

Источник

Похожие новости