Интерес представителей органов власти и гражданского общества к сфере такси не ослабевает как в Нижнем Новгороде, так и в России в целом. В столице Приволжья эта тема уже не раз обсуждалась постоянной комиссией по транспорту и связи городской думы. 3 июля 2014 года разговор был продолжен за круглым столом нижегородским региональным отделением общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». А 10 июля всех заинтересованных лиц принимали в нижегородском УФАС. Перечень обсуждаемых вопросов не меняется: нелегальный извоз, безопасность и качество таксомоторных услуг, лишенный налоговых поступлений бюджет.
Владимир Домрачев, заместитель председателя нижегородской областной организации «Межрегиональный профсоюз «Таксист», весной в гордуме напоминал, что 21 апреля 2011 года Государственная Дума приняла закон № 69 «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации». Статья девятая данного документа посвящена такси. Помимо всего прочего, она гласит, что деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта РФ осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на этот вид деятельности, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти.
«Наш профсоюз уже через месяц организовал акцию в ряде городов, которая называлась «Похороны легкового такси». Заранее было известно, что этот закон приведет к беспределу», — заявил Владимир Домрачев, добавив, что началась спешная разработка поправок к новоиспеченной новелле. — За весь этот период Госдума была завалена законопроектами. Основная часть их была направлена на легализацию участников рынка такси, который в действительности есть, а в законе никак не учитывался. Это так называемые диспетчерские службы такси».
По мнению Домречева, данные диспетчерские службы — «это телефонные мошенники, которые выдают себя на рынке такси в качестве такси». Все они находятся вне сферы действия закона «О такси». «По сути, мы имеем в России криминальный, теневой рынок такси. В чистом виде. Потому что то, что творится, иначе как беспределом назвать нельзя», — сказал он.
«Это не такси, — согласился с господином Домрачевым председатель постоянной комиссии по транспорту и связи гордумы Алексей Гойхман. — То, что мы можем сегодня предложить из такси приезжающим к нам туристам, — это крайне опасно. А того такси, что легально, настолько мало, что мы не сможем удовлетворить спрос. Ситуация действительно плачевная».
23 апреля 2012 года законом 34-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в РФ» были внесены новые поправки. Этот комплекс изменений вступил в силу с 1 июля 2012 года. Помимо всего прочего, он снизил планку водительского стажа для таксистов с 5 до 3 лет и отменил требование к единому цвету такси.
«Закон готовили, мягко говоря, непрофессионалы, — прокомментировал ситуацию Алексей Гойхман, отметив, что более пяти лет говорит о том, что рынок такси в Нижнем Новгороде нецивилизован. — К несчастью нашему, это бич России… В 1998 году компания «Нижегородец» ежедневно выпускала на линию 600 такси. Вчера на линию из 55 машин вышло 47. Их больше невыгодно иметь… Можно и за 20 рублей доехать. Мы понимаем, как это делается: не соблюдается ни один закон, связанный с безопасностью движения. На самом деле эта дешевая перевозка — самая дорогая в мире. Она стоит жизни человеческой. Мы должны четко понимать, что водитель — это теневой водитель, и каково его состояние на момент поездки, мы не знаем, его никто не проверял. В каком состоянии транспортное средство — тоже».
По мнению Алексея Гойхмана, также необходимо квотирование частных перевозчиков. При этом число разрешений на таксомоторные перевозки (лицензий) должно строго соответствовать числу квоты. Депутат привел в качестве примера Нью-Йорк, где таксистам было выдано 13 800 медальонов. Он подчеркнул, что там думают не только о пассажире, но и о бизнесе.
А что у нас? Согласно данным Реестра выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Нижегородской области, с начала действия законодательной нормы нижегородцам было выдано 16 587 лицензий, из них 10 769 — юрлицам и частным предпринимателям Нижнего Новгорода, 1260 — Сарова, 1678 — Дзержинска, 800 — Выксы, 703 — Бора. У 4461 разрешения к настоящему времени было прекращено действие по заявлению хозяйствующих субъектов.
«Легальный рынок такси от общего объема таксомоторных услуг в стране — максимум 15 процентов. Легальные перевозчики задыхаются в этой трясине, — продолжил Владимир Домрачев, подчеркивая, что обществу навязано заблуждение, будто нелегальные таксисты таким образом обеспечивают свою занятость, чтоб кормить семьи. — 70 участников нелегального рынка такси — это люди, которые имеют постоянную оплачиваемую работу. Это те, кого называют «офисным планктоном». Потому что каждый может стать таксистом. Диспетчерские службы этот миф постоянно распространяют».
По данным замглавы Нижнего Новгорода Дмитрия Бирмана, около 15 тысяч нелегальных перевозчиков «таксуют» сегодня в областном центре. Многие из них находят клиентов через диспетчерские службы. Как и клиенты такси.
«Вызывая такси через диспетчерскую службу, вы не можете быть уверены, что машина приедет технически исправная, что водитель не окажется в состоянии наркотического опьянения, — рассказывал Дмитрий Бирман на круглом столе, организованном «Опорой России». — Второй очень важный аспект — это недобросовестная конкуренция, цены, которые предлагают уходящие от налогов и не покупающие разрешения так называемые таксисты. Это создает крайне сложные условия для работы добросовестных перевозчиков. Третий момент, очень важный, — что 13–15 тысяч нелегальных перевозчиков не платят налоги. Это те деньги, которые недополучает бюджет».
Председатель профсоюза «Такси-НН» Юрий Фомин, выступая на круглом столе, выразил мнение, что как сегодня закон о такси не работает, так не будет работать и то, что предлагается в настоящее время разработчиками очередных поправок. Он считает, что таксистом следует считать только того, кто, имея разрешение на оказание таксомоторных услуг, платит налоги с доходов от этой деятельности.
«Те, кто получил разрешения, работают по «серым» схемам. Они как были нелегалами, так и остались. Схема простая: люди сдают и получают свои же автомобили у фирм-однодневок. Платят за это определенную сумму — тысячу рублей в месяц. Таких «серых» водителей 10 тысяч минимум. Столько же ездят вообще без разрешения», — рассказал он, добавив, что без разрешения работать выгоднее. Что касается рейдов по выявлению таксистов-нелегалов, то о них все узнают заранее, поэтому проверки получаются пустыми.
На круглом столе депутат гордумы Игорь Нагорный поделился историей, как он сам, воспользовавшись услугами диспетчерской службы такси, попал в неприятную историю: машина была остановлена для проверки инспектором ГИБДД, и медицинское освидетельствование таксиста выявило у того наркотическое опьянение. Но уже через 5–10 минут господин Нагорный получил от диспетчерской службы другую машину, которая, следует полагать, благополучно довезла его до нужного места. «На сегодняшний день назрела необходимость серьезных изменений в законодательстве, регулирующем рынок перевозок легковым автотранспортом в режиме такси. Основная проблема — безопасность пассажира», — убеждал он.
Самое интересное, что, похоже, потенциальные потребители таксомоторных услуг в Нижнем Новгороде работой такси довольны. Совершенно очевидно, что оказывающие эту услугу идут, как говорится, навстречу потребителю и совершенствуют ее качество. Опрос корреспондента «Ньюс-НН» на его странице в соцсети, к которому было оставлено около 100 отзывов, показал, что большинство наших земляков делают выбор между диспетчерской службой такси «Везет» либо его основным конкурентом — такой же диспетчерской службой федерального распространения «Сатурн», хотя подобных компаний сегодня в Нижнем десятки. Некоторые упоминают такси «Дубровка», которое, как и «Нижегородец», имеет собственный автопарк.
«У такси «Везет» хороший потенциал в эпоху становления рынка, и если они будут развиваться, вкладываться и четко работать с водителями, думаю, они удержат лидерство. Пользовался их услугами раз 50 за несколько лет, серьезных нареканий не было, — поделился бизнесмен Игорь Преображенский. — А вот с кем ездить не надо, можно легко увидеть на неформальной «тусе» «таксеров» возле «Слоеного пирожка» на Черном пруду. Ужас».
«Я пользуюсь «Сатурном» — у них восхитительное приложение для «Андроида»: там можно следить по карте, где находится автомобиль и с какой скоростью он к тебе направляется. Кроме того, в каждой машине стоит счетчик — и можно в режиме реального времени смотреть, как «капают» денежки за поездку. «Везет» — тоже неплохо. В такси, стоящие на улице, я никогда не сажусь. Тем более не останавливаю «бомбил», — рассказала Наталья Бессарабова, служащая.
Главное, на что ориентируются большинство, — тарифы и удобство, то есть классическое соотношение «цена–качество». Рассказывают, что, бывает, на вызов приезжают и джипы, и машины бизнес-класса. В беседах с пассажирами водители делятся, что подрабатывают извозом, чтобы «отбить» кредит, не залезая в семейный бюджет. Редкий раз пользователи «Фейсбука» отмечали, что такси приезжало грязным, с прокуренным салоном либо заказ срывался. Другие неудобства: плохое знание города водителями как наметившаяся в последнее время тенденция, а также отсутствие машин с наличием детских кресел. «Если позвонить в «Сатурн» и попросить детское кресло, то присылают просто машину с темными стеклами», — пожаловалась журналист Раиса Ряхина.
Как отмечал на круглом столе Дмитрий Бирман, ни одна диспетчерская служба не несет ответственности за нарушение водителем ПДД, не несет ответственности за ДТП. И это правда. Но зато за это несет ответственность водитель — как административную, так и уголовную, о чем, пожалуй, не стоит забывать. И ОСАГО тоже еще никто не отменял. Так что утверждение о том, будто бы пассажир такси никак не защищен, представляется явным преувеличением. Что же касается наркоманов или алкоголиков, то они опасны не только за рулем такси и их выявление — прямая обязанность ГИБДД, с которой, как показал опыт Игоря Нагорного, она отчасти справляется.
А вот дефицит средств в бюджете — понятная проблема. «Но люди готовы платить, — заверил «Ньюс-НН» коммерческий директор диспетчерской службы такси «Везет» Дмитрий Кечасов, присутствовавший на круглом столе «Опоры России». — Победить нелегальный извоз можно, но победить — не в смысле поубивать этих нелегалов или заглушить их штрафами по миллиону рублей, это не поможет. А существенно упростить легализацию для перевозчиков. Сейчас есть инициатива — проект Минрегионразвития, в рамках которого предлагается ввести в Налоговый кодекс РФ и иные федеральные законы категорию «самозанятые граждане», которым не надо будет оформлять ИП, а нужно будет просто платить некий ежегодный взнос».
Как объяснил Дмитрий Кечасов, диспетчерские службы не берут деньги с пассажира. Только с таксистов и только за то, что те пользуются программой для мобильного телефона. То есть диспетчерская служба собирает информацию с граждан и продает ее перевозчикам-частникам либо таксопаркам.
«Мы полагаем, что доля перевозчиков-частников растет постоянно, что по понятным причинам не устраивает таксопарки, которые повсеместно и постоянно проигрывают частным перевозчикам конкурентную борьбу, — рассказал Дмитрий Кечасов. — Частный легальный перевозчик несет существенно меньше расходов по сравнению с автопарком на содержание и обслуживание своей деятельности, уплату налогов, поэтому частник готов возить дешевле, чем таксопарки. Если нет разницы в качестве, зачем платить больше? Соответственно, клиенты все чаще заказывают машину через диспетчерскую службу, а не таксопарк. Последние простаивают и разоряются. И бегут к властям за помощью, жалуясь на диспетчерские службы».
По словам господина Кечасова, сегодня в стране свою нишу нашли и активно развиваются только те таксопарки, которые стали брать курс на повышение качества услуг. У них одинаковые комфортабельные, идеально чистые машины с вежливыми водителями в униформе, фуражках и белых рубашках. Цены там выше, чем у частников, но такая услуга находит своего потребителя.
«Если начать душить диспетчерские службы за нелегалов, последние все равно не пойдут массово лицензироваться, поскольку сейчас это трудно, затратно и муторно. Они просто будут находить заказы по-другому: в соцсетях, на улице, на остановках, через программы типа «АнтиТакси», которые можно скачать в Интернете и брать оттуда заказы, не общаясь с владельцами данного ПО, а только перечисляя им деньги. Непонятно совсем, зачем мы хотим вернуть граждан в 90-е годы и вынудить их снова стоять на обочинах с рукой, протянутой к «бомбиле». От этого кому-то будет лучше? Таксопарки, несмотря на все амбиции, не могут и не смогут при всем желании обеспечить недорогими услугами наших граждан, привыкших к такси поголовно. Наши люди уже давно «ездят в булочную» на такси», — резюмировал господин Кечасов.
В заключение следует процитировать главу нижегородского УФАС Михаила Теодоровича, который, выступая на круглом столе «Опоры России», непредвзято оценил ситуацию. «Совершенно несомненно, что надо безопасность повышать, — на дорогах гибнет много людей (если взять в целом, наверное, как на небольшой войне), — согласился он. — И понятно, что какой-то свой вклад в это вносят таксисты. Понятно, что люди хотят и имеют право на более безопасное перемещение по нашим дорогам. Чего не хватает пока, мне кажется, в сегодняшней дискуссии — это цифр, аргументов, связывающих безопасность на дорогах, в том числе для пассажиров такси, и само такси, причем в категориях такси. Не прозвучало ни одной цифры. К сожалению, мы не знаем, сколько людей пострадало в интернет-такси пресловутом, в джихат-такси, в других такси, которые организуются крупными игроками… Мы не знаем масштаба явления, мы не знаем, как это явление выглядит на фоне всего другого. Возможно, занимаясь в принципе правильным делом, мы идем не туда: пытаемся строить какую-то новую дорогу, но не исключено, что делаем это ровно параллельно существующей. И проблема-то — она есть, но где-то не здесь».
Кстати, на встрече участниковрынка такси в УФАС 10 июля было сформулировано предложение создать для таксистов «карточки совести» — некий опознавательный знак (например, ламинированные карточки, прикрепленные на лобовое стекло), о чем мы сообщали ранее. Данный знак будет говорить пассажиру о том, что этот водитель обязуется регулярно проходить медицинское обследование, следить за состоянием своего автомобиля, соблюдать правила дорожного движения и прочее.