Под таким наглым девизом в Улан-Удэ вполне законно работает целая организация, дающая работу нелегальным перевозчикам
С этим просто удивительным по нашим временам фактом познакомил нашу редакцию один из бывших владельцев таксомоторной компании, пожелавший не раскрывать своего имени..Нет, ему не было страшно за свою жизнь. Ему было стыдно публично признавать свою беспомощность и бессилие в бескомпромиссной и недобросовестной конкурентной борьбе. Его компания, ранее процветавшая, меньше чем за год была разорена, и все имущество пришлось отдать за долги. По словам Николая, назовем его так, в предбанкротном состоянии находится сегодня в Улан-Удэ целый ряд предприятий, которых просто вытолкнули с рынка пассажирских перевозок ловкачи из службы заказов такси «Максим».
Демпинговый беспредел.
Все началось около года назад, когда в Улан-Удэ зашла мало кому известная служба заказов такси «Максим» с диспетчерской в далеком Кургане. Рынок пассажирских перевозок в столице Бурятии давно уже был перенасыщен различными таксомоторными предприятиями. Почти у всех были свои базы, ремонтные мастерские, парк машин, штат водителей, диспетчерская служба, программное обеспечение… Одним словом, все необходимое для эффективной, качественной работы. Тариф, или минималка, за проезд в такси для всех был одинаковым и колебался в зависимости от цен на бензин, запасных частей и прочих необходимых затрат в пределах 110–120 рублей.
И тут как гром среди ясного неба! Такси «Максим» рекламирует минималку – 75 рублей! Как говорит Николай, никто поначалу не воспринимал всерьез пришлых ловкачей. По такому тарифу работать было просто нерентабельно, себе в убыток. Но буквально через пару месяцев после агрессивной рекламной кампании такси «Максим» заказы в фирме Николая стали уменьшаться. И не только у него. У всех остальных происходило то же самое.
Принялись выяснять, в чем же дело. Оказалось, что держать низкий тариф проще простого, когда нет ни собственности, ни ответственности перед людьми и государством. «Максим» только офис в аренду в Улан-Удэ снимает для работы пяти человек, чтобы нанимать на работу водителей с собственными автомобилями. Но даже наймом это назвать нельзя, поскольку с водителя берут только скан паспорта. Никаких заявлений, записей в трудовой книжке. Вносят в свою базу данных, открывают расчетный счет, дают позывной и… оплачивай информационные услуги по вызовам по терминалу, выходи на маршрут. Все!
Никого не волнует, что у тебя с машиной, давно ли проходил техосмотр, в каком ты сам состоянии, опытный ты водитель или просто купил права. Это все твои проблемы при встрече с ГИБДД. Само собой и бензин сам оплачиваешь, и ремонт, и все, что необходимо. Отобьешь на заказах. А заказов этих – только успевай поворачиваться! Нам же с вами, уважаемые читатели, ждать выполнения заказа 10-15 минут, а то все полчаса от привычного «извозчика» не всегда удобно. Вот и находим выход, звоня «Максиму». Там машина может подъехать в течение 5 минут. А то и раньше. Откуда же взялось такое количество таксистов? И кто они, эти новоявленные специалисты по пассажирским перевозкам?
«Бомбилы» обрадовались первыми.
Извечная война между легальными таксистами, платящими налоги, и нелегальными таксерами – «бомбилами» с приходом такси «Максим» приобрела новое качество. «Бомбилы» побросали места своих обычных стоянок и ринулись выполнять заказы с минимальной оплатой. Чем стоять полдня, ожидая клиента, можно заработать на вызовах, особо не напрягаясь. Частники, подрабатывающие по ночам, тоже увидели в этом выгоду. А уж те, кто извозом лишь изредка занимался как подработкой к основному источнику дохода, тут же решили выходить на извоз чаще обычного – с заказами-то проблем нет. И это не говоря уже про тех, кого к пассажирским перевозкам вообще подпускать нельзя – пропойцы, наркоманы, уголовники, гастарбайтеры, «чайники» и просто больные люди. Но такси «Максим» принимает всех! И глухих, и кривых, и убогих! Двери открыты для нелегалов всех мастей.
Стоит ли говорить, что вскоре «машин на линии» у «Максима» стало больше, чем у всех остальных вместе взятых таксомоторных компаний Улан-Удэ. По подсчетам того же Николая, в иной день их количество доходит до 600! Всем нелегалам надо в день набрать заказов не меньше 10, чтобы что-то заработать. А это 6 тысяч вызовов! Многие работают сутками, практически не отдыхая и питаясь урывками между вызовами. Поэтому вполне допустимо, что 10 тысяч заказов в день «Максим» получает точно. Фирма Николая в лучшие времена довольствовалась 600 заказами на 100 машин. Что называется, почувствуйте разницу!
Попытка спасти бизнес.
При такой тенденции Николаю и всем его коллегам по бизнесу в сфере пассажирских перевозок не оставалось ничего другого, как снизить тариф – «уронить». В него были «вбиты» кредиты по закупке новых машин. Срок окупаемости новенького «Рено» не меньше 3 лет. А на дорогах Улан-Удэ при ежедневной эксплуатации машина гибнет за 2 года. В итоге про расширение парка машин пришлось забыть, а часть машин продать, чтобы рассчитаться с кредитом.
Само собой, пришлось оптимизировать и производственный процесс. Платить иногороднему диспетчеру оказалось гораздо дешевле, чем содержать собственную диспетчерскую службу, обслуживать серверы и программное обеспечение.
Дальше – больше. Машин стало меньше, заказы поднялись, увеличились нагрузки на штатных водителей. Им, что естественно, не захотелось продолжать трудовую вахту славного предприятия в условиях, когда можно работать чисто на себя, а не на дядю и государство с его налогами. А новых водителей приходило все меньше и меньше. Перспектива была нулевая. Оставалась только надежда на то, что «Максим», наконец, накроют правоохранительные органы и он уйдет с рынка. Но время шло, ничего не менялось, а долги за аренду, за кредиты все росли и росли, пока Николай не понял, что в скором будущем ему уже нечем будет расплачиваться по счетам.
Кому это выгодно?
По мнению Николая, такси «Максим» ведет себя как захватчик территорий, коих у этой диспетчерской конторы более 70 по всей России. Цель – полная монополия в пассажирских перевозках. Задача – вытеснение с рынка добросовестных налогоплательщиков. Всем это понятно, но никто и пальцем не пошевелил за все время существования курганских ловкачей в Улан-Удэ.
— У меня было предприятие, которое давало легальную и хорошо оплачиваемую работу более ста горожанам, – говорит Николай. – Я платил налоги в городской бюджет, был уважаемым человеком, помогал малоимущим, школам и детским садам. Неужели нашему государству такие, как я, люди стали не нужны? Неужели те, кто уходит от налогов, давая работу нелегалам, ни за что не отвечает и ничего хорошего для города не делает, нужнее властям? Не могу в это поверить! Но так получается.