Рынок таксомоторных услуг — одна из наиболее динамично развивающихся сфер пассажирского транспорта. Его регулирование — одна из современных государственных задач
Впервые за Уралом пройдет международная конференция «Современное такси». У представителей отрасли перевозок легковым транспортом это мероприятие вызвало большой интерес. В Новосибирск прибудут делегаты из различных регионов нашей страны — Москвы, Владивостока, Ростова, Смоленска, Тулы, Твери, а также почти всех городов Сибирского федерального округа. Ситуацию на рынке легкового такси анализирует директор НП «Таксомоторные Перевозчики Сибири», заместитель председателя Координационного совета профессиональных объединений такси в РФ Ирина Зарипова.
В том, как должно работать такси, разбираются все. Ведь это единственный вид пассажирского транспорта, где пассажир имеет возможность общения с водителем во время поездки. Ну действительно — никто же тесно не общается с пилотом самолета, машинистом поезда, водителем автобуса? К тому же легковой автомобиль — транспортное средство, которое знакомо практически каждому пассажиру.
Однако легковое такси — это по своему уникальный вид транспорта. Только в этом бизнесе существует устный договор фрахтования транспортного средства. Именно эта особенность определяет деятельность такси как наиболее сложную для государственного регулирования сферу пассажирских перевозок — нужны специальные нормы права и особые механизмы для того, чтобы система работала и развивалась. Также можно прибавить интенсивное развитие информационных технологий, которые, с одной стороны, сделали услугу заказа такси максимально доступной, а с другой, «размывают» само понятие такси простотой оказания похожей услуги обычными легковыми автомобилями.
Потери в прибыли .
Развитие мобильных приложений заказа такси во всем мире ставит под угрозу ведение этого бизнеса, который не выдерживает конкуренции из-за наличия специальных требований к транспортным средствам, в отличие от интернет-сервисов, организующих такую же перевозку пассажира обычными автомобилями, с обычным водителем, для которого это просто приработок.
В России, куда еще не докатилась массовая волна интернет-приложений заказа такси, похожая ситуация возникает из-за развития в последнее десятилетие так называемых диспетчерских служб заказа такси по телефону. Основной принцип бизнеса и мобильных приложений и диспетчерских служб — получение процентов от стоимости перевозки путем продажи принятых заказов в лучшем случае таксистам, а так как это трудно проконтролировать, то чаще — обычным гражданам, подрабатывающим частным извозом. При этом диспетчерскими службами устанавливаются тарифы на перевозку, а так как они не несут расходов на организацию процесса производства таксомоторной услуги, конкуренция между службами идет на понижение цены перевозки, что делает нерентабельной работу как таксопарков, так и частных таксистов.
Фактически на рынке такси произошло отделение служб заказа такси от самого такси, что приводит к изъятию 15 — 20 % прибыли, которые раньше шли на развитие процесса производства таксомоторной услуги и качественное обновление специализированных транспортных средств такси.
Постсоветские реалии .
В таких непростых условиях три года назад в России, после памятного террористического акта в Домодедово, Федеральным законом было введено государственное регулирование деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. На протяжении более двадцати лет, прошедших с момента развала советской системы такси, поменялось очень многое — такси стало действительно массовым видом транспорта, изменились условия, появились новые технологии. Но исчезли специалисты, разбирающиеся в непростых вопросах регулирования такси.
С принятием Федерального закона все полномочия по регулированию деятельности такси переданы субъектам Российской Федерации. Между тем федеральным законодательством заложены только основы государственного регулирования деятельности такси, дальнейшее развитие законодательства лежит в плоскости создания региональных систем таксомоторного обслуживания населения. При этом региональное законотворчество должно соответствовать современным реалиям и основываться на методах информационного регулирования и контроля за деятельностью такси.
О законодательных инициативах .
По состоянию на декабрь 2013 года в Российской Федерации выдано свыше 560 000 (точная цифра 484 000. Примечание портала taxilife.ru) разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковым такси, это составляет одну треть от общего числа легковых транспортных средств, так или иначе задействованных в коммерческих перевозках пассажиров легковыми автомобилями.
Проблема неэффективной реализации требований федерального законодательства в сфере перевозок пассажиров легковым такси прежде всего лежит в отсутствии полноценной системы законодательного обеспечения деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на региональном уровне, в условиях наличия у субъектов РФ всех необходимых полномочий для создания такой системы.
Как мы уже выяснили выше, речь идет о регулировании деятельности так называемых диспетчерских служб — служб вызова такси. В Государственную думу даже поступили несколько проектов законов, устанавливающих определение деятельности диспетчерских служб и их ответственность.
Таким образом, деятельность такси — очень современная, развивающаяся, инновационная сфера общественного транспорта. И, конечно, затронутые в этой статье вопросы — далеко не все, которые интересуют государство, бизнес и потребителей услуг. Но одни из главных, поскольку касаются определения законодательных принципов деятельности такси.
Источник: http://www.sovsibir.ru/