Московские таксисты 7 сентября провели митинг, протестуя против планирующегося принятия поправок в закон о такси, а также против бесконтрольной работы онлайн-диспетчерских для вызова частных водителей, таких как Uber, Яндекс-такси, GetTaxi. Участники митинга также раскритиковали деятельность депутата Госдумы, сопредседателя московского отделения Общероссийского народного фронта (ОНФ) Вячеслава Лысакова, которого назвали лоббистом интересов иностранных диспетчерских служб, работающим вопреки интересам простых таксистов.
Агрегаторы в привилегированном положении
Инициатором санкционированного митинга в Москве на Суворовской площади выступил межрегиональный профсоюз работников транспорта «Таксист». Один из организаторов акции, заместитель председателя профсоюза «Таксист» Андрей Попков рассказал «НГ», что на акции присутствовало около 150 человек, представлявших профессиональные организации, в которых состоят десятки тысяч водителей. «Мы не стали выводить на площадь всех своих сторонников, нам было достаточно того, что пришли руководители и представители всех крупнейших профсоюзных организаций отрасли. Например, выступал директор Транспортной ассоциации Московской агломерации, которая объединяет 45 тыс. человек. При этом с нами солидарны все без исключения таксомоторные компании столицы, нас до митинга поддержали Общественная палата РФ, Департамент транспорта Москвы, Министерство транспорта РФ», – говорит Андрей Попков, по словам которого в отстаивании нужных отрасли поправок сошлись интересы и профсоюзов, и простых водителей, и владельцев таксомоторных компаний.
Участники митинга нещадно критиковали подготовленный в Госдуме проект поправок в закон о такси, которые, по их мнению, не учитывают интересов водителей, а ставят в привилегированное положение лишь диспетчерские службы и мобильные приложения. Хотя сейчас именно агрегаторы являются главными организаторами перевозок такси в России, их владельцы не несут никакой ответственности за происходящее с пассажирами на дорогах. Например, онлайн-системы не контролируют состояние машин, уровень подготовки водителей и не гарантируют безопасность перевозок. Кроме того, агрегаторы могут регулировать стоимость проезда, условия работы водителей и устанавливать для них штрафные санкции.
При этом, исходя только из собственных интересов, конкурируя между собой, нередко они занижают тарифы на перевозку, игнорируя реальные затраты таксомоторных организаций. Это также бьет по официальным такси, которым приходится уменьшать стоимость проезда – в основном за счет заработка водителя. Стремясь компенсировать свои потери, которые в последнее время еще более выросли из-за повышения цен на бензин, автомобили и запчасти, официальные таксисты вынуждены перерабатывать. А это опасно повышением аварийности на дорогах страны.
Как заявили митингующие, в результате работы онлайн-агрегаторов в России, по сути, появилось две группы перевозчиков. Одна часть рынка работает по правилам официальных таксомоторных предприятий – ее сотрудники проходят регулярные технические и медицинские осмотры, переквалификацию, платят налоги, получают лицензии и страховки, причем тратят на это свои время и деньги. Другая часть рынка перевозок только получает от агрегаторов клиентов, причем ее представители несут минимальные расходы, ни за что не отвечают, а нередко не платят налогов.
Есть вопрос и к юридической чистоте деятельности агрегаторов. Они не только не несут никакой ответственности за предрейсовые осмотры привлекаемых ими водителей, но и совершенно не интересуются, насколько законна их занятость. Более того, иногда онлайн-диспетчерские могут сотрудничать с заведомо нелегальными перевозчиками, подсказывая им, как можно обойти требования российского законодательства, отмечают организаторы митинга. В этом случае получается, что онлайн-диспетчерские и мобильные приложения сами становятся крупными организаторами нелегальных перевозок.
«Нас делают рабами диспетчерских служб»
Профсоюзные и общественные организации таксистов на митинге потребовали учитывать интересы водителей, которых называют «наиболее важным звеном в бизнес-цепочке по обслуживанию пассажиров». «Законопроект в нынешнем виде закрепляет наше бесправное положение и делает нас рабами диспетчерских служб или других абонентов телефонной связи», – так организаторы акции характеризуют находящиеся в Госдуме поправки.
Особенно участники митинга были возмущены по поводу того, что поправки в закон о такси буквально в открытую лоббируются диспетчерскими службами, при этом предложения перевозчиков или игнорируются, или их рассмотрение намеренно затягивается. В связи с этим мишенью для критики таксистов стал депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, который перед избранием в парламент активно позиционировал себя как защитник прав автомобилистов. По словам организаторов акции, за время работы Лысакова в Государственной Думе различные регионы Российской Федерации предлагали несколько поправок в закон о такси. Во всех поправках авторы предусматривали введение ответственности для диспетчерских служб и мобильных приложений, однако эти проекты Лысаков, по мнению организаторов митинга, «пользуясь своей должностью», по сути, заблокировал. Как пишут представители профессионального сообщества на своем сайте, Лысаков мотивировал блокировку тем, что сам занимается выработкой нового закона. Однако в предложенном им год назад законопроекте каких-либо форм ответственности для организаторов перевозок (диспетчерских служб и приложений) так и не появилось. Более того поправки официально переложили всю ответственность за перевозку на плечи водителей, оставив за диспетчерскими службами лишь право диктовать таксистам стоимость проезда и условия работы.
Как считают представители профсоюза «Таксист» и других участвовавших в митинге общественных организаций, Лысаков как депутат не справился с той задачей, которую брал на себя, выдвигая свою кандидатуру на выборах в 2011 году. «Лысаков лоббирует интересы сетевых диспетчерских служб, которые можно назвать нелегальными перевозчиками. Они используют труд нелегалов, что в итоге разваливает таксомоторную отрасль страны, – высказывает свое мнение Попков. – Мы считаем, что Народный фронт должен исключить Вячеслава Лысакова из своих рядов, поскольку, по нашему мнению, он обманул президента Владимира Путина. Лысаков ведь лоббирует интересы тех, чьи серверы находятся в США и Германии – а это уже антигосударственная деятельность. Этим уже должна заниматься ФСБ».
Пожелания донесут до Путина
Кроме того, легальные таксисты предложили ряд мер, которые позволили бы отрасли работать комфортно, например, предложили законодательно установить штраф за неоплату проезда. «В прошлом году в Нижнем Новгороде произошли неприятные события, – рассказывается на сайте профсоюза «Таксист». – Пассажирам, не оплатившим свой проезд в такси, предлагали намазаться зеленкой. Оставляя в стороне незаконность и унизительность таких поступков со стороны водителей, хотелось бы обратить внимание, что в отсутствие регулирования закона со стороны государства происходит самосуд».
Также таксисты рассчитывают, что силовики заинтересуются деятельностью компаний, представляющихся партнерами Uber, в работе которых можно обнаружить признаки преступных деяний – например, недобросовестной конкуренции, обналичивания денежных средств, обработки персональных данных граждан РФ без их согласия. Отдельные претензии накопились у перевозчиков и к страховщикам – участники акции в своей резолюции просят проверить законность действий недобросовестных, по их мнению, компаний, которые отказываются продавать полисы ОСАГО и КАСКО для такси.
Все свои пожелания таксисты намерены донести до лидеров Общероссийского народного фронта, в частности сейчас организаторы акции готовят письмо президенту Владимиру Путину, который также руководит ОНФ. «На рынок зашел игрок с иностранным капиталом, и мы Россию будем защищать. Мы не позволим иностранным наемникам убить наш автотранспортный рынок. Начнется с такси, закончится общественным транспортом», – говорит Попков, обещая в скором будущем провести еще несколько массовых акций, которые должны привлечь внимание общества и руководства страны к проблемам таксомоторных предприятий.