С приходом тепла открыли сезон любители мопедов и скутеров. По закону теперь они обязаны иметь права. Вот только получить их в Петербурге до сих пор нельзя. И ГИБДД за их отсутствие не штрафует.
В минувший понедельник на Долгоозерной ул. молодой человек на мопеде сбил 13-летнего подростка. Пострадавший госпитализирован в состоянии средней степени тяжести.
Неделей ранее на ул. Александра Матросова 39-летний мужчина на скутере врезался в ехавший впереди него полицейский ВАЗ-2114. К счастью, он отделался легкими травмами.
Раннее тепло в этом году позволило обладателям двухколесной техники открыть сезон уже в начале марта. Одновременно открыв и сезон страшных дорожных сводок.
«Ребята стали появляться на скутерах, и чем теплее, тем больше их будет», – констатирует глава регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов.
Правами по ДТП
Этот сезон должен был стать первым, который пройдет по новым правилам. В прошлом году был принят закон, который вводит новую категорию прав – М. Она дает право на управление мопедами и легкими квадроциклами. Популярные скутеры с точки зрения технических регламентов тоже являются мопедами.
Долгое время на управление мопедами с двигателем рабочим объемом менее 50 см3 прав не требовалось. И магазины стали заполняться недорогими «игрушками» с вполне серьезными техническими характеристиками, позволяющими развивать высокие скорости. Такие «игрушки» стали мечтой множества подростков – вполне достижимой и смертельно опасной.
Взрослые тоже зачастую демонстрировали поразительную беспечность. Ведь если права не нужны – значит можно сесть за руль пьяным, рассуждали отдельные несознательные граждане.
Последствия таких рассуждений представить нетрудно. Захлестнувшая страну волна дорожно-транспортных происшествий с участием скутеров заставила депутатов в срочном порядке взяться за наведение порядка в этой сфере. Кстати, Законодательное собрание Санкт-Петербурга обращало внимание федеральных законодателей на данную проблему еще в 2012 г.
Закон не заводится
Теперь закон принят, и, казалось бы, проблема решена. Но не тут-то было. На подготовку к новым правилам закон отводил целых полгода. Окончательно он вступил в силу 5 ноября прошлого года. Однако оказалось, что учебные программы для подготовки водителей на категорию М не разработаны, а значит, получить такие права нельзя. В ГИБДД заявили, что раз так, то и штрафовать водителей скутеров без прав пока не будут.
С этим можно было смириться, ведь ноябрь – уже не сезон для скутеристов. Ожидалось, что программы появятся в январе-феврале. Но на дворе март, а на категорию М в Петербурге так нигде и не учат. Корреспондент «ПД» позвонил в центральное МРЭО Санкт-Петербурга на шоссе Революции, 85, и ему подтвердили, что сдать экзамен на права категории М по-прежнему нельзя.
Надо доводить до конца
«Странно, что этот вопрос затянулся. Надо его поднимать и доводить до логического конца», – сетует Валерий Солдунов. В сложившейся ситуации, по его словам, ответственность ложится на плечи родителей подростков-скутеристов и общества в целом.
«Это проблема для города, – соглашается депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Андрей Анохин. – Навыков и культуры вождения у молодых ребят нет, и это приводит к жертвам». Он предлагает не только восполнить законодательные пробелы, но и подумать над тем, чтобы усилить контроль над скутерами, например, ввести запрет на их покупку без наличия определенных документов или предусмотреть конфискацию скутеров на штрафстоянку за определенные нарушения.
«Множество добропорядочных водителей де-факто оказались вне закона, – добавляет региональный представитель Федерации автовладельцев России Дмитрий Клевцов. – Это владельцы скутеров, которые хотели бы получить права, но не могут этого сделать».
Текст: Александр Лобановский
Фото: Trend