В 90-е годы, когда я еще учился в школе, было совершенно все равно, ездить на частнике или на официальном такси. Легальных перевозчиков в какой-то момент стало мало, а настоящих профессиональных бомбил особо и не было — подвезти мог любой автомобилист, желающий немного подзаработать.
Но потом все начало резко меняться. В столицу потянулись выходцы из Азии и c Кавказа. Главная их задача: заработать как можно больше денег за самый короткий срок. Ничего нет удивительного в том, что многие захотели стать таксистами — ходили слухи о бешеных заработках «шоферил».
Открыть такой «теневой» транспортный бизнес не особо сложно. Убитые, но еще двигающиеся «Жигули» продают в интернете за 20 — 40 тысяч рублей. Купи автомобиль и в тот же день приступай к работе. Интересно, что сами горожане подвозить почти перестали. Большинству на работе платят достаточно, чтобы не размениваться на случайные заработки.
В начале 2000-х у бомбил наступили золотые времена. Легальных перевозчиков было все еще мало, а жители перестали быть конкурентами. Тогда же москвичи придумали неологизм «джихад-такси» — поездка на разваливающемся драндулете действительно могла оказаться последней.
А как же контролирующие органы? Нелегальных такси в Москве много — законы выживания такие же, как в косяке рыб. Вероятность, что поймают именно тебя, небольшая.
Такси без тормозов
Поначалу азиатские и кавказские шоферы буквально заполонили город. Достаточно приехать одному, как затем начинают подтягиваться все остальные родственники мигранта. А у москвичей даже появились новые страшилки — рассказы о ночной поездке на машине частника.
— Дело было зимой, нужно было добраться от дома до ресторана, — поделился опытом мой школьный друг Миша Антонов. — Тротуары заледенели, поэтому я не рискнул идти пешком, а решил сесть в машину. Не помню, правда, почему я не позвонил в нормальную службу такси — может, решил испытать удачу или деньги на телефоне кончились. Встал на перекрестке и начал голосовать. Быстро остановилась старая «шестерка» синего цвета.
По словам Миши, вначале он был доволен поездкой — удалось недорого сторговаться.
— А потом я увидел, что на перекрестке водитель тормозит ручником, — говорит мой друг. — Обычные, ножные, тормоза у него не работали! Если честно, я порядком струхнул и попросил тут же меня высадить.
Приятель вылез из машины очень вовремя! Метров через 200 бомбила врезался в столб — его занесло, когда он тормозил ручником перед машиной, выехавшей из двора.
И таких историй достаточно. При мне на перекрестке у старенького «жигуленка» с кривой бумажкой «такси» под стеклом отвалилось колесо. Оказалось, водитель заклеивал у знакомых в гараже прокол, а потом не проверил, как ему прикрутили диск. Хорошо, что авто не успело как следует разогнаться. Львиную долю авто из тусовки «джихад-такси» пора отправить на свалку или в музей.
Первые шаги.
В конце концов власти решительно начали наводить порядок. Департамент транспорта принялся оказывать экономическую помощь легальным перевозчикам. Различные преференции сделали услуги официальных компаний удобнее и быстрее, нежели у частников.
Первый серьезный шаг: введение в Москве разрешительной системы для работы таксистом. Теперь это не пустая формальность, как было до 2011 года. Хочешь легально возить пассажиров — изволь соответствовать обязательным требованиям.
Машина оформляется на юрлицо (компанию или индивидуального предпринимателя). Это не позволит перевозчикам уходить от налогов и будет дисциплинировать их: штрафы за нарушения у юрлиц на порядок выше, чем у «физиков». Кроме этого, раз в полгода машина такси обязана проходить технический осмотр. На крыше должен быть установлен оранжевый фонарь такси с шашечками. Стоимость поездки зависит только от тарифа, а не от настроения водителя. Стаж вождения — не менее трех лет. Каждый день перед началом работы шофер посещает медконтроль, а авто должно пройти контроль технического состояния.
— С 2011 года идет активная борьба за безопасность перевозки людей, — рассказал заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Дмитрий Пронин. — За это время с рынка такси ушло более 70% нелегалов. В феврале 2013 года мы начали формировать мобильные группы, отлавливающие нелегальных перевозчиков. Всего в прошлом году было создано 11 бригад. За год работы они составили почти 12 тысяч протоколов. У бомбил изъято 6102 машины.
Желтый дресс-код.
Быстро столичные власти выявили еще одну проблему: у города не было своего фирменного стиля такси.
Департамент транспорта обязал все транспортные компании, которые с июля 2013 года оформляют разрешение на работу, красить авто в желтый цвет. Взамен перевозчики получают приятный бонус: машины, соответствующие требованиям к легальному такси, могут ездить по выделенным полосам (только при наличии также желтого номера — когда авто поставлено на учет в ГИБДД как такси).
— Проехать по проспекту Андропова в вечерний час пик невозможно, — рассказал москвич Иван Самойлов. — Построенная развязка с Каширским шоссе помогает, но частных автомобилей слишком много. Раньше я сидел в машине и смотрел, как мимо меня, в объезд пробки, едут троллейбусы. А тут довелось на такси проскочить тот же участок — я проехал в два раза быстрее обычного! Это оказалось очень кстати, как раз ехал на важную встречу.
Официальные перевозчики обязаны держать на видном месте в салоне тарифы — пассажир точно должен знать, сколько он заплатит за поездку. А вот бомбилы устраивают фокусы, которые позволяют содрать за поездку бешеные деньги.
— Ехала вечером из гостей, — рассказала о своем опыте жительница Москвы Елена. — Быстро поймала машину на улице, внешне вроде бы приличную — «Форд-Мондео» или что-то вроде. Водитель заявил, что мы поедем по официальному тарифу. Я расслабилась — казалось, удалось сесть к легальному перевозчику. Но в конце пути шофер потребовал с меня 3500 рублей. Это за 40 минут езды!
Выяснилось, что минимальная стоимость поездки составляет как раз 3500 рублей. Водитель лишь прикидывался легальным таксистом (помогла хорошая машина). И только потом Елена заметила отсутствие шашечек и таксометра.
Когда едины, мы непобедимы.
Настоящим прорывом станет появление в Москве общей диспетчерской службы такси. Система, объединяющая перевозчиков, сама выберет подходящее такси. Клиент заранее лишь называет желаемый класс машины: эконом или бизнес. От этого зависит стоимость поездки.
Главный плюс новинки — скорость подачи машины. Автомобиль сможет приехать уже через пять минут.
Нелегальные перевозчики в общую базу не попадут. Быстро услуги бомбил окажутся невостребованы. Зачем стоять и голосовать на перекрестке, когда можно отправить эсэмэску или позвонить в диспетчерскую?!
Уже сейчас работают и интернет-сервисы по заказу такси. Хватит пары нажатий кнопок в телефоне, чтобы вызвать машину. Информация о поездках, проходящих через общую базу такси, записывается. Забыл на заднем сиденье кошелек или документы — единая диспетчерская поможет узнать, кто именно тебя вез. Ну а дальше вернуть забытые вещи — дело техники.
Официальные таксопарки и сейчас предоставляют такую услугу. Но где гарантия, что пассажир запомнит, услугами какой компании он воспользовался? У единой диспетчерской таких проблем нет.
Успешное партнерство.
За последнее время между столичной администрацией и компаниями такси наладилось тесное сотрудничество. Город помогает перевозчикам — строит спецстоянки для такси, предоставляет возможность ставить машины на первые линии и в аэропортах, и на вокзалах, где потребность в такси самая высокая. Предприниматели же в ответ берут на себя социальные обязательства.
Официальные компании заключили с Москвой соглашение — в случае крупного ЧП в общественном транспорте таксисты начинают перево-зить пассажиров бесплатно. Не всех, конечно, а только тех, кто не может ехать дальше из-за происшествия. Такая практика существует уже полтора года — перевозчики не раз помогали горожанам.
Такое проявление социальной ответственности понравилось жителям и гостям столицы, и практику решили внедрить на регулярной основе.
Еще большую поддержку получила инициатива легального такси на праздник День Победы, когда перевозчики безвозмездно в благодарность ветеранам за великий подвиг оказывали услуги по перевозке пассажиров.
Понятно, что бомбилы на такую благотворительность никогда не согласятся. Их цель не создание хорошего имиджа города, а заработок любой ценой.
В ТЕМУ.
Наведение порядка на рынке такси в самом разгаре. А первые результаты уже есть. За последние два года количество бомбил серьезно сократилось. Такими темпами уже в 2015 году в городе их почти не останется.
Больше всего от этого выиграют сами горожане. Ездить с официальными перевозчиками не только удобнее, но и безопаснее, быстрее и дешевле. Легальные шоферы знают город и выбирают оптимальную дорогу. Законные таксисты принимают для оплаты банковские карты — не нужно бояться, что у шофера не будет сдачи.
В таких условиях быть нелегальным перевозчиком окажется невыгодно, а добросовестные таксомоторные компании и индивидуальные предприниматели будут бороться за своего клиента, обеспечивая максимальный комфорт и безопасность.
Источник: http://www.kp.ru/