В Кузбассе ужесточили борьбу с нелегальными таксистами, которых в народе называют «бомбилами». На днях в регионе завершился очередной рейд ГИБДД. Однако, по мнению экспертов, одними карательными мерами проблему не решить — надо законодательно отрегулировать деятельность сетевых диспетчерских компаний.
Юридическое прикрытие.
По официальным данным, в Кемеровской области выдано около семи тысяч разрешений на частный извоз. По оценкам же профессионального сообщества перевозчиков, таксистов вдвое больше. А на самом деле никто точно не знает, сколько именно. Вычислить «бомбил» очень сложно: рациями они давно не пользуются, и заказы от диспетчеров получают на обычный смартфон, никаких опознавательных знаков их личные авто не имеют, а расчет ведется исключительно наличными.
Единственный способ поймать нелегала с поличным — это «контрольная закупка», однако и здесь есть свои сложности. Так, например, одна из сетевых служб такси (зарегистрированная в другом регионе) на этот случай уже разработала пошаговую инструкцию, в которой детально прописано, как себя вести и что писать в протоколе, если не повезло «нарваться» на контролера. Компания заверяет, что если действовать по этой внутренней инструкции, то юридическая защита таксисту будет обеспечена. Такая «напоминалка» приходит на сотовый телефон нелегала еженедельно.
Отобрать орудие производства.
В региональном ГИБДД по традиции делают ставку на рейды: так, за прошедшую неделю административные взыскания были наложены на 463 водителей. Но самой действенной мерой, по мнению гаишников, становится привлечение к ответственности за незаконное предпринимательство. Так, в отношении 33 водителей были «применены обеспечительные меры» — проще говоря, у них отобрали автомобили, которые поставили на платную штрафстоянку, до вынесения судебного решения.
Официально трудоустроенные таксисты эти действия приветствуют. Напомним, что в прошлом году в Кузбасской торгово-промышленной палате на собрании гильдии «Такси Кузбасса» представители транспортного сообщества сочли конфискацию очень действенным способом борьбы с нелегалами и сетевыми компаниями, работающими в других регионах и сотрудничающими с простыми автолюбителями.
Однако опрошенные корреспондентом «РГ» юристы уверены, что изымать автомобиль у физического лица незаконно. Транспортное средство могут конфисковать только в рамках расследования уголовного дела или при отсутствии на него документов. В 2012 году в Госдуме РФ рассматривались поправки в КоАП, ужесточающие наказание для «бомбил». Именно тогда шла речь о конфискации личного автомобиля. Депутаты ссылались на опыт Республики Беларусь, где эта мера зарекомендовала себя как очень эффективная. Но поправки так и не были внесены, поскольку они вступали в противоречие с рядом федеральных законов.
Кредиты и голодные дети .
У «бомбил» же — своя правда.
— Люди идут таксовать в основном от безысходности — в связи с потерей работы или переводом на неполную занятость. Почти у каждого «бомбилы» есть невыплаченный кредит или ипотека, — рассказывает бывший нелегальный таксист Юрий. — Я сам остался без работы и без денег, а сидеть дома на шеи у жены было стыдно. Решил попробовать, пока снова не трудоустроюсь на постоянной основе, чтобы деньги на продукты хотя бы были. Те, кто оказался в тяжелой финансовой ситуации, вообще проводят за рулем сутки напролет, спят в машинах в ожидании заказов. Мне удалось поработать в двух крупных сетевых компаниях, и с уверенностью могу сказать, что это не «бомбилы» зарабатывают на пассажирах, а сетевики на «бомбилах».
По словам Юрия, такие компании ничего не вкладывают в свой бизнес, все расходы — это программное обеспечение для смарфонов и крохотные зарплаты диспетчеров. Вопросы безопасности никого не волнуют в принципе.
— При трудоустройстве у меня попросили паспорт, водительское удостоверение, полис ОСАГО, свидетельство о регистрации транспортного средства и сфотографировали машину. Медицинскую справку не просили, никакого предрейсового осмотра нет. Самая распространенная схема оплаты — ты кладешь деньги на телефон, и с каждой поездки с тебя снимают десять-пятнадцать процентов от стоимости поездки. Пассажир расплачивается с тобой наличкой, которую ты забираешь себе. Нет поездок — со счета деньги не снимаются. Но если ты принял заказ, а потом отказался от него, — штраф, который может превышать стоимость самой поездки. Как правило, в сетевых компаниях люди таксуют несколько месяцев и бросают. Кто-то находит постоянную работу, кто-то понимает, что здесь не заработаешь. Либо, наоборот, водитель «обрастает» своим клиентами, которые ему платят, поэтому нет смысла светиться и делиться деньгами с сетевой компанией, — раскрывает подробности Юрий.
По расчетам таксистов-любителей, заработать обещанные тридцать тысяч рублей в месяц в сетевой компании можно, только если выполнять минимум семнадцать-двадцать заказов в день, то есть проводить за рулем больше десяти часов кряду. Говорить о безопасности в таких условиях, разумеется, не приходится.
Взяться за диспетчеров.
На прошлой неделе депутаты областного Совета Кемеровской области обратились в Госдуму. «В органы государственной власти Кемеровской области постоянно поступают жалобы от легальных перевозчиков о большом наличии нелегальных такси в регионе, а также о низком качестве перевозок при заказе автомобиля через сетевые диспетчерские службы. Усилия органов власти по пресечению деятельности нелегальных перевозчиков дают точечные результаты и не несут масштабного и системного характера. Количество нелегальных перевозчиков в сфере такси неуклонно растет. Более того, начался переход легальных таксистов в нелегальные», — говорится в обращении.
При этом, по словам кузбасских депутатов, деятельность диспетчерских служб законодательством не урегулирована. Ни в одном нормативном правовом акте не введено понятие этого вида деятельности и не определены четкие требования к безопасности перевозок. Вся ответственность за нелегальные перевозки пассажиров возлагается только на водителя.
Действующая нормативная база ставит неофициальный бизнес в более выгодное положение, так как штраф, который может заплатить нарушитель за незаконную предпринимательскую деятельность, составляет от 500 до 2 500 рублей, а штрафы для легальных перевозчиков варьируются от 10 000 до 100 000 рублей. «Отсутствие определенного правового статуса диспетчерских служб в сфере перевозок легковым такси нарушает права законопослушных предпринимателей и формирует недобросовестную конкуренцию», — констатируют парламентарии и просят коллег из Госдумы сбалансировать штрафные санкции за нарушение требований законодательства к осуществлению перевозок пассажиров и за предпринимательскую деятельность без специального разрешения.
Источник: http://www.rg.ru/