Психология бомбил … и не только

«Русская планета» — о том, как работают таксисты в Ростове-на-Дону

Бомбила — словечко из сленга фарцовщиков, которое приклеилось к таксистам, работающим без лицензии. Им заранее приписывают недобросовестность, жадность, рискованность на дорогах. Бомбил зачастую путают с таксистами-частниками, у которых есть лицензия, но они не привязаны к какой-либо диспетчерской службе и выжидают клиентов у вокзалов, торговых центров, остановок. «Русская планета» поговорила с ростовскими таксистами, работающими с лицензией и без, о тарифах, нелегальном извозе, шоферской романтике и безопасности на дорогах.

«Если меня цена не устроила, я стою»

Железнодорожный вокзал. Платная парковка. По утрам здесь собираются таксисты старой закалки, которые работают лет тридцать. Тут что-то вроде профсоюза. Машины берут клиентов по очереди. Новичкам не радуются. Разговаривать не хотят. «Мы люди тихие. Что о нас писать?» Профсоюз «старичков» советует пообщаться с молодыми.

Молодого зовут Женя. Ему 38. Работает таксистом восемь лет. Стоит особняком. На машине наклейка: «Не верь женщинам и тормозам». Лицензию когда-то делал, но надоело обновлять. Не боится ни штрафов, ни клейма бомбилы, вообще, ничего: военный опыт и бизнес в 90-х. Собирается в Луганск «чисто отдохнуть». Выцветшие татуировки на руках, сделанные в армии, и желтые зубы выдают бывалого.

– Не обидно, когда тебя бомбилой называют?

– Нет. Мне даже нормально, — отвечает Женя, — я лучше буду бомбилой, чем на кого-то работать за копейки.

– А штрафы платить за отсутствие лицензии?

– Ловили меня несколько раз. Выписали — ни разу не выплачивал.

– Почему ты стоишь на ж/д вокзале? Почему не аэропорт? Клубы? Магазины?

– Тут интереснее. А вообще, мне без разницы. Не сегодня, так завтра могу по России поехать. А в аэропорту и без меня людей хватает.

– Не пускают?

– Просто законы знаешь. А то там быстро колеса порежут.

– У тебя было такое?

– Нет. Я-то знаю свое место.

– Ты бы резал колеса, если новичок пришел?

– Мы бы с ним поговорили, он бы понял и уехал. Но сейчас тут воришек нет. Стоянка-то платная.

– Почему они воришки?

– Приедут типа, как на заказ, а на самом деле не на заказ.

 

– Не обидно, что парковка платная стала?

– Мы всегда платили. То бандитам, то полиции. А сейчас законный рэкет (смеется). Ну, вообще, все равно. Но бандитам мы платили меньше. Раз в месяц оплату делаешь. Нас где-то 69 человек. С каждого по 2000 рублей.

– Как вы формируете цены?

– Сейчас бензин подорожал, газ подорожал. Километраж идет — 30 рублей. По центру — 500 рублей в среднем. Едут в любом случае. Никто не хочет опаздывать.

– Что ты гарантируешь пассажиру за такую цену?

–  Он будет в большей безопасности со мной, чем поедет по заказу. Каждый пятый попадает в аварию. Допустим, человек не спит, ему надо план выполнить. А пока он эти копейки соберет… И себе же надо что-то оставить. Зачем такая работа? Я не мотаюсь туда-сюда. Если меня цена не устроила, я стою.

– И сколько в день зарабатываешь?

– Где-то 3000 рублей выходит. Если бы я по заказам работал, то это нужно было бы убиться, чтобы столько заработать. По пробкам. По жаре. Еще бывают такие пассажиры дотошные.

– Пассажиры обвиняют таксистов в жадности, а таксисты, наоборот.

– Жадные, у кого много денег. А простой человек он, вообще, не жадный. Простой человек работает и знает, как таксистам приходится. Ему не жалко.

В пресс-службе УГИБДД по Ростовской области рассказали «Русской планете», что за текущий период 2014 года на территории Ростовской области личным составом подразделений ГИБДД было привлечено к административной ответственности 154 водителя легковых такси без лицензии. Они подчеркнули, что в связи с высокими санкциями за данные нарушения (штраф 5000 рублей), количество нарушителей в этом году по сравнению с 2013 годом заметно снизилось.

«Мне никто не поможет»

Главный автовокзал. Полдень. Арам — таксист с более чем 30-летним стажем. Согласился со мной поговорить от скуки. Все ожидания о чудесных байках рухнули. Всякое было… Отбивался… У каждого таксиста есть пара полукриминальных историй, но рассказывать их они не любят. Зато с удовольствием жалуются: пробки, полиция, дорогой бензин, неблагодарная и опасная работа.

– А ты будешь писать, что это опасная профессия! Сколько таксистов пропадает! И никто их не ищет. Вот третий год пошел, как Пивасика нет. Человек поехал и пропал! Все кричат, что цены поднимаем! Вот как сейчас говорят, что таксисты на Украине подняли цены. А не говорят, что они рискуют жизнью. Он едет мимо военных, которые его застрелить могут. Ну, поднял человек цену, ну что теперь делать? Или гололед? Как мне не поднять цену? Ехать за копейки, мерзнуть? Мне никто не поможет, — на табличке у Арама помимо межгорода отдельно написано: «Украина». — Вот сейчас беженцы бегают, мы их со скидкой возим.

 

– И какая скидка?

– Ну, какая? Что у человека есть. Если у человека денег нет, ну что сделаешь?

– А лицензия есть?

– Без лицензии вот ларьки стоят. Такси без лицензии не бывает. Все с лицензиями ездят (показывает мне лицензию). Кто-то рискует, пусть рискует. Дураков много.

Поля, луга, романтика…

Арам отвлекается на потенциальных пассажиров. Те торгуются с ним. Не договорившись о нужной цене, уходят.

– Какая была репутация у таксистов в Советском Союзе?

– Да, никакой. Их тогда не любили и сейчас не любят.

– Почему?

– А за что их любить? Кто кого сейчас любит? Обслуживающий персонал никто никогда не любил. Единицы благодарят. А основная масса кричит: «Сколько ты с меня сдерешь»?

– Так зачем вы в такси пошли?

– Нравится мне возить людей. Смотреть города, поселки, области, — Арам не ездит по городу. В сезон — только межгород. — У меня расход топлива большой. Машина дорогая. Зачем мне надо, чтобы меня кто-нибудь стукнул? Пробки. Жара. Межгород, может, более рискованно, я же не знаю, кого беру.

– Бывают ли у вас конфликты с клиентами, небезопасные ситуации?

– Были, как не быть. Пытались конфликтовать тут, но не смогли. Я же уже давно в такси работаю, я человека вижу насквозь. Что ему надо. И надо ли ехать вообще.

– Кого не посадите в машину?

– Грязного не возьму. Хоть что пусть дает. Пьяных не беру тоже. Я поэтому с диспетчерской не могу работать по заказам. Мне нужно посмотреть на человека, прежде чем его взять. Или с собакой. Еще с чем-нибудь. В такси работают разные люди. Посмотри на того таксиста, — указывает Арам. — Шкарбан! Концы с концами сводит. Машина разбита. В любой работе нужно иметь мозги.

– Какие мозги нужны таксисту?

– Ну, смотри, поеду я сейчас на Чкаловский за 300 руб. Обратно вернусь пустой. Туда-обратно за два часа. А за два часа меня не устраивают 300 руб. Я жду своего. Я могу за 2 часа заработать 1500 рублей. Зачем мне 300, если я могу 1500 заработать? Я выжидающий таксист.

– А таксист, который берет каждого, он проигрывает?

– Он тоже не проигрывает. Может ему километраж нравится такой. Каждому свое. Так же, как и на ж/д вокзале, здесь действует профсоюз — правила бригады. Собираются толпой и обсуждают, чтобы машины были чистые, все с кондиционером, водители чистые и бритые. Кто не хочет, мы их «увольняем». Говорим, чтоб больше не приезжал. Не раздражал, раз не выполняет правила бригады. Очень много таких случаев.

– Так за что вы любите свою работу?

– Ты живешь в этой суете, а за город выезжаешь — там поля, луга, деревья, речки. Всю романтику видишь. А в городе, какая тут романтика? Что ты видишь, светофоры? И все!

 

«Для клиента лицензия — не аргумент»

Частники с предубеждением смотрят на таксистов, работающих с диспетчерскими. Называют их бомж-таксистами, согласными ездить по низким ценам, пробкам, жаре, работать по 12 часов. В глазах частников интенсивный график, а вовсе не отсутствие лицензии, делает услуги таксиста небезопасными. Бомж-таксисты же сбили цены таксистам-частникам, приучив ростовчан ездить по предельно низким тарифам. Однако именно диспетчерские службы сделали такси доступными для большинства людей.

Между тем, без лицензии работают и по заказам, что и доказала общественная организация «Стоп Бомбила», которая проверяла водителей компании «Лидер» на наличие лицензии. Активисты клеили красные наклейки с надписью «Я — бомбила. Мне плевать на всех» на автомобили водителей без лицензии. На своем видеоканале они сделали программное заявление: «ФЗ № 69 не работает, так как до 90% всех таксистов в России продолжают работать без разрешения! Никто не следит и не регламентирует пассажирские перевозки в такси, пассажиры каждый день подвергаются опасности, потому что приходится ездить не понятно с кем и не понятно на чем!». Ни полиция, ни компания «Лидер», водителей которых проверяли, на активистов никак не отреагировали.

Об особенностях работы таксистов с диспетчерскими рассказала Оксана Синанова, руководитель отдела маркетинга компании «Лидер»:

– «Лидер» работает как диспетчерская и дает заказы водителям. У таксистов есть два варианта оформления лицензии: оформить на себя ИП или заключить договор с индивидуальным предпринимателем. Если водитель ездит без лицензии, то по закону он сам несет ответственность. Другой вопрос — насколько это интересно клиенту? Во всех компаниях есть таксисты без лицензии. Не рентабельно держать таксопарк только с лицензированным такси. В Ростове была такая компания. Она закрылась. Потому что это не выгодно, прежде всего, клиенту, так как с рынка такси уходят люди. Спрос начинает превышать предложение, что приводит к повышениям цен. Люди, которые работают без лицензии, зачастую в такси временно. Для них — это непостоянная работа. Налог на такси достаточно высок. Временные таксисты быстро уходят с работы. У тех, кто таксует постоянно, как правило, есть лицензия. Конечно, спокойнее работать с документом. Но для клиента лицензия — не аргумент. Да, лицензированный таксист должен по утрам проходить медицинский осмотр, но это тоже не гарантия. Что касается качества обслуживания, то это регулируется так: мы проверяем жалобы, которые поступают на таксистов. Здесь играет роль человеческий фактор. Поступает к нам на работу «белый и пушистый», а потом на него клиенты жалуются. У нас есть черные списки как таксистов, так и клиентов.

http://rostov.rusplt.ru/index/O-tom-kak-rabotajut-taksisty-v-Rostove-na-Donu-12123.html

Похожие новости