Количество аварий на российских дорогах с участием водителей-иностранцев совершенно не сочетается с указом президента сократить до нуля уровень смертности в ДТП к 2030 году: только за семь месяцев этого года иностранцы за рулем становились причиной автопроисшествий 5040 раз. Федеральное агентство новостей узнало о параллельных законопроектах от Совета Федерации и Государственной думы, которые призваны сократить количество лихачей с иностранными правами на российских дорогах.
Министерство внутренних дел Российской Федерации особенно беспокоится из-за водителей родом из Киргизской Республики, Таджикистана, Узбекистана и Республики Беларусь: в Москве они за этот год стали участниками 21% всех ДТП, в Петербурге — 12% происшествий, все — с пострадавшими. В ведомстве отмечают — водители из этих соседних с Россией стран неудовлетворительно знают наши правила дорожного движения и не справляются с дорожной обстановкой мегаполисов.
В октябре прошлого года водитель из Казахстана вез жителей Узбекистана и проигнорировал светофор при подъезде к железной дороге. В итоге — столкновение с поездом, 16 трупов, двое детей в реанимации и еще больше десятка пострадавших. Под новый год водители автобуса и легковой машины — южане — не поделили место у остановки в Москве — пострадали три человека, которые ждали свой транспорт. В сентябре водитель из Киргизии использовал свой Volkswagen Polo в драке и в прямом смысле наехал на обидчиков — трое погибли на месте, десять пострадавших увезли в больницу.
«Они — неаккуратные водители, — отзывается об иностранных автомобилистах эксперт ФАН Александр Холодов, участник Совета межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора».
Одно дело, когда человек учился и получал права в оживленном мегаполисе с насыщенным трафиком, и совсем другое — если он в горном ауле или в степи, обгоняя ишаков, показывал свое мастерство, и потом, получив права, пытается на маршрутке ехать по крупному городу. Права вроде как одинаковые, а уровень мастерства — вряд ли.
Мало того, что уровень их подготовки вызывает сомнения, так у них еще и уровень ответственности не такой, как у наших водителей. Гражданин России понимает, что в случае аварии на него могут подать в суд, высчитывать деньги из зарплаты, заставить выплачивать за увечья и так далее.
А у этих товарищей один ответ — уехал домой и все, вопрос закрыт. Когда их лишают прав, многие умудряются уехать на родину, поменять транслитерацию фамилии на одну букву — и получить дубликат [прав]. Над ними нет дамоклова меча в виде ДТП с последствиями, потому и к вопросам вождения они относятся безалаберно».
Нелестный термин «обезьяна с гранатой» перешел от начинающих автоледи за рулем к водителям маршруток, городских автобусов и такси.
«Если я вижу, что маршрутка резко сворачивает к обочине, делает непредсказуемые движения по полосе из стороны в стороны — можно поравняться с водителем и посмотреть: чаще всего там сидит гость нашего города и подсчитывает деньги за проезд, — отметил в беседе с ФАН Валерий Солдунов, председатель Всероссийского общества автомобилистов.
Не могу сказать, что с нашими русскими водителями этого не происходит, но знаю, по опыту моих коллег, что такие поступки со стороны приезжих случаются чаще. Возможно, это пренебрежительное отношение к нашему закону, а может, нежелание следовать правилам дорожного движения — хотя бы этому их стоит научить».
Не только нам страшно на дорогах: член Совета Федерации Ахмат Салпагаров и депутат Госдумы Михаил Старшинов 21 сентября внесли проект изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и предложили запретить владельцам иностранных национальных и международных водительских удостоверений вести предпринимательскую и трудовую деятельность на территории России, если она связана с вождением на наших дорогах. Еще один пункт законопроекта предлагает ввести переходный период для обмена иностранных прав на удостоверение российского образца — на это иностранцам дадут полгода.
«С учетом того, что практическая сторона вопроса обмена иностранных национальных водительских удостоверений на российские удостоверения уже в достаточной мере отработана и многие автомобильные перевозчики успешно справляются с задачей по переподготовке водителей, то данный период представляется реалистичным и обеспечивающим благоприятные условия как для водителей, так и для перевозчиков», — говорится в тексте пояснительной записки к законопроекту.
«Срока в полгода для перехода на удостоверения российского образца должно хватить, — прокомментировал ФАН один из авторов проекта Михаил Старшинов. — Все нормальные люди успеют переучиться и переоформиться за этот период. Мы ожидаем, что введение этого законопроекта повысит уровень безопасности на дорогах».
Напомним, сегодня российский закон разрешает становиться водителями на общественном транспорте гражданам Киргизской Республики, а также гражданам государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального. Выходить, а точнее, выезжать на работу на улицы российских городов они могут со своими иностранными правами. Именно эту возможность предлагают ограничить.
Проект Салпагарова-Старшинова уже находится на рассмотрении в думском комитете по транспорту и строительству. Как стало известно ФАН, в Госдуме параллельно готовится собственная инициатива: глава комитета Евгений Москвичев скоро выступит с предложением запретить мигрантам с иностранными правами работать в российских службах такси. Во вторник, 25 сентября, он рассказал коллегам о планах работы комитета на осеннюю сессию, в которые входит и этот законопроект.
«За последнее время на легковом такси есть много дорожно-транспортных происшествий и есть жалобы пассажиров — что водитель не знает, куда ехать, водитель не знает русского языка, поэтому мы не можем не заниматься этим вопросом, — заявил депутат.
Мы в Госдуме создали рабочую группу, внесли новый законопроект о легковом такси, где хотим расписать подробно всех агрегаторов, все структуры, которые появились сейчас, но не несут ответственности за безопасность пассажира, а также прописать вопрос режима труда и отдыха водителей.
Помимо этого, мы сейчас думаем над тем, чтобы ввести квоту на иностранного водителя легкового такси, а может и вообще запретить в России в такси работать иностранцам. Мы считаем, что для работы в такси человек должен пройти экзамены и снять все вышеперечисленные вопросы».
Да, мы тоже считаем, что шутки про таксиста из видеоролика «Рублинштейна, 24» должны остаться в YouTube, а водитель обязан знать российские, а не свои собственные правила дорожного движения. По различным экспертным оценкам, в сегодняшней Москве 30-40% водителей такси — иностранцы с водительскими удостоверениями своих государств. В подавляющем большинстве случаев ночью по вызову через мобильное приложение за вами приедет «гость города», уроженец из сопредельного государства.
«Водители из Белоруссии и Украины — более адекватные люди, владеющие русским языком, — делится своим мнением с ФАН Виктор Соловьев, директор по развитию ГК «Петербургское такси 068». — Люди из Средней Азии, выросшие еще при СССР, тоже вполне адекватны — а вот молодежь оттуда мало что русского языка не знает, так и практически вся на стимуляторах вроде спайса.
Они поэтому и не попадают в нормальные таксомоторные компании, а идут в компании по сдаче автомобилей в аренду — потому что тем все равно, кому сдавать машины. Я каждый день получаю сводки со всей России о ДТП или преступлениях с участием таких водителей в разных городах».
Одного такого таксиста отлично запомнили гости Чемпионата мира по футболу в России: в июне уроженец Киргизии въехал в толпу прохожих в центре Москвы и сбил восемь человек — пострадали мексиканцы и украинка. Водитель рассказал, что спал два-три часа, к моменту аварии был уже 20 часов за рулем, «вырубился на секунду», а очнувшись, перепутал газ с тормозом.
«Сейчас Uber, «Яндекс.Такси» набирают людей, не зная, кто будет сидеть за рулем, — говорит эксперт ФАН Валерий Солдунов. — И ответственность должна лежать именно на операторах, которые принимают на работу водителей.
Мы проводили такой эксперимент в Петербурге: я звонил в прямом эфире службам такси и устраивался на работу. Для этого мне было достаточно прав, паспорта и денег. В этой сфере нужен определенный контроль, но полностью запрещать работать в ней иностранцам нельзя, потому что сегодня вызвать такси — это удобный и нужный сервис.
Нанять водителя из сопредельных государств — это, может, и правильно, такая экономия здесь должна быть. Только насколько это будет влиять на безопасность нашего передвижения — вот вопрос.
Для того, чтобы он качественно выполнял свою работу и перевозил людей, необходимо, чтобы он знал правила дорожного движения, имел навыки вождения транспорта в непростой дорожной российской ситуации. Для этого необходимо пройти курсы и получить удостоверение, которое соответствует нормам вождения у нас в России».
По мнению эксперта ФАН, российские автошколы сейчас так сильно перегружены, что переучить в них иностранных водителей за полгода (как запланировано законопроектом) маловероятно. Валерий Солдунов предлагает подключить общественный контроль к процессу переподготовки иностранных водителей — чтобы их не обирали зря российские знатоки сравнительно честных способов отъема денег.
Пользуясь безответственностью агрегаторов, таксисты выкручиваются, как умеют: в этом году сотрудники ГИБДД остановили водителя с 21 монитором в машине. «Когда ты одновременно Алиджон с Uber, Мурад с Gett и Валерий Иванович с «Яндекс.Такси», — шутили авторы Telegram-канала Mash.
«Закон о такси уже который год лежит в Госдуме, — сетует Виктор Соловьев. — Было бы неплохо ввести дополнительные нормы: лицензирование водителей или отметки в водительских удостоверениях. Но это будет действенно только вкупе с жесткой ответственностью агрегаторов, а пока она не регулируется — это бесполезно».
Думский комитет по транспорту обещает заняться этим регулированием текущей осенью. Как сообщил ФАН автор внесенного законопроекта, в случае появления параллельного проекта в комитете они готовы вместе поработать над текстом документа.