С 1 сентября в Украине начало дорожать такси: в среднем по стране тарифы поднялись на 10-12%. А столичные компании повысили сумму минимального заказа с 25-28 до 30-35 грн, сообщил «Вестям» глава Таксомоторной ассоциации Андрей Антонюк.
Массовое подорожание всевозможных товаров и услуг не обошло и харьковские службы такси. Теперь любители передвигаться по городу с комфортом вынуждены платить по новым ценам.
Таксисты утверждают, что всему виной стремительное подорожание топлива, запчастей. И предупреждают — подорожание не последнее, ближе к зиме тарифы вновь поползут вверх.
Клиенты не испугались
Главный удар по ценам произошел в основном за счет «минималки». Если раньше на короткое расстояние (обычно до 5 км) можно было съездить за 20 грн, то сейчас вас довезут не менее, чем за 30 грн. Но тут у каждой службы свой подход: кто-то сохранил минимальный тариф на уровне 20 грн, но при этом уменьшил и минимальное расстояние с 5 до 3 км (таким образом, все равно стоимость поездки будет составлять около 30 гривен), а кто-то повысил до 30, оставив минимальное расстояние в 5 км. Стоимость же последующего километра практически у всех осталась, как и раньше 3-3,5 грн.
«Наша служба последний раз повышала тарифы чуть больше года назад. За это время цены на газ и бензин выросли в два раза. Стоимость надо было поднимать давно, но мы боялись потерять клиентов, так как остальные службы придерживали подорожание», — рассказывает директор одной из служб Елена Сухова.
По ее словам, поднятие тарифов клиентов не отпугнуло. «Цена на пассажиропоток не повлияла, — говорит Елена. – Заплатить за поездку на 3-4 гривны больше, чем раньше, для клиента, который постоянно пользуется услугой, не так уж и больно. Повлияла больше ситуация в стране. Когда началась эта неразбериха, услугами такси стало пользоваться гораздо меньше харьковчан».
Вслед за поднятием стоимости минималки, подорожали и сопутствующие услуги служб такси. В частности, примерно на 15-20 грн подорожала услуга «Трезвый водитель» (на вашей же машине вас доставляет в нужное место водитель такси — Авт.), которая считается обычно по тройному тарифу. Также повысились цены на услуги «АвтоSOS» (некоторые службы такси предоставляют услуги эвакуатора).
«Раньше при стоимости дизельного топлива в 8,50 грн. за литр наши услуги стоили 270-300 грн. Сейчас же топливо стоит уже 16,30, а услуга подорожала всего до 350 грн. Мы просто не можем поднять еще цены, люди не будут пользоваться нашим сервисом», — сообщили «Вестям» в одной из служб.
К старым доходам не вернуться
Именно покупательская способность, поясняет председатель профсоюза таксистов Харькова Сергей Старцев, заставляет перевозчиков придерживать цены. По его словам, о рентабельности бизнеса 2-3 годичной давности в службах такси уже даже не мечтают.
«Нынешнее подорожание все равно не вернет прежних заработков. За последние полгода цены на бензин выросли на 6-7 грн., на газ на 3 грн. Для того, чтобы выполнить средний заказ (около10 км) требуется около 1, 5 литра газа. Чтобы говорить хотя бы о какой-то рентабельности, то стоимость поездки должна быть увеличена хотя бы на 4,5 грн.», — говорит Старцев.
Он также предполагает, что с учетом постоянного повышения цен на запчасти и горюче-смазочные материалы, это не последнее поднятие тарифов. «Это еще не предел, вполне вероятно, что ближе к зиме будут еще повышения», — предположил Старцев.
Сами же таксисты утверждают, что работают чуть ли не в убыток. При этом на харьковских дорогах с каждым днем появляется все больше конкурентов.
«Я давно уже зарабатываю чисто на газ и на запчасти, но где сейчас работу другую искать. Плюс еще «бомбил» стало в два раза больше, — ругается таксист Андрей. – Мы и так боремся за каждого клиента, плюс еще отлистываем за заказы в службу такси. А тут по-наглому, прям перед носом, бац и снял с обочины потенциального заказчика и без всяких доплат». Харьковчане утверждают: возят их таксисты или «бомбилы» — без разницы, все ищут варианты подешевле. «Я, если задерживаюсь на работе, беру такси и мчусь за ребенком в садик, — говорит харьковчанка Марина. – Раньше платила по тарифам, а потом договорилась с одним из водителей и он меня возит на 10 грн. дешевле, в перерывах между заказами. Пока цены еще не повышал».
Наряду с частными перевозками, дорожает и общественный транспорт. Буквально две недели назад на 1-2 гривны подорожал проезд практически во всех пригородных маршрутках. Будут ли повышать цены в харьковских автобусах, пока неизвестно. Перевозчики говорят, все зависит от того, будут ли снова расти цены на топливо.
«Пока терпим и будем дальше следить за ценами. Все зависит от того, будет ли дорожать топливо дальше. Мы понимаем, что цены на проезд и так высокие, но от нас мало что зависит, мы уже на пределе», — сообщил «Вестям» владелец одной из самых крупных в Харькове компаний-автоперевозчиков Рафик Гадиров..