Поздним вечером Григорий вызвал для своей знакомой такси. Приложение «Яндекс.Такси» давно было загружено в его телефон, и мужчина часто им пользовался. Для девушки поездка по Москве в машине категории «комфорт плюс» должна была пройти быстро и удобно. Ехать предстояло всего 15 минут. Но каждая из них оказалась мучительной для красивой пассажирки.
Как только девушка села в салон автомобиля, водитель начал странный разговор. Он задавал кучу вопросов: куда пассажирка едет (хотя адрес был указан в заказе), зачем ей туда нужно… Затем вообще стал настойчиво уговаривать девушку ехать в центр Москвы — покататься. Хотя центр находился совсем не в том направлении, куда собиралась знакомая Григория. Стоит ли говорить, как ей было страшно! К счастью, всё закончилось нормально, водитель всё-таки привёз девушку по адресу.
— Я всегда спрашиваю своих друзей, как прошла поездка, если вызываю для них такси. Потом ставлю рейтинг водителю, — поясняет Григорий. — Когда я узнал от приятельницы, как всё прошло, то страшно разозлился. Для девушки это был стресс, но она не хотела заниматься разбирательствами. Ей было не до пересудов, когда говорят, что нечего поздно вечером ездить в такси.
По словам Григория, он решил взяться за этот случай, чтобы его близкие — сёстры, подруги, знакомые, — садясь в такси, чувствовали себя в безопасности. И чтобы он «мог вызывать такси людям и поездка не оказалась для них стрессом».
Григорий тут же отправил отзыв в службу поддержки «Яндекс.Такси». Спустя час-другой пришёл ответ. Сотрудник извинился за недопустимое поведение водителя и заверил, что начался процесс внутренней проверки.
— Я был взбешён ответом. В моём понимании, если пассажир сообщает, что ему грозила опасность и он подвергался домогательствам, то такого водителя должны сразу же отключить от сервиса, а только потом разбираться, — говорит Григорий.
На следующий день ему позвонил сотрудник службы поддержки «Яндекс.Такси» и сообщил, что водителя заблокировали.
Григорий поделился своей историей на странице в «Фейсбуке». Это случилось всего несколько дней назад.
В социальных сетях немало подобных рассказов. Например, шеф-редактор издания The Village Ольга Проскурина пишет в «Фейсбуке», что удалила приложение «Яндекс.Такси» из-за очередной истории с сексуальным домогательством водителя. Пострадавшая — подруга Ольги.
«Водитель хватал меня за руки и предлагал их согреть»
Осенний вечер пятницы Анастасия проводила в компании друзей в уютном ресторане в Санкт-Петербурге. Шутки, смех и веселье продолжались далеко за полночь. Девушка решила, что пора домой, и привычно вызвала «Яндекс.Такси». Настя много лет пользовалась услугами этого агрегатора.
Девушка подошла к машине и дёрнула за ручку задней двери, но та не поддалась. Молодой водитель настойчиво предлагал сесть рядом с ним. Но Настя настояла, что сидеть она будет на заднем сиденье.
Ничто не предвещало беды. Водитель сказал лишь пару комплиментов. В поездке девушка не заметила, как маршрут изменился и она оказались в районе частных построек. Таксист внезапно остановил машину на глухой дороге и объявил, что маршрут закончен. Он заблокировал двери, повернулся и стал гладить ноги девушки, пытаясь засунуть пальцы под голенища её сапог.
Перепуганная пассажирка старалась убрать чужие руки от себя, но водитель схватил её ладони и потянул к себе со словами: «Какие холодные, давай я тебя погрею». Настя пыталась увернуться и убеждала жуткого поклонника, что у неё уже есть парень и ей ничего не нужно. Девушка настаивала, чтобы водитель отвез её по нужному адресу. Мужчина согласился лишь тогда, когда рядом с ними проехала патрульная машина полиции.
В службу поддержки Настя обратилась сразу же, как зашла домой. Позже сотрудники «Яндекс.Такси» заверили девушку, что таксист уволен. Настя написала заявление в полицию, но там с неохотой взялись за дело: свидетелей нет, самого факта изнасилования тоже. Позже из полиции пришёл ответ, что мужчину депортировали на родину.
Но есть и более страшные истории. Водитель «Яндекс.Такси» в Петербурге в ночь с 7-го на 8 апреля довёз женщину до нужного ей адреса, но не выпустил из машины. Вместо этого он стал угрожать и приставать к своей жертве. Всё закончилось изнасилованием. Утром потерпевшая написала заявление в полицию.
Другая похожая история произошла в Саранске. В ночь на 7 июля 2017 года девушка возвращалась домой на машине от «Яндекс.Такси». Водитель всячески пытался завести с ней разговор. Внезапно он свернул с маршрута и заехал в гаражный кооператив, где изнасиловал пассажирку.
Не все истории, которые попадают в новости, связаны с «Яндекс.Такси». Но это один из крупнейших агрегаторов, так что неудивительно, что большинство жалоб — на него.
В прошлый понедельник жуткая история произошла с белорусской певицей Ольгой Жуковой. После вечеринки в клубе певец Пьер Нарцисс поймал для артистки машину. Сообщалось, что это было «первое попавшееся такси».
По словам Жуковой, водитель пытался её изнасиловать. Девушка сопротивлялась, и тогда мужчина ударил её по лицу, а затем вытащил за волосы из машины и стал избивать.
В тот же день в Нижнем Новгороде официант одного из отелей (мужчина!) заявил о том, что его изнасиловал таксист, который вёз его после рабочей смены. Официант заявил о произошедшем в правоохранительные органы, проводится проверка.
Поездка как рулетка
— Когда пассажиры пользуются услугами диспетчерской компании, такой как «Яндекс. Такси», ожидать, что им попадётся нормальный водитель, всё равно что играть в лотерею, — говорит член координационного совета общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов. — Может попасться абсолютно адекватный водитель, а может такой, к которому девушка никогда не села бы в машину. Диспетчерские компании оказывают лишь посреднические услуги. Они получают заказ и отдают его тем, кто прикреплён к их системе.
По словам эксперта, у пассажиров всегда есть иллюзия, что в такси безопасно, если звучит имя крупной, известной компании.
— Я проводил эксперимент и сам устроился в «Яндекс.Такси». Оказалось, что туда легко можно попасть без лицензии (на работу в такси), только с паспортом и правами. Можно и без своего автомобиля, — рассказывает Холодов.
Специалист объяснил, как можно проверить надёжность компании.
— Можно провести небольшой тест, — говорит Александр. — После поездки позвоните диспетчеру и скажите, что забыли зонтик в машине.
Таким образом пассажир проверит, как компания будет выстраивать коммуникацию, будет ли диспетчер вообще разговаривать на эту тему, есть ли у него связь с водителями или он даже не понимает, о каком человеке идёт речь.
В «Яндексе» не ответили на запрос Лайфа по поводу домогательств таксистов.