Особенности национального извоза

Особенности национального извоза

До недавнего времени на рынке пассажирских перевозок творилась полная вакханалия. Частным извозом занимались все, кому не лень. «Бомбила» на старых «жигулях» с глубокого похмелья, а то и вовсе обкуренный, был обычным явлением на улицах Волжского и других российских городов.

Правительство попыталось навести порядок, приняв ряд законов, дабы регламентировать эту деятельность, повысить безопасность пассажирских перевозок и вывести бизнес из тени, то есть понудить таксистов платить налоги.

На первый взгляд, ситуация вроде бы изменилась к лучшему: появились вполне приличные чистые машины с опознавательными знаками, с таксо-счётчиками внутри, трезвыми водителями и конкурентными ценами. Казалось бы, обывателю можно не опасаться вызвать такси и отправить ребёнка к бабушке: это не залётный водитель, а солидная фирма. Значит, пройден обязательный медосмотр, техосмотр транспорта, есть лицензия, страховка и, не дай бог, случись авария, будет кому предъявлять иски и требовать компенсацию вреда здоровью.

На деле же всё обстоит далеко не так. Вам давали когда-нибудь кассовый чек в такси? Мне – нет. А ведь обязаны, если это официально зарегистрированное такси.

Собственно поводом к небольшому расследованию послужил мой случайный вызов такси одной из широко рекламируемых компаний. Наслушавшись хвалебных отзывов о новой солидной фирме с низкими ценами «Такси едет» (название изменено) я как-то вызвала машину этой конторы. Каково же было моё удивление, когда к дому подъехало серое авто без опознавательных знаков. Дальше – больше. Водитель попался словоохотливый и явно не очень довольный своими хозяевами. Поэтому за время поездки успел нарисовать мне настоящую, а не фасадную картинку этого бизнеса

 

 

 

 

 

такси

Оказывается, все эти вновь испечённые организации а-ля «Такси едет», «Такси — Юпитер» и другие ничего общего с транспортными компаниями не имеют. Зарегистрированы они как диспетчерские службы, и вся их деятельность заключается в передаче вашего заказа водителям, даже не зачисленным в штат организации. Иными словами, есть некий офис, в котором работают 1-2 диспетчера. В их обязанности входит зафиксировать ваш звонок и перенаправить его одному из множества частных водителей, список которых всегда под рукой. «Таксисты», которых к вам направляют по вызову, не являются сотрудниками этой организации, они не оформлены как частные предприниматели и, естественно, не имеют разрешения на перевозку пассажиров. В таких конторах нет своего автопарка, не проводят предрейсовых медицинских осмотров водителей и техосмотра транспорта.

Никаких трудовых договоров с водителями, естественно, нет. Официальной зарплаты, отчислений в социальные фонды, оплаты больничных – соответственно тоже. И трудовой стаж не идёт, ведь официально там таксисты не работают. Разумеется, никаких налогов с этого чёрного «нала» наши «рога и копыта» не платят. Сплошная «махновщина».

«А как же машины с фонарями на крыше или надписями на бортах?», – спрашиваю я у подпольного таксиста. Оказывается, и в этом плане наши дети лейтенанта Шмидта нашли простое решение. Это всего лишь наружная реклама на транспорте. Контора арендует у водителя поверхность его автомобиля для размещения там своей наружной рекламы, то есть «шашечек». Остановит такого «таксиста» сотрудник ГИБДД, потребует лицензию, а водитель спокойно ему возразит, что никаких перевозок он не осуществляет, в машине сидит знакомый, а на крыше машины – всего лишь наружная реклама компании, за которую ему платят 10 рублей в месяц….» И всё: у «гаишников» претензий нет.

А еще в «службах заказа» заключаются договоры передачи в безвозмездное пользование водителю имущества. Под имуществом подразумевается смартфон с такси-программой (позывные, навигация) и держатель для него, устанавливаемые в салоне автомобиля. Есть, правда, конторы, которые обходятся и без этого. Они требуют от водителя наличия навигатора и сотового телефона с выходом в интернет.
Но самое интересное заключается в том, что «таксёры» могут даже не показываться диспетчеру на глаза годами. Они просто скидывают по телефону СМС или ММС фото своего автомобиля с госномером, как бы оповещая о своём выходе в рейс. Далее диспетчер отслеживает перемещения водителя через компьютерную программу.

 

такси

Порядок расчетов в таких «такси-службах» осуществляется либо за наличные – определённый процент с каждого заказа, или же через терминал по установленной таксе с каждого выезда, вне зависимости от суммы заказа.

Что же получается в итоге? Есть диспетчерская служба, которая за сравнительно небольшие деньги направит в вашу сторону автомобиль с шашечками и водитель, который впоследствии отстегнет ей за это часть своей выручки. Что происходит с пассажиром и водителем после – «службу заказа» не касается. Случись что, «диспетчерская служба» легко «открестится» от «водилы». Дальше он за всё отвечает сам.

Понятно, что вся эта левая таксомоторная деятельность шита белыми нитками и при желании легко раскрывается и пресекается. На мой вопрос: «А где же транспортные  и трудовые инспекции, ОБЭП, налоговая и просто городская администрация, озабоченная нехваткой денег в городском бюджете?», мой водитель-таксист глубокомысленно изрёк: «Отстёгивают, видно, кому надо».
Вот такая получается изнанка таксомоторных перевозок.

Есть, правда, на рынке Волжского фирмы, располагающие своим автопарком и имеющие разрешение на пассажирские перевозки, хотя и там большинство водителей работают неофициально, без оформления трудового договора. Эти легальные конторы в отличие от левых такси всё-таки несут кое-какие издержки в виде пошлин на разрешение и налогов (пусть и не в полном объёме). Но они оказываются в неравных условиях по сравнению с нелегальным такси и рано или поздно будут вынуждены уйти с рынка или перейти работать по «серой» схеме.

PS: Действующее российское законодательство (№69 – ФЗ от 21 апреля 2011 года) не распространяет свои требования на «диспетчерские службы» и «службы заказа». Этот вид деятельности выпал из правового поля.

На сегодняшний день в Госдуму внесён законопроект, предлагающий устранить этот пробел законодательства и обязать диспетчерские службы доверять заказы только водителям, имеющим все необходимые разрешения. Одновременно с этим в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях будет предусмотрен штраф за нарушение требований о передаче заказов на перевозку пассажиров и багажа легковым такси: 10 000 рублей для физических лиц и 30 000 рублей – для юридических. При этом «службы заказа», как и таксопарки, будут нести ответственность за нарушение правил перевозки.

Источник: http://ahtuba34.ru/

Похожие новости