Как в Гомеле ловили таксистов-нелегалов
Нелегальные таксисты – проблема, остроту и масштабы которой налоговики отмечают при каждом общении с журналистами. Поэтому и просьбу AUTO.TUT.BY об участии в рейде руководство ИМНС РБ по Гомельской области поддержало охотно. С единственной оговоркой: «Время и место сообщим перед самым началом. Так что будьте готовы».
Предосторожности понятны – сарафанное радио работает не хуже интернета, и утечка информации может произойти самым непостижимым образом.
Проводить операцию будут совместными усилиями сотрудники подразделений ИМНС и управления по борьбе с экономической преступностью УВД Гомельского облисполкома. По окончании инструктажа налоговики и милиционеры в штатском обсуждают дальнейшую тактику действий. Главная сложность в том, что всех участвующих в контрольных закупках сотрудников таксисты-нелегалы знают в лицо и распознают за версту. Иногда доходит до курьезов.
– Как-то мне самому поздно ночью нужно было уехать с вокзала домой, – рассказал об одном из таких начальник отдела контрольных мероприятий областной ИМНС Борис Альтерман. – Подхожу, а от меня все таксисты шарахаются. Спрашиваю, кто отвезет, отвечают – а мы не работаем, просто так здесь стоим. Даже те, которые официально зарегистрированы, и те не захотели.
– А мне на свой адрес такси вызвать вообще проблема – никто заказ принимать не хочет, – вторит ему коллега по имени Михаил. – Как-то супруга приехала на такси, попросила выйти расплатиться. Подхожу к машине, водитель меня увидел, уставился большими глазами, дверь тут же заблокировал и не открывает. Видимо, боялся, что закупка…
Тем не менее, именно Михаилу предстоит исполнять функции разведчика – то есть, высматривать потенциальных нарушителей. Предпочтение отдается в первую очередь «старым знакомым», которые уже попадались раньше.
Едем на привокзальную площадь – главную вотчину гомельских таксистов всех мастей. Страсти за место под солнцем здесь бурлят нешуточные. Один из сотрудников УБЭП рассказывает про случай с таксистом из Мозыря, который привез в Гомель родственников, чтобы посадить на поезд. А когда через 15 минут вернулся к машине, покрышки были изрезаны. Местные коллеги заподозрили в нем конкурента и, минуя дипломатическую стадию, нанесли превентивный удар.
Другой таксист, гомельский, приехал, чтобы встретить с поезда родную сестру. Когда вместе с ней и сумками подходил к машине, его обступили извозчики с недобрыми выражениями лиц. Пришлось долго убеждать в том, что никто не покушался на их «поляну». Суровые извозчики отступили лишь после того, как брат и сестра предъявили паспорта.
Михаил возвращается из «дозора» не с пустыми руками:
– Вишневый Hyundai, стоит напротив билетных касс. Водитель – наш постоянный клиент.
После этого вместе с сотрудником ОБЭП, изображая пассажиров, подходим к машине:
– В Волотову нужно. К «Евроопту» возле Чечерской за сколько отвезете?
– Восемьдесят, – называет цену мужчина кавказской внешности, сидящий за рулем.
Не торгуясь, садимся. Водитель выглядит несколько напряженным, то и дело подозрительно поглядывает в зеркало заднего вида. Приходится имитировать звонок воображаемым друзьям с расспросами о том, сколько взять водки и заверениями, что мы вот-вот подъедем.
Водитель расслабляется и сохраняет спокойствие до конца поездки. Получив 100-тысячную купюру, дает сдачу. После чего милиционер показывает удостоверение:
– ОБЭП Новобелицкого РОВД. Глушите двигатель.
– Ну а зачем было сюда ехать? – поворачивая ключ в замке зажигания, сокрушенно вздыхает водитель. – Можно ведь и на месте было – не в первый же раз…
Вот это точно. Ранее 49-летний уроженец Грузии наказывался за нелегальный извоз трижды: два раза в 2011-м году и один – в 2012-м. Примечательно, что тем же способом зарабатывают на жизнь его сын и родной брат. Но если первый занимается этим официально, то у второго в прошлом году суд конфисковал SEAT.
– В такие долги нас загнали! – причитает нынешний нарушитель. – Не знаем сейчас, как выкрутиться…
Внимания заслуживает его собственный автомобиль – Hyundai Sonata, над которым теперь также нависла угроза ареста. На крыше гордо красуется плафон с шашечками такси. На двери со стороны водителя – желтая наклейка с указанием реквизитов. Впрочем, при ближайшем рассмотрении оказывается, что это чистой воды липа, наклеенная для отвода глаз. Фамилия «перевозчика ИП» на ней тщательно стерта.
Кстати, одно время гражданин таки сотрудничал с легальной фирмой-такси. В тот период и обзавелся необходимыми атрибутами. Но потом решил, что делиться выручкой с диспетчерами нерационально, и снова подался в «бомбилы». Такой же фокус многие нелегалы проделывают с желтыми номерными знаками, получая их в недолгий период легальной работы. А затем, вернувшись «к бордюру», просто используют для маскировки.
Пока составляется протокол, мужчина жалуется на невезение, просит назначить штраф «по-сиротски» и говорит, что «левачил» последний раз. Дескать, буквально через пару дней он станет на учет в ИМНС и вернется на легальное поприще.
Водитель Аudi А6, скучающий возле универмага «Гомель», соглашается отвезти нас в Волотову за 70 тысяч.
Первая реакция при виде милицейского удостоверения – нервный смех:
– Поймали меня… Ну что ты будешь делать?
Однако философски-смиренное восприятие ситуации быстро проходит. В течение следующих двадцати минут 52-летний мужчина правдами и неправдами пытается «решить проблему»:
– Ребят, а давайте мы это все как-нибудь уладим? Ну, напишите там у себя, что, да, поработали… У меня друзей много среди ваших. Можно мне позвонить?
При этом водитель называет фамилию одного из бывших руководителей криминальной милиции областного УВД. Впрочем, тот ему уже вряд ли поможет, поскольку в апреле был задержан при получении взятки.
– Потому что порядочный был, за справедливость – вот и подставили, – убежден таксист. – Ладно, у меня друзей много – сейчас еще позвоню…
В стороне один из «бэповцев» усмехается:
– Ну, пускай звонит. Сейчас приедет какой-нибудь «пиджак» – и его зацепим. Кому вообще сейчас охота подставляться? Это в эти-то времена.
Очевидно, под «этими временами» подразумевается череда коррупционных скандалов с участием высокопоставленных чиновников из местных органов власти. Впрочем, на выручку Сергею Николаевичу так никто и не приехал.
– Как все задолбало! – досадливо сплевывает он, демонстративно снимая плафон с крыши и забрасывая его в багажник. – Ну его к черту, это таксование – из-за копейки машиной рисковать. Ведь была же «чуйка» – хотел домой ехать…
Расстроенный водитель обильно и громко сыплет матом. Один из милиционеров делает замечание, предупреждая, что дело может закончиться еще большими неприятностями.
Узнав, что за первое нарушение машину не конфискуют, водитель чуть успокаивается. Рассказывает, что «таксовать» начал еще в 1986 году. Бывали периоды – работал легально. В подтверждение показывает ламинированный бэйдж, который еще недавно возил на передней панели. На вопрос, зачем понадобилось «ликвидироваться», отвечает туманно:
– А затем, чтоб не посадили. Там такая карусель началась – вы б знали…
Сергей Николаевич интересуется, попался ли он случайно или же его «сдал» кто-то из коллег? Видать, бывает у них и такое. Кстати, рассказывая о периоде законной работы, сам водитель говорит про наглость «бомбил»:
– Раньше проще было. А сейчас подходят эти молодые, накачанные: «Отец, не мешайся, уезжай!» И все – не пускают, нигде не станешь . Ай, ну его! Руки, ноги есть – заработаю…
Регулярные рейды налоговиков обнажают лишь верхушку айсберга проблемы. Настоящая война идет между нелегальными извозчиками и таксистами, которые работают официально. Парадокс, но последние, несмотря на то, что на их стороне закон, чаще проигрывают. Нелегалы оккупировали самые доходные места, пуская туда только «своих». Доходит до прямых стычек и разного калибра пакостей исподтишка вроде проколотых колес, разбитых фар и поцарапанных кузовов.
Самым «проблемным» стал третий таксист-нелегал. Проезжая мимо в других машинах, мы несколько раз видели его Audi 90 с вмятиной на двери и оранжевым плафоном на крыше.
Во время «контрольно-закупочной» поездки водитель инстинктивно заподозрил неладное. Не доезжая до оговоренного места, мужчина остановился. И сообщил, что дальше ехать не сможет – якобы из-за поломки рулевой колонки. Пассажиры могут заплатить «сколько не жалко» и добираться самим. Удостоверения сотрудников ОБЭП и налоговой инспекции сюрпризом не стали. Молча выйдя из машины, мужчина снимает с крыши плафон и бросает его на пол перед задними сиденьями.
Через десять минут, давая пояснения, водитель с усмешкой твердит, что плафон валяется в салоне с незапамятных времен. С тех самых, когда он трудился в фирме-такси. Но было это давно. Теперь же он работает специалистом по продажам на частном предприятии и думать забыл о том, что такое таксовать. А пассажиров согласился подвезти по доброте душевной.
– Оно ж как было, – охотно вдается в подробности 46-летний Александр, улыбка которого – само ехидство. – Стою, значит, возле универмага «Гомель», жду знакомого – он мне должен был дрель привезти. А тут парень с девушкой подходят – им в Волотову нужно ехать. Надо людям помочь – все равно без дела скучаю. Вот и повез… Не верите? Да можем хоть сейчас к знакомому поехать – он вам ту дрель покажет.
Юридически подкованный нарушитель блистает правовой грамотностью, требуя безукоризненного соблюдения формальностей. Идя навстречу, инспекторы вызывают сотрудников ГАИ. Выясняется, что помимо прочего отсутствует техосмотр, есть и другие недостатки. Дело едва не доходит до эвакуации авто на штрафстоянку.
Однако Александр не теряет боевого духа. К подобным процедурам ему не привыкать. Ранее его привлекали к ответственности за нелегальные перевозки в 2012 году и дважды – в 2013-м. Когда, наконец, все бумаги оформлены, прочитаны и подписаны, на часах почти полночь. Попрощавшись «до новых встреч», милиционеры и налоговики разъезжаются.
В общем и целом рейд прошел спокойно — по крайней мере обошлось без физического сопротивления. По мнению налоговиков, от таких действий нелегалов удерживает, как правило, лишь присутствие милиционеров. Вместе с тем в перерывах между составлением протоколов сотрудники УБЭП привели множество примеров, когда служебные удостоверения отнюдь не гарантируют защиты.
Попавшиеся нарушители нередко ведут себя неадекватно. Один – ударил «по газам» и пригрозил, что намеренно въедет в столб той стороной автомобиля, с которой на пассажирском кресле сидел милиционер. Второй стал крутить «пятаки», подвергая опасности и себя, и сидевших в машине – при том, что задняя дверь была открыта и один человек едва не выпал. Третий устроил сумасшедшую поездку на всей скорости по городу. Бывало, инспекторов завозили в глухой лес и там высаживали.
На этом фоне почти комичными выглядят истории, когда нелегалы съедают деньги, чтобы таким образом избавиться от улик. Или сюжет, достойный ситкома: нарушитель выскочил из машины и бросился наутек, предварительно сорвав с крыши плафон. Через несколько метров швырнул его в сторону, а сам бежал, пока не был настигнут милиционером. Но вот незадача – найти плафон так и не удалось. Тот словно сквозь землю провалился. А вскоре стало известно, что в это же время по расположенному рядом мини-рынку разгуливала компания подростков. Детвора предлагала всем желающим купить по сходной цене «фонарь» с шашечками такси, найденный в нескольких сотнях метров…
Иллюзий об эффективности нынешнего рейда никто не испытывает. На самом деле, это лишь капля в море той работы, которая проделывается постоянно. Однако меньше ее не станет до тех пор, пока не ужесточатся меры ответственности, считает начальник управления координации и организации контрольной деятельности областной ИМНСВиталия Клевцова:
– За первое полугодие нами привлечен к ответственности 41 гражданин, занимавшийся нелегальными перевозками пассажиров в такси. Сумма уплаченных штрафов превысила 146 млн рублей. Однако вместе с тем ни одного автомобиля, даже у нарушителей, попавшихся повторно, суд не конфисковал. Мы же уверены, что такая мера наказания способна заставить нелегалов выходить из тени, официально регистрироваться, платить налоги и работать по закону. Следует понять и то, что одними лишь карательными мерами проблему не искоренить. Нелегалы-таксисты будут существовать до тех пор, пока люди пользуются их услугами. При том, что, как показывает практика, нередко они устанавливают цены выше, чем их коллеги, работающие официально. Немало нареканий и к техническому состоянию автомобилей нелегалов. А это — уже вопрос безопасности пассажиров.
Источникhttp://auto.tut.by/news/road/409496.html